СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в 8 классе: А.Г.Алексин. Повесть «А тем временем где-то»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 8 классе: А.Г.Алексин. Повесть «А тем временем где-то»»

А.Г.Алексин. Повесть «А тем временем где-то»

Задачи: ознакомить с биографией писателя, помочь учащимся выявить основные проблемы в повести;

способствовать развитию умения работать над текстуальным анализом рассказа;

воспитывать у учащихся такие качества как доброта, отзывчивость, уважительное отношение к старшим.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию произведения. Слово учителя

– Случалось ли вам замечать, что ваши близкие, возможно, родные люди поступают не по совести, не по чести? Что вы при этом испытывали?

– Хотелось вам что-либо изменить?

– Легко ли осознавать, что близкие вам люди поступают недостойно?

– О чем говорит способность человека замечать такие поступки, возможно, исправлять их?

– О чем мы сегодня поговорим? (О взрослении).

Мы поговорим о взрослении человека, размышляя над повестью А.Г. Алексина «А тем временем где-то...».

3. Обращение к биографии писателя

Обратимся к биографии писателя.

Б иографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик. АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады.
Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки. Имя писателя А. Г. Алексина включено во многие российские и зарубежные академические издания.

4. Анализ повести.

- От чьего лица идет повествование? (От лица Сережи Емельянова. Это 15-летний молодой человек, вспоминающие события трехгодичной давности).

– Почему автор отдает право голоса подростку? (Люди в таком возрасте острее чувствуют несправедливость, они более искренние).

Говоря о взрослении, я хочу спросить вас: «А вы считаете себя взрослыми людьми?».

Это деформированная цитата Надеи Ясмински, молодой белорусской писательницы. Прочитайте ее. Сейчас вам предстоит заполнить пробелы в высказывании, но вставить те слова, которые вам близки. То есть, я прошу отразить ваше понимание проблемы взросления.

Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.

Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:

-  Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.

Рассказ ученика.

Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.

– А считает ли себя взрослым Сережа Емельянов?

– Каким Сережа был в начале повести? Чтобы это выяснить, заполните кластер. Запишите прилагательные и существительные, характеризующие главного героя в начале повести. Для этого опирайтесь на первую и вторую главы.

– Можно ли по этим качествам понять, что это взрослый человек?

– Ну, может быт, поступки героя совместимы с поведением взрослого человека? (Нет). Какие именно поступки?

Получается, о чем говорит нам эта схема? (Сережа обычный подросток. Он не взрослый).

- Как окружающие относились к таким поступкам Сережи? (Отрицательно, так как семья Сережи была показательная, образцовая).

Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)

-  Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)

Родители отличались от всех других. В чем же именно это проявлялось?

Сравним.

Родители в обычной семье

Родители Сережи

Не всегда посещали родительские собрания

Посещали все родительские собрания

Не всегда участвуют в жизни школы

Истинные друзья школьного коллектива

Не всегда находят общие дела

Совершают пробежки вокруг дома, вместе идут на работу, вместе возвращаются домой

-  Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

-  Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея

-  Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста

-  Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?

Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем.

(Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)

-  Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

-  Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

-  Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

-  Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

-  Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

-  Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

-  Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

-  Кто такая Нина Георгиевна?

(Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

- Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

-  Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)

- Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

-  Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)

-  Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает.

-  Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

- (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

-  С помощью равнодушия творится зло, подлость. Вспомним слова о равнодушии: «Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство».

-  Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».

-  Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)

-  Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)

-  Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

-  Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)

4. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

– Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы представляете Сергея после прочтения повести?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?

Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

5. Итоги урока. Рефлексия

Тема повести «А тем временем где-то» – семья Емельяновых и отношения между взрослыми и детьми.
Идея произведения – спешите делать добро, чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешение дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Повесть Алексина называется «А тем временем где-то...». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи)

– Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.