Дербент – 2021 / 2022 уч. г.
Цели для ученика: | Цели для учителя: |
Знать: смысл понятий «существительное прилагательное, падеж, предлог, окончание, словосочетание» | Предметные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
Уметь:поставить существительные в творительном падеже, в словосочетаниях и предложениях; исправить ошибки образования окончаний творительного падежа | Личностные: - научить учащихся анализировать логическую цепь по предложенной схеме, выполняя работу в парах и самостоятельно, ставя цель и разрабатывать пути ее достижения. |
Применять:правила образования окончаний в творительном падеже. | Метапредметные: - сформировать умение распределять работу в парах при проверке задания; - понимать важность правильного использования падежей в устной и письменной речи. |
Понимать: необходимость соблюдения правил орфографии, умения говорить правильно и писать без ошибок; применение полученных знаний на практике. | Опорные понятия: существительное, прилагательное, окончание, предлог. Новые понятия, термины: творительный падеж, согласование слов в словосочетании |
Этапы урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Орг. момент | (фронтальная форма работы) Эпиграф к уроку В мире много не интересного, Нам порою, неизвестного. Миру знаний нет предела. Так вперёд, друзья, за дело. Известный американский астронавт Нил Армстронг сказал: «Исследование создаёт новые знания.» -Как вы понимаете эти слова? -Каким должен быть исследователь? Какими качествами должен обладать исследователь? -Вот и я предлагаю вам стать настоящими исследователями на уроке русского языка. Проверьте подготовку вашу к уроку. 8 февраля – День науки 25 января – Татьянин день, основание МГУ | Подготовка к уроку, акцентирование на научной деятельности | понимать учебную задачу; оценивать качество подготовки к уроку; организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; формировать положительное отношение к уроку. |
II. Мотивация к учебной деятельности (групповая) | - Я предлагаю включить свой ум и разгадать кроссворд. У вас на партах находится лист с кроссвордом. Работать будете в группе. Прочитайте задания и впишите нужные слова. Чья группа справится с заданием быстрее, поднимает руки. (Проверка) Внимательно посмотрите на экран. Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю. Оценка на полях. | Ответы учащихся: - Что особенного вы заметили в словах - отгадках? (Словарные слова) - Какое новое слово у вас получилось? (Падеж) 1. Вид какой-либо местности. (Пейзаж) 2. Антоним слову сегодня. (Завтра) 3. Синоним слову бросать. (Кидать) 4. Однокоренное слово к слову адресат. (Адрес) 5. Слово французского происхождения, означающее открытие выставки. (Вернисаж) | -вызвать интерес к учебному материалу через различные мыслительные операции; формировать умение выражать собственное мнение. |
III. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (индивидуальная, коллективная) | - Запишите данные слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка) - Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ? - Как проверить согласный на конце слова? - Что такое падеж? | Ответы учащихся:Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова. это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний. 1-ряд. Выполняет фонемный (звуко-буквенный разбор) слова падеж. 2-ряд. Просклонять слово падеж. 3-ряд. Морфологический разбор. (Проверка.). Оцените работу. | -активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
IV. Формулирование проблемы. Определение темы и целей урока (фронтальная) | ОБЛАКО СЛОВ -Посмотрите на это облако. Прочитайте слова, которые в нём.Назовите тему урока – Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного, подробнее узнаем о т.п. – Что нам надо знать о падеже? – Значит, какие задачи мы поставим перед собой? – Об этом падеже послушайте сказку и подумайте, почему он так называется. Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Назвали именительным. Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось. Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным. Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным. А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете, какое имя ему дали люди? – Почему же падеж так назвали? - А вы знаете, почему этот падеж назвали «творительным»? С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно относится к труду. - Чему вы будете учить себя на уроке? | Ответы учащихся:- Творительный падеж в русской грамматике назвали так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину его иногда называли «орудийным». - Труд учеников – учёба в школе и дома. - Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом. - От какого слова произошло название падежа? (От слова «творить») - Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять) | -создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока. |
V. Открытие нового знания. (коллективная) | РАЗБОР ВОПРОСОВ СЛАЙД - С чего начнем наше исследование? (Разберем предложения по членам. Начальная форма | Творительный падеж | Школа | | Трамвай | | Небо | | Кровать | | ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО -Перед следующим нашим открытием, предлагаю вспомнить склонения имени существительного. А для этого воспользуемся образовательной платформой УЧИ.РУ (https://uchi.ru/teachers/groups/17618678/subjects/2/course_programs/3/cards/38513) Предлагаю работу в паре. -На столах у вас таблица. Все слова даны в начальной форме, а ваша задача - определить склонение, написать его и поставить существительное в творительный падеж (проверка) ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - А сейчас понаблюдаем за ролью существительных в творительном падеже в предложении. Вам нужно составить предложение. РАЗБОР ПРЕДЛОГОВ СЛАЙД - Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (Предлоги) - Вставьте нужные предлоги. Физминутка (коллективная) Имя существительное Очень удивительное. Кем? – руки вверх, чем? – вперед, другие падежи– присесть. | За горой растёт высокая трава. ГДЕ Кокованя пошёл за Дарёнкой. КУДА 1. Летели птицы над городом. 2. Нашёл под деревом. 3. Жил между деревней и городом. 4. Сидел с Таней. 5. Погоня за лисицей. - Какие предлоги вставили? Дети составили предложение. Зима укрыла землю белым пушистым ковром. Запишите предложение, разберите предложение по членам предложения, найдите существительные и определите их падеж -Каким членом предложения является существительное в дательном падеже? Люстрой, о мальчике, с велосипедом, к грозе , карась, ученицей , книгу, к мечте, под ковром. | -уметь формулировать тему урока, цели и задачи; -уметь ставить вопросы и находить на них ответы -уметь планировать свою деятельность, Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока. |
VI.Первичное закрепление нового материала (фронтальная) | - Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.117 учебника. (Работа с учебником по теме урока.) - Зачем выполняли эти упражнения? - Что вам помогало распознавать падежи? Тест На какие вопросы отвечают имена существительные в Творительном падеже? II. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? III. Каким членом предложения является имя существительное в творительном падеже? IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении. За зелёным лесом растёт аленький цветочек. - Поставьте оценку на полях. Если вы на все вопросы ответили верно, у вас получилось слово: «пять». Рефлексия (индивидуальная, групповая) Цель: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализировать свои суждения, свою деятельность; Вспомните, какая цель была поставлена на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях. | Упр 220 и 221 1. Землю копали … 2. Бревно распиливали … 3. Суп ели … 4. Макароны ели … На местах учащиеся сравнивают вывод и свой ответ.Проверяют ответ Ответ: Н. Кто? Что? О. Кого? Что? П. Кем? Чем? Р. Кого? Чего? Ответы: А В, на, через; Я. С,за,под,над,между В. К, по; Г. У, из, до, около. Ответы А. Подлежащим. Б. Сказуемым. Т. Второстепенным членом. Ответы: А.И.п. Б. Р.п.В. В.п.Ь. Т.п. - Как высчитаете, она достигнута? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? | учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи. умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализировать свои суждения, свою деятельность; |
VII. Итог урока, д/з | -Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. - Что нового вы на ней узнали? Какое было у вас настроение? - По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? - Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я благодарю вас за сотрудничество. | Ответы: творить Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу/ Проводят самооценку работы..Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их. | -уметь формулировать выводы по этапам работы; -уметь ставить вопросы и находить на них ответы -уметь структурировать информацию на основе прочитанного или сделанного и заполнять их; -делать выводы из своей практической деятельности, - проводить самооценку |