Тема: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк « Серая Шейка».
Цели: совершенствовать навыки чтения, учить анализировать произведение, уметь выражать свои мысли, чувства, видеть, понимать и передавать настроение героев; развивать речь; воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, начнём урок с того, что подарим друг другу тёплую улыбку и хорошее настроение.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творением великого писателя (фото) Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка « Серая Шейка».
Вас ждут новые открытия , интересные сведения и удивительные истории .
Работа предстоит сложная. Ведь для того, чтобы чего-то добиться, нужно хорошо потрудиться. Но я уверена, что со всеми заданиями вы справитесь, потому что вы трудолюбивые и ответственные. И главное помните:
НЕУСПЕХ – СЛУЧАЕН
УСПЕХ-ЗАКОНОМЕРЕН
II. Проверка домашнего задания.
- Мне не терпится приступить к работе.
И начнём мы с проверки домашнего задания.
Для начала ответьте – Крик какого существа никогда не повторяет эхо?
( Крик утки).
– Подсказка - Они крикуны ужасные, на ножках ласты красные.
- Какие вы нашли пословицы, где встречается слово - утка?
*** Говорить, будто воду на голову утки лить. ( Бестолку).
*** На то у селезня зеркальца на крыльях, чтоб утки гляделись. ( Когда мужчина хорошо выглядит, так на него и приятно посмотреть и дружить с ним больше будут).
*** Дожидаясь гуся, не упусти утку. ( Можешь мечтать о чём -то недоступном, а рядом будет то, что тебе надо, но попроще. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
- Я уверена, что дома вы хорошо поработали над 1 и 2 частями сказки, потому что без опоры на полученные знания мы не сможем более глубоко понять смысл всего произведения.
- Чтобы освежить в памяти прочитанное, ответьте мне на вопрос:
- Как в сказке разные птицы собирались в дальний путь, что они чувствовали? ( стр.49)
?- Зачитайте.
- Ребята, а утки перелётные птицы?
- Почему же тогда Серая Шейка осталась зимовать?
- По какому поводу ссорилась Старая Утка с Селезнем?
- Что говорила Старая Утка о Селезне как об отце? Зачитайте. ( стр. 50).
- Как относилась Старая Утка к Серой Шейке?( стр.51, 2 часть)
- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, т.е. человек, который умеет анализировать переживания других?
- Как описывает автор переживания Старой Утки за судьбу Серой Шейки? Зачитайте. ( стр.51)
- Какой выбор предстояло сделать Старой Утке? ( стр.54)
- Как относился к этой ситуации Селезень?( стр. 51)
- Скажите, а в жизни встречаются люди, такие, как Селезень? ( Случается, что в жизни люди бросают любимых, когда те попадают в беду или отказываются от больных, требующих особого внимания, боясь трудностей и ответственности).
- Как мать успокаивала Серую шейку? Зачитайте.( стр.52)
- О чём в этот момент думала сама Серая Шейка? (стр.52, 53,54)
- Кажется, всего лишь сказка, её герои, поступки – вымысел. Но они соприкасаются с нашим миром, оставляют отпечаток в наших сердцах. Под впечатлением прочитанного поэтесса Вероника Долина написала песню. Послушайте её:
Какие тут шутки, когда улетает семья?
Последствия жутки - об этом наслышана я.
Судьба не копейка! Мне попросту не повезло.
Я Серая Шейка. И мне перебили крыло.
Семья улетает. Прощайте, прощайте, семья!
Меня угнетает, что сестры сильнее, чем я.
"Взлетай, неумейка!" - мне это с небес донесло.
Я Серая Шейка. И мне перебили крыло.
Гляжу близоруко, гляжу безнадежно во мглу.
Но я однорука и, значит, лететь не могу.
"Счастливо, счастливо!" - кричу я вдогонку семье.
Тоскливо, тоскливо одной оставаться к зиме.
Тоскливо и жутко готовиться к лютой зиме.
Последняя утка! Последняя утка на этой земле.
"Судьба не копейка!" - мне здешние птицы твердят.
Я Серая Шейка. Пускай меня лисы съедят.
- А сейчас подумайте и дайте характеристику героям сказки:
Мальчики - Старой Утке
Девочки - Селезню.
УТКА СЕЛЕЗЕНЬ
Самоотверженная Эгоистичный
Заботливая Равнодушный
Умеющая любить Не способный на жертву
Умеющая сочувствовать Не тревожит себя грустными
мыслями
- Нужно отправляться …пора!- говорили старики – вожаки.
- И нам нужно отправляться дальше. ( по времени : Но прежде, вспомним о содержании 1 и 2 частей и перескажем их).
Физкультминутка
У меня соседи – утки,
Пляшут твист вторые сутки.
Вот я в дверь к ним постучу
И на уток поворчу.
– Эй, соседки, сколько можно?
Спать от шума невозможно!
– Кря, у нас устали лапки,
Принесите, кря, нам тапки. –
Мне ответили соседки
И упали на кушетки.
– Вы бы, утки, не валялись,
А в пруду бы искупались.
Там отмокнут ваши лапки.
Не нужны вам будут тапки.
Тут с кушеток утки встали
И к пруду заковыляли.
И давай в воде плескаться
И играть, и баловаться.
Ну а мне- то не забота –
Спать уж очень мне охота...
III. Работа над новым материалом. Слушание сказки.
- Сейчас мы продолжим работу над сказкой и познакомимся с её 3 и 4 частями. Откройте учебник на стр.54. Внимательно слушайте, потому что нам предстоит не только ответить на ряд вопросов, но и сформулировать своё отношение к персонажам, которые встретятся в продолжении сказки.
? ( Читают хорошо читающие ученики)
IV. Работа над содержанием продолжения сказки.
- Какое впечатление произвела на вас сказка? ( Понравился конец…)
- Когда и за кого вы переживали, волновались?
- За кого вы радовались?
- Кто из героев вам понравился и почему?
V. Словарная работа.
- В тексте вам встретились слова, значение которых не всем может быть понятно. Объясните значение этих слов и выражений:
• Широкая полынья не поддавалась холоду – не замерзала
• Сковать льдом – заморозить
• Стража из великанов – охрана
• Непокорная красавица – свободная вольная
• Была в отчаянии – в ужасе, страхе
• Сажень – старая русская мера длины, немногим более 2м (2,13 м.)
VI. Беседа о истории написания сказки «Серая Шейка»
- Вы знаете, мне кажется, что для того, чтобы полностью осмыслить произведение, нужно ещё знать о человеке, написавшем его.
- С биографией Дмитрия Наркисовича мы познакомились на прошлом уроке, но самую изюминку, касающуюся этого произведения, я оставила на сегодня.
Знакомясь с историей написания «Серой Шейки» невольно задумываешься: что это – сказка, притча или рассказ?
Как детский писатель Мамин – Сибиряк родился 21 марта 1892 года. В этот день на свет появилась его дочка Алёнушка. Через сутки после тяжёлых родов умерла жена, и Дмитрий остался один с малышкой, у которой обнаружилось тяжёлое заболевание. За его спиной поползли глухие разговоры, что девочка, мол, не жилец, что Дмитрий Наркисович сам не очень здоров и вскоре сдаст девочку в приют.
Но он не только не отдал никому Алёнушку, но проявил себя невероятно заботливым отцом. Он стал для неё всем - и матерью , и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Алёнушке не было ещё и трёх недель, Мамин определил цель своей жизни:
« Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив…»
- Самое глубокое из детских произведений Мамина –Сибиряка «Серая Шейка» принято помещать в разделах « Рассказы о животных». Но только ли о жизни водоплавающих повествует оно? О чём ещё? ( О дружбе, переживаниях за судьбу другого, об отношениях,)
- Впервые «Серая Шейка» была напечатана в журнале «Детское чтение» через полтора года после рождения дочери писателя. И вы знаете, в журнальном варианте сказка завершалась совсем не так. Следуя «правде жизни» , Мамин – Сибиряк так закончил рассказ:
« Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замёрзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев…»
Вскоре после выхода журнала, Мамин , узнав о море детских слёз, невольно им вызванных, срочно переписывает финал. У сказки появляется новая глава, где на помощь Серой Шейке автор посылает Акинтича.
И тут уже совсем неважно, откуда взялся в безлюдном краю этот старик
( ведь ранее автор утверждал, что дело происходит в горах, покрытых густым лесом, где « никакого жилья кругом»).
- А вы были рады узнать о спасении Серой Шейки?
- Я рада, что вы умеете сопереживать и радоваться. Это многого стоит. Вы будете хорошими людьми, если в вас останутся эти чувства. К сожалению, некоторые люди, стремясь к тёплой, комфортабельной жизни начинают воспринимать слабых и больных, стариков и инвалидов, как груз. Их бросают на произвол судьбы. Сейчас, когда многие утверждают, что миром правят деньги и ради денег, самое время перечитать книги Мамина-Сибиряка. Чтобы не осталась от нашей планеты лишь кучка перьев…
VII. Работа над 3 частью.
- Скажите, вы радуетесь, когда приходит зима? Почему?
- Серая Шейка была рада приходу зимы?
- Какие чувства испытывала Серая Шейка? ( чувство страха)
- Какое чувство вызывает у вас судьба уточки? (жалко)
- Вот так происходит в природе - для одних это удовольствие, радость, для других – борьба за жизнь. Найдите подтверждение этим словам в тексте. (стр.57)
- Представьте, мы входим в зимний лес.Что происходит в природе? ( Борьба)
- Как вы думаете, зачем автор подробно описывает наступление зимы?
( стало тяжело жить, она оказалась в беде)
- К чему нас готовит описание природы? Какое состояние передаёт автор?
( опасность, тревога)
- Что было опаснее всего? ( стр.56- ясные, звёздные ночи)
- Как автор описывает ночи?( стр.56)
- Для кого опасны эти ночи?
- Что автор пишет о реке? ( стр.56)
- Как встретила зиму лиса? ( обрадовалась, что СШ окажется беззащитной её можно будет съесть)
- Как Лиса пытается вызвать СШ на берег? ( Хотела запугать. Сначала она пыталась вызвать уточку на берег ласково. Она была хитрая)
- Какими словами автор подчёркивает хитрость лисы? ( стр.58)
- Какими словами автор называет СШ? Как он к ней относится?
( Беззащитная, несчастная, сочувствует СШ, ему её жаль)
- Как изменилось поведение Лисы, когда полынья уже почти замёрзла?( Лиса издевалась над уточкой. Она теперь прямо говорила, что хочет её съесть).
- Как Заяц отнёсся к поступку Лисы? ( Осуждал, возмущался всем своим «заячьим сердцем»)
- Как Заяц относился к Уточке? ( Ласково, по-дружески, сочувствовал ей).
VIII. Работа в группах.
- А сейчас в группах подумайте и дайте характеристику героям. Можете пользоваться словарём настроений.
ЗАЯЦ ЛИСА УТОЧКА
( проверили)
Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки (на листках написаны слова, дети выходят, прикрепляют к доске)
БЕДНАЯ БЕЗЗАЩИТНАЯ КОВАРНАЯ СОЧУВСТВУЕТ
ЖЕСТОКАЯ РАДУЕТСЯ злорадствует ПРЕДУПРЕЖДАЕТ СОЧУВСТВУЕТ ТРУСЛИВ
IX. Чтение по ролям
- Подумайте, с какой интонацией будем читать слова Лисы? Зайца? Серой Шейки?
( У вас всё получится, я верю)
Из каждой группы по представителю,+ автор. Стр.55
Стр.56-57
- Молодцы!
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
X. Работа над 4 частью.
- Сломанное крыло – чёрная метка смерти: жди, скоро опять приду.
– О чём говорит уменьшающаяся день ото дня полынья? ( Иссякает жизнь СШ)
- Душа смотрит на приближающуюся смерть, слышит её голос. Трепещет. И тут… Появляется спаситель.
- Что вы можете сказать об этом человеке? ( не злой, не жестокий. Даже к лисе относиться с нежностью…)
- Вам понравился Акинтич?
- Как автор относится к нему? Какие строки это подтверждают?
- Какой поступок подтверждает, что Акинтич не жестокий человек?
( забирает Утку)
- Как бы на его месте мог бы поступить другой?
- Подумайте. Как сложится судьба Серой Шейки.
- Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
( Призывает жить в дружбе с природой, беречь её)
- Какую бы пословицу подобрали ?
Друг в беде - настоящий друг.
-Произведения Мамина – Сибиряка внушают веру в силу красоты окружающего мира , вызывают чувства восторга от гармонии в природе.
(- А в завершении хочу напомнить известные слова- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Наши редакторы подготовили сообщения по теме урока. Послушаем их.
Сюжет сказки повторился в Воронеже. На местном водохранилище зимовать остался молодой лебедь. Он еще даже не успел сменить свой рыжеватый "подростковый" окрас на белое оперение.
Скорее всего, этот лебедь появился на свет гораздо позже, чем остальной молодняк стаи. И поэтому не смог вместе со всеми отправиться в теплые края. В городе стояли морозы под 20 градусов, и лебедь едва не погиб от холода. Местные жители ужасно переживали за судьбу птицы и как могли подкармливали и ухаживали за лебедем.
Лебедя спасали от хулиганов и бродячих псов, которые присмотрели его на ужин.
Нашлись люди, которые помогли лебедю и перевезли его в птичий питомник.
XI. Подведение итога.
- Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей активности , он прошёл продуктивно. Я надеюсь, что приобретёнными знаниями вы поделитесь с родными и друзьями, самое главное отложится у вас в сердце.
Мне особенно хочется отметить работу ………………….
Они чётко (пересказывали), отвечали на поставленные вопросы, выразительно, без ошибок читали, были активными и заслуживают 9 баллов.
Я даже не сомневалась в хорошем результате ……………………….
Ребята хорошо потрудились, были активны, отвечали на вопросы а маленькие недочёты ,надеюсь, будут исправлены
Я довольна высказываниями ………………………,пусть где-то не без помощи наводящих вопросов, но вы постарались, молодцы, честно заслужили 7 баллов.
( по 6 баллов получили ……………………. Вам особенно удалось…
В следующий раз будете посмелее высказывать своё мнение, будете более активными. У вас обязательно получится получить высший балл.
XII. Д/з . Дома вы перечитаете 3 и 4 части сказки и подготовитесь к пересказу. Как мы готовимся к пересказу? ( Читаем по частям, выделяем главную мысль, озаглавливаем части, пересказываем)
XIII. Рефлексия.
Здесь, на доске, вы видите героев сказки. Если вы считаете, что сегодня на уроке вы хорошо потрудились, всё удавалось выполнить, положите карточку в карманчик Уточки. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, но возникли некоторые трудности, положите карточку в карманчик Зайца. Если же на уроке вам было трудно работать, что-то было непонятно, чувствовали себя некомфортно, положите карточку в карманчик Лисы.
( Гостям-
Всё то же самое, но об уроке. Выберите – если понравился, уточку, если есть недоработки, зайца, если не понравился – лису и положите в карманчик дедушке.)
- Всем спасибо за работу на уроке.
10