СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе "Корень слова. Родственные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Корень слова. Родственные слова"»

Менькова Оксана Викторовна 2 класс Урок №43

Русский язык 2 четверть


Тема урока: «Корень слова. Родственные слова.»

Цели преподавания: 1. Формирование общего представления о родственных словах, о корне слова и его роли в слове; ознакомление с признаками родственных слов, умение выделять корень в слове, правильно подбирать родственные слова.

2. Развитие мышления, внимания, речи учащихся. Обучение наблюдению, сравнению, классификации, обобщению.

3. Воспитание интереса к предмету, положительного отношения к учебе, умение оказать помощь другу.

Цели обучения:1. Знать, что такое «корень слова», «родственные слова», уметь выделять корень в слове и графически его обозначать, понимать, какие слова являются родственными.

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают, что такое корень слова, умеют находить корень в слове, графически его обозначать, понимают, какие слова являются родственными.

Ресурсы: Учебник «Русский язык, 2 класс», презентация «В царстве корней», плакаты к уроку, таблица «Состав слова», физминутка «Гиппопотам».


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

  1. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

- Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней. Узнаем, что такое корень, какие слова являются родственными, научимся обозначаться корень в слове.

Слайд № 1.

3. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд №2.

- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (дерево).

- Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные гласные?

- Выполните минутку чистописания по образцу:

Дд дд дерево берёза осина

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

4. Работа по теме урока.

Слайд № 3.

- Знаете ли вы, как называется самая главная часть растения? (корень).

- Корень есть у зуба. Корень есть и у слова. Почему так назвали одну из частей слова? Потому что она главная. Из корня могут вырасти разные слова, как у дерева ветки.

- «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

- Что же такое корень? Послушайте сказку:

«Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные (родственные) слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.


Слайд № 4.

- Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными

- Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном: «смотри в корень» или «зри в корень». Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

- РТ№2 – с.6 №1 – выделите общую часть родственных слов, назовите корень (кол-но).

- Какие слова называются родственными?

- Как называется общая часть?

- Какие слова называются однокоренными?

- Вывод: Общая часть родственных слов называется корнем.


Слайд № 5: «Как растут слова»:

- Послушайте стихотворение Е.Измайловой «Как-то много лет назад…).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О каком «саде» идет речь?

- Что за «словесный» сад?

- Какой словесный сад вырос из слова сад?

Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.


Физминутка «Веселые бурундуки». (музыкальное сопровождение).


5. Закрепление изученного материала.

- А сейчас мы подошли к лесной речке.

Слайд № 6.

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.


Слайд № 7.

- Собрались однажды у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

- Почему гости не сразу приметили чужака?

- Не поможете ли вы ему найти родственников?

Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод.

- Запишите список родственников Воды:

Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли.


Слайд № 8. «Какое слово лишнее?»

- Спишите однокоренные слова, выделите корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.


Слайд № 9.

- Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

- Родня ли Гусеница Гусю?


Слайд № 10.

- Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.


6. Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Что показалось сложным?

- Какие слова называются родственными? Что такое корень слова?

- Оценки за урок.

- Д/з: с. 89, 90(пр), у.237.

3