Урок русского языка во 2 классе "Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи"
Цели: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи, развитие орфографической зоркости, продолжать работу над умением пользоваться словарями, развитие речи, расширение словарного запаса детей, воспитание прилежания и умения работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент.
Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!
А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!
2. Проверка домашнего задания:
– Что такое имя прилагательное?
- Имя прилагательное!
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты!
– Когда слова отвечают на вопрос какие?
(Обозначают признаки нескольких предметов)
– Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш.)
(Обозначают признак одного предмета)
– Какие слова отвечают на вопрос какие?
(Обозначают признаки нескольких предметов –
Белые (какие?) ландыши.)
3. Чистописание.
Правила посадки при письме .
– Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?
«Пословица рассыпалась»:
– большого, лучше, дело, безделья, маленького.
(Маленькое дело лучше большого безделья.)
– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
– Какие орфограммы вспомним, записывая эту пословицу?
– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)
– Что можно сказать об этих именах прилагательных?
(Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).
4. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы познакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными.
И в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»
5. Работа над новым материалом.
– Что такое имя существительное?
– Какая часть речи называется именем прилагательным?
– Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большое)
– Сравните их.
Сравним признаки предметов:
– по величине: журавль (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.
– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.
– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.
– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.
– Слова, которые имеют противоположное значение называют антонимами.
Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).
– По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»?
6. Физкультминутка (под музыку).
- И вот сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
7. Наблюдения за антонимами.
7.1. Работа с учебником – коллективно.
7.2. Закрепление
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… тишина.
– На какой вопрос отвечает слово «тишина»? Какой частью речи является?
– Измените это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?
– Подберите антоним к слову «тихий».
– Что может быть тихим, громким? (голос, звук)
– Подберите к данным словам противоположные по смыслу. (добрый, громкий, светлый, низкий)
– Напишите по образцу в учебнике: тихий – громкий голос.
– Выполним это задание вместе (по одному – к доске).
– Как называются слова, противоположные по смыслу?
- Что же такое антонимы?
(Чтение вывода – хором.)
8. Под диктовку:
Тает рыхлый сне… . Прошли х…лодные деньки.
Грамматическое задание:
– Какие орфограммы? Подобрать проверочные слова.
Подчеркните главные члены предложений. Какими частями выражены?
Взаимопроверка.
9. Итог урока.
Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные. Обратимся к нашему толковому словарю за разъяснением, что такое антонимы. (с. 24 – Афонина Г.Н. «Школьный толково-этимологический словарь»)
Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).
Употребление антонимов делает речь более выразительной. Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
– Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?
10. Домашнее задание .
Дополнительно – на карточках:
Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
Глупый осудит, а умный рассудит.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Буквы кривые, да смысл прямой.
– Прочитай пословицы. Выбери и выпиши две из них. Как ты их понимаешь?
– Какие именно орфограммы вспомнил при работе?
11. Дополнительный материал
«Если будет увлеченье, станет радостным ученье»
«Улыбнись!»:
– Подумай, в чём путаница?
– Ели высокие.
– А низким не хватило?
Игра «Расшифруй слово»:
широкий – (узкий)
твердый – (мягкий)
старый – (новый)
скучный – (интересный)
бесполезный – (ценный)
неряшливый – (аккуратный)
Подсказка:
Он точный, чистый и опрятный.
Иным же словом – аккуратный.
– Какая орфограмма в этом слове? (Два «к»)
– Попробуйте составить слово из первых букв подобранных вами слов. (умница)
– Дорогие умники и умницы! Сегодня наш словарь пополнился новым словом.
Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.