Менькова Оксана Викторовна 2 класс Урок №43
Русский язык 2 четверть
Тема урока: «Корень слова. Родственные слова.»
Цели преподавания: 1. Формирование общего представления о родственных словах, о корне слова и его роли в слове; ознакомление с признаками родственных слов, умение выделять корень в слове, правильно подбирать родственные слова.
2. Развитие мышления, внимания, речи учащихся. Обучение наблюдению, сравнению, классификации, обобщению.
3. Воспитание интереса к предмету, положительного отношения к учебе, умение оказать помощь другу.
Цели обучения:1. Знать, что такое «корень слова», «родственные слова», уметь выделять корень в слове и графически его обозначать, понимать, какие слова являются родственными.
2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают, что такое корень слова, умеют находить корень в слове, графически его обозначать, понимают, какие слова являются родственными.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 2 класс», презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», физминутка «Гиппопотам».
Ход урока:
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Постановка темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
- Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней. Узнаем, что такое корень, какие слова являются родственными, научимся обозначаться корень в слове.
Слайд № 1.
3. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слайд №2.
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (дерево).
- Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные гласные?
- Выполните минутку чистописания по образцу:
Дд дд дерево берёза осина
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
4. Работа по теме урока.
Слайд № 3.
- Знаете ли вы, как называется самая главная часть растения? (корень).
- Корень есть у зуба. Корень есть и у слова. Почему так назвали одну из частей слова? Потому что она главная. Из корня могут вырасти разные слова, как у дерева ветки.
- «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
- Что же такое корень? Послушайте сказку:
«Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные (родственные) слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Слайд № 4.
- Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
- Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном: «смотри в корень» или «зри в корень». Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
- РТ№2 – с.6 №1 – выделите общую часть родственных слов, назовите корень (кол-но).
- Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть?
- Какие слова называются однокоренными?
- Вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.
Слайд № 5: «Как растут слова»:
- Послушайте стихотворение Е.Измайловой «Как-то много лет назад…).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- О каком «саде» идет речь?
- Что за «словесный» сад?
- Какой словесный сад вырос из слова сад?
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
Физминутка «Веселые бурундуки». (музыкальное сопровождение).
5. Закрепление изученного материала.
- А сейчас мы подошли к лесной речке.
Слайд № 6.
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
Слайд № 7.
- Собрались однажды у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод.
- Запишите список родственников Воды:
Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли.
Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»
- Спишите однокоренные слова, выделите корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
Слайд № 9.
- Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
- Родня ли Гусеница Гусю?
Слайд № 10.
- Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что показалось сложным?
- Какие слова называются родственными? Что такое корень слова?
- Оценки за урок.
- Д/з: с. 89, 90(пр), у.237.
3