Педагог:
Добрый день! Сегодня мы обратимся к творчеству русского поэта Сергея Александровича Есенина и наша задача передать в своих картинах и зарисовках осеннее настроение, которое так удивительно проникновенно выражает поэт в своих стихотворениях. Есенин - такая звучная фамилия. Она созвучна со словами “есень”, “ясень”, “осень”. Говорят, что мотивы тоски, увядания осени не случайны в творчестве Есенина, что они определены его фамилией. “Фамилия моя древнерусская – Есенин. Если перевести её на сегодняшний …язык и выискивать корень, то это будет – осень. Осень! Осень! Я кровью люблю это слово”,- писал поэт
Сергей Есенин – поэт народный, не только потому, что родился в русской деревне, и не потому, что писал о родной природе. Язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.
Есенинская Русь начинается от родительской избы, Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.Есенинская поэзия дышит запахом родных просторов. Она светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел.
Чтение стих «Пороша»(Учитель)
- читать не торопясь;
- выделять голосом главные слова;
- соблюдать паузы.
Вопросы. – Объясните название стихотворения « Пороша».
- Что наблюдает герой? (природу)
- Что нарушает тишину зимнего царства?
- Какие художественные приёмы создают живую картину
природы? (
- Зачитайте образные слова и выражения, помогающие
С.Есенина « Пороша » - это признание в любви к просторам России.
И мне хотелось бы напомнить, что последний месяц зимы на исходе.
И именно сейчас вы имеете неповторимую возможность испытать
«последние мгновения Зимушки – зимы». Всмотритесь вокруг, вслушивайтесь и запоминайте!
Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, мне пришлось перелистать
страницы воспоминаний людей , которые близко знали С. Есенина.
И я поняла, что все его стихи тесно связаны с какими-то событиями его
жизни.
В них звучат имена окружавших его людей, животных, названы любимые
его предметы, родные пейзажи.
На уроках внеклассного чтения вы знакомились с поэзией поэта,
и многие стихи вам полюбились.
«Отговорила роща золотая».
Словарная работа.
- равнина – ровная, без холмов поверхность земли.
- грезит –
- околица –
- юность – возраст человека между детством и зрелостью.
- Чтение стихотворения учащимся «про себя», без речедвижения.
- Постановка логического ударения.( в маршрутном листе, проверка на экране)
- Представьте осенний листок, который медленно кружится в воздухе ( дети
кружатся),он бесшумно падает на землю ( присели), подул приятный осенний
ветер (дети имитируют дуновение ветерка) и понёс его по лесным тропинкам
к теплому осеннему солнышку, которое улыбается вам.
5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.
- Прочитайте первую строфу и определите, какие звуки « живут» в
ней?
- Как вы понимаете выражение: « Отговорила роща золотая…»?
- Вторая строфа. Прочитайте так, чтобы почувствовать настроение поэта.
- Третью строфу прочитайте в полголоса, передайте состояние души.
- Почему рябиновый костер никого не согрел?
- Найдите слова, с чем сравнивает поэт свои стихи?
- Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал
это стихотворение?
(тоска, одиночество, сожаление)
- Каким настроением оно проникнуто? (грустью)
- В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом?
Зачитайте эти строки.
-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)
-Зачитайте эти строки.
-Кем чувствует себя поэт?
(осенней рощей)
-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга.
Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты.. А Есенин ощущал «себя»
деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».
-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.
-А о чем грустит поэт?
(о прошедшей юности, об ушедшем лете)
Есенин задумывается о нужности своих стихов, будут ли его читать
его стихи в 21 веке?
- Что вы можете ответить поэту?
- А какие приемы помогают Есенину создать такое настроение?
( сравнения).
- Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?
( красивое, пронизано любовью к родной земле)
- Ребята! Вы прослушали сегодня стихотворение С.Есенина .А
какое оно? (мелодичное ,певучее, легкое для запоминания)
-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)
Многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями
-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу таинственным,
тихим светом.
цвет – цвет осени. С приходом осени происходят чудесные перемены,
особенно в жизни деревьев. Они вдруг загораются всеми цветами радуги,
Эти перемены всегда удивляли и радовали людей, им кажется. что у деревьев
есть душа.
-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.
II. Подготовка к восприятию темы.
-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.
-Что такое поэзия?
-останавливаться на знаках препинания)
1.Вводная беседа.
-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:
«Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»
2.Чтение стихотворения учителем.
-Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.
Лирика- выражение чувств поэта.
-Я прочитаю вам его.
(учитель читает стихотворение наизусть)
-Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?
-Какое время года описано? Почему?
3.Словарная работа.
Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
Равнина - ровная, без холмов земная поверхность
юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью
(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)
4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».
-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».
(учащиеся читают вполголоса)
-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.
-Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).
5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.
-Понравилось вам исполнение актера?
-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.
*Чтение по цепочке.
-Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.
-Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.
(учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:
-Какие слова подчеркнули?
-Где следует поставить паузы?)
(После проделанной работы дети читают стихотворение по цепочке по четверостишию.)
-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
(тоска, одиночество, сожаление
-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)
-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.
-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)
-Зачитайте эти строки.
-Кем чувствует себя поэт?
(осенней рощей)
-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».
-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.
-А о чем печалится поэт?
(о прошедшей юности, об ушедшем лете)
-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?
( красивое, пронизано любовью к родной земле).
*Выразительное чтение.
-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.
-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.
-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.
*Хоровое чтение.
-Молодцы!
-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.
-Прочитай стихотврение….
-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)
-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща VII.Закрепление
1.Выразительное чтение стихотворения
- Что значит, прочитать стихотворение выразительно?
- Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?
Сейчас мы поработаем над выразительностью
2. Самостоятельная работа детей с текстом.
*Прочитайте стихотворение, расставьте паузы и подчеркните те слова, которые вы считаете нужно выделить при чтении.
- Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, выделяя главные слова.
- Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.
3.Отработка техники выразительного чтения
*При чтении стихотворения постарайтесь передать задушевность, лиричность стихотворения.
- Какой темп: быстрый или медленный вы выберете для выразительного чтения?
*Чтение по цепочке каждой строфы
*Чтение всего стихотворения учащимися
-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.
-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.
-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.
4.Хоровое чтение.
5.Тренировочное чтение.
-Прочитай стихотворение….
6.Прослушивание романса
-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)
(любовь к Родине, к природе, к родным местам)
-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим настоящим стихам. Когда их читаешь, будто