развивать способность проводить аналогию между художественным и музыкальным пространством;
развивать способность определять целепологание.
воспитательные
прививать художественно-эстетический вкус;
воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: урок-образ.
Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (демонстрационный материал), частично-поисковый, практический.
Направление: художественно - эстетическое.
организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: мультимедийные слайды, коробка со знаками "Цветок", "Солдатик", цветовые выкраски, магниты.
Аудиозапись мелодий, мульфильма.
Для обучающихся: художественный материал (акварель, гуашь), емкость с водой, кисти (щетина, белка), бумага ФА-5, тряпочки для кистей, ватман , карточки с цветовыми гаммами, карточки со словами.
Средства обучения: мультимедийная система.
Интеграция: ИЗО, музыка.
Ключевые слова: цветовая гамма хроматические, ахроматические цвета, светлота цвета, однотоновое, родственное, контрастное сочетание цветов.
Ход урока
Организационный этап.
Сообщение темы урока.
Подготовка обучающихся к усвоению.
Сообщение нового материала. Формирования новых знаний.
Первичное закрепление знаний (Практическая деятельность обучающихся).
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
1. Организационный этап.
Настрой обучающихся на творческий процесс, информировать обучающихся о находящемся на столах материале.
Дидактическая задача: Организовать внимание обучающихся, эмоционально настроить их на работу.
Форма организации: фронтальная.
Метод: словесный.
2. Сообщение темы урока.
Дидактическая задача: заинтересовать обучающихся, обеспечить принятие обучающимися цели урока.
Недавно я занималась подборкой мультфильмов для детей группы раннего развития и нашла удивительный мультфильм - фантазия на музыку из сюиты "Пер Гюнт" Эдварда Грига "В пещере горного короля".
3. Подготовка обучающихся к усвоению.
2 слайд
Преподаватель: Предлагаю вам посмотреть этот мульфильм. Прошу обратить внимание на главного героя и его действия, на то, как он шагает в такт музыке, на цветовую гамму отдельных эпизодов. (коментарии в ходе просмотра)
Преподаватель: Представьте себе, если бы звучала плавная, легкая музыка вальса... Что бы нам пришлось изменить, если бы мы были мультипликаторами?
Ответы детей:
3 слайд
Преподаватель: Выслушав ваши ответы, я сделала следующий вывод: музыка играет важную и своеобразную роль: она создает атмосферу происходящих событий.
4. Сообщение нового материала. Формирования новых знаний.
4 слайд
Преподаватель: Сегодня я хочу вам предложить прослушать два отрывка из музыкальных произведений Петра Ильича Чайковского: "Вальс цветов" сюита из балета "Щелкунчик", "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома".
Преподаватель: Давайте охарактеризуем каждый отрывок музыкальных произведений.
(обучающийся берет карточку, зачитывает слово и определяет к какой мелодии оно больше подходит. Преподаватель на слайде распределяет слова в колонки)
Преподаватель: Какой вывод можно сделать о прослушанной музыке, глядя на проделанную нами работу?
Обучающиеся: Музыкальные произведения разные по настроению, по характеру (предполагаемый ответ)
Преподаватель: А какие цвета выбрали бы вы для каждого из этих музыкальных произведений? (два обучающихсяна доске распределяют цветовые выкраски в две колонки)
Преподаватель: значит, если художник будет передавать свои ассоциации после прослушивания музыки на полотно, должны получиться совершенно разные по цветовому строю композиции.
5 слайд
Преподаватель: определите цель сегодняшнего занятия (на слайде 3 варианта.
- Поднимите руку те , кто считает первый вариант целью вашего занятия... и т.д.
(Голоса подсчитываются. Определяется цель.)
Преподаватель: предлагаю поделиться на две группы следующим образом (берут из коробочки жетончики со знаками "Цветок", "Солдатик").
6 слайд
Преподаватель: я вывела гипотезу сегодняшнего урока: если музыкальные произведения разные по настроению, по характеру - значит ваши живописные работы тоже будут отличаться цветовыми и композиционными решениями.
7 слайд
Этапы работы в команде
1. прослушивание музыки
2. определение цветовой гаммы (по карточкам)
3. выбор формата (вертикальный , горизонтальный)
4. выбор художественного материала
5. цветовое решение
6. наклеиваие на большой формат
7. расстановка акцентов, детализация
(звучат фрагменты из музыкальных произведений. Детям предлагается двигаться в такт музыке (физкультминутка)
5. Первичное закрепление знаний (Практическая деятельность обучающихся).
Каждой команде выдается карточка с критериями оценивания.
Дети работают в группе. Подбирают цветовую гармонию для общей композиции. Создают композицию по музыкальному произведению с передачей характера, заданного музыкой. Составляют общую композицию, наклеивая на большой формат свои работы. Готовятся к презентации своей работы.
6. Итог урока. Рефлексия.
Анализ работ обучающихся проводится через презентацию композиции, полученную в результате коллективной работы в группе с учетом критерий оценивания.
8 слайд
Подведение итогов
1. Вам интересно было составлять композицию?
2. С какими трудностями вы столкнулись во время работы?
3. Как вы считаете, ваша композиция получилась удачной в цветовом решении?
4. Передан ли характер музыкальных произведений?
(Вербализация законченной работы)
9 слайд
Преподаватель: обратимся к гипотезе сегодняшнего урока.
10 слайд
Вывод: живописные работы команд отличаются цветовой гармонией, значит вы смогли уловить эмоциональный характер музыки и передать его средствами живописи.
Подведение итогов и выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Найти в интернете мультфильмы, созданные по музыкальным произведениям известных композиторов. Создать композицию с передачей характера, заданного музыкой. Подготовить сообщение.
11 слайд
Преподаватель: Сегодняшнее занятие хочется закончить словами дирижера Леопольда Стоковского: "Музыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутомимое стремление к красоте, к идеалу".