А.Г.Алексин. Повесть «А тем временем где-то»
Задачи: ознакомить с биографией писателя, помочь учащимся выявить основные проблемы в повести;
способствовать развитию умения работать над текстуальным анализом рассказа;
воспитывать у учащихся такие качества как доброта, отзывчивость, уважительное отношение к старшим.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию произведения. Слово учителя
– Случалось ли вам замечать, что ваши близкие, возможно, родные люди поступают не по совести, не по чести? Что вы при этом испытывали?
– Хотелось вам что-либо изменить?
– Легко ли осознавать, что близкие вам люди поступают недостойно?
– О чем говорит способность человека замечать такие поступки, возможно, исправлять их?
– О чем мы сегодня поговорим? (О взрослении).
Мы поговорим о взрослении человека, размышляя над повестью А.Г. Алексина «А тем временем где-то...».
3. Обращение к биографии писателя
Обратимся к биографии писателя.
Б
иографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик. АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады.
Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки. Имя писателя А. Г. Алексина включено во многие российские и зарубежные академические издания.
4. Анализ повести.
- От чьего лица идет повествование? (От лица Сережи Емельянова. Это 15-летний молодой человек, вспоминающие события трехгодичной давности).
– Почему автор отдает право голоса подростку? (Люди в таком возрасте острее чувствуют несправедливость, они более искренние).
Говоря о взрослении, я хочу спросить вас: «А вы считаете себя взрослыми людьми?».
Это деформированная цитата Надеи Ясмински, молодой белорусской писательницы. Прочитайте ее. Сейчас вам предстоит заполнить пробелы в высказывании, но вставить те слова, которые вам близки. То есть, я прошу отразить ваше понимание проблемы взросления.
Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.
Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:
- Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.
Рассказ ученика.
Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.
– А считает ли себя взрослым Сережа Емельянов?
– Каким Сережа был в начале повести? Чтобы это выяснить, заполните кластер. Запишите прилагательные и существительные, характеризующие главного героя в начале повести. Для этого опирайтесь на первую и вторую главы.
– Можно ли по этим качествам понять, что это взрослый человек?
– Ну, может быт, поступки героя совместимы с поведением взрослого человека? (Нет). Какие именно поступки?
Получается, о чем говорит нам эта схема? (Сережа обычный подросток. Он не взрослый).
- Как окружающие относились к таким поступкам Сережи? (Отрицательно, так как семья Сережи была показательная, образцовая).
Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)
- Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)
Родители отличались от всех других. В чем же именно это проявлялось?
Сравним.
Родители в обычной семье | Родители Сережи |
Не всегда посещали родительские собрания | Посещали все родительские собрания |
Не всегда участвуют в жизни школы | Истинные друзья школьного коллектива |
Не всегда находят общие дела | Совершают пробежки вокруг дома, вместе идут на работу, вместе возвращаются домой |
- Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)
- Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.
Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея
- Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста
- Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?
Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем.
(Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)
- Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)
- Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)
Подготовленный ученик читает текст письма из книги.
- Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)
- Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)
- Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)
- Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)
- Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)
- Кто такая Нина Георгиевна?
(Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)
- Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)
- Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)
- Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)
- Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)
- Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает.
- Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)
- (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)
- С помощью равнодушия творится зло, подлость. Вспомним слова о равнодушии: «Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство».
- Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».
- Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)
- Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)
- Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)
- Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)
4. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:
– Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы представляете Сергея после прочтения повести?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?
Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)
5. Итоги урока. Рефлексия
Тема повести «А тем временем где-то» – семья Емельяновых и отношения между взрослыми и детьми.
Идея произведения – спешите делать добро, чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешение дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.
Повесть Алексина называется «А тем временем где-то...». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи)
– Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.