Тема урока: Численность населения и размещение людей на Земле.
Цель урока: Формирование представления об особенностях численности и размещении населения Земли.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Карта, учебники, тетради-тренажёры, атласы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты:
Личностные
Учащийся научится:
Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. Определять по карте средней плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Находить и систематизировать информацию об адаптации жизни и хозяйственной деятельности человека к природным условиям.
Учащийся получит возможность научиться:
Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста.
Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения и учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение.
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Ход урока:
Организационный этап
- Деление класса на 5 групп
- Проверка готовности класса к уроку( наличие атласов, к/карт,учебников, письменных принадлежностей)
Основной этап.
Актуализация знаний.
- Какая из планет Солнечной системы самая яркая, красивая, «живая»? (Земля)
-Почему (т.к. на ней есть жизнь)
- А какая жизнь обитает на Земле? (животные, растения, люди)
- А как вы думаете много ли людей живёт на Земле и равномерно ли мы на ней расселились?
- Как будет сегодня называться наш урок?
Тема урока:«Численность и размещение населения Земли» - запись в тетриди
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сколько человек проживает на Земле?
- Что происходит с численностью населения?
- Равномерно ли размещается население на Земле?
Первичное усвоение новых знаний:
1.В марте 2017г. на Земле проживало 7, 5 млрд чел.
На сегодняшний момент …………
- Как вы думаете, всегда ли была численность такой большой?
Давайте откроем учебники на стр……. и посмотрим на графике «Численность населения мира», как менялась численность.
- А как вы думаете, откуда мы берём эти данные? (перепись населения)
- А кто знает, когда в России была последняя перепись населения? (в 2010 году)
- А кто знает когда будет следующая?
А теперь давайте поработаем со статистическими материалами, кот у вас лежат на столах.
Вы видите страны с самой большой численностью населения. Откройте в атласах карту «Политическая карта мира» и найдите эти страны.
К карте выходят представители каждой команды (по одному человеку) и показывают по одной стране «первой пятёрки» по численности населения на карте.
- Что влияет на рост численности населения? ( уровень развития, голод, болезни, стихийные бедствия ит. д.)
А теперь откройте к/карты стр. и подпишите эти страны, выделив их границы.
Физкультминутка.
2. - Равномерно ли заселена наша планета?
Откройте карту атласа стр. «Плотность населения мира»
- В какой части света проживает больше всего людей?
- В каком полушарии проживает больше всего людей?
- Назовите территории, которые до сих пор не заселены.
Главный показатель, характеризующий размещение населения, является плотность населения.
Средняя плотность населения Земли составляет - 50 чел./км2
Давайте с вами унаем какая плотность в России: площадь- 17,1 млн кв.км; численность – 147 млн чел. ( плотность – 8,6 чел/км2
- Каковы причины неравномерного заселения?
Контрольно-оценочный этап:
Каждой команде придумать пять вопросов по сегодняшней теме ( каждый по одному вопросу).
Обменяться командам вопросами. Затем обменяться на проверку.
Задает вопрос: ФИ ученика: |
Вопрос: |
Отвечает: ФИ ученика: |
Ответ: |
Проверял: ФИ ученика: |
Рефлексия: Определение для каждого учащегося:
- что я знал…..
- что узнал нового…….
Нарисовать в тетради градусник и отметить на сколько была освоена новая тема.
Домашнее задание: Изучить п. ,; в к/картах………