Работа с интеллект картой использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении славян; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей; описание характерных, существенных черт форм догосударственного устройства и религиозных верований славян; анализ информации, содержащейся в письменных источниках; определение и использование исторических понятий и терминов; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов. | формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; работать с учебной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, информацию); обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.; использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях (Интернет); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе. | первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме, обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога. |
Ориентацион-ный (актуализации) | Постановка основных и проблемных вопросов. | Карта «Расселение славян и их соседи» http://toonsitli.ucoz.ru/file/umk-istorii/flash-maps/rasselenie_slavjan_6-7_vv.swf | Ориентирует на работу с анимационной картой. Даёт алгоритм работы с картой. Ставит основные и проблемные вопросовы по окончанию просмотра материала: когда произошло выделение славянских племён из индоевропейских? Происхождение восточных славян Работа с видеоматериалом и картой: на каких территориях и когда расселились восточные славяне? Какие соседние народы населяли равнину? На берегах каких рек поселились восточные славяне? Предлагает обсудить в парах: Какие природно-климатические условия ожидали переселенцев? Пользуясь фрагментом и знаниями, предположите, какие занятия могли успешно развиваться у обитателей равнины. Как они могли повлиять на организацию жизни восточных славян? | Смотрят анимационную карту, делают предположения, выводы, высказывают свое мнение. Работают с картой. Извлекают информацию и формулируют суждения, выводы на основе анализа карты. Определяют дату расселения славян. Работают в парах: Прогнозируют особенности исторического развития народа с учётом влияния природно-климатического фактора. Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества. Заполняют интеллект карту «Занятия славян». | 10 |
Содержатель-но- операционный | Решение основных проблем урока. Быт и нравы восточных славян Духовный мир славян Общины земледельцев | чтение текста ст. 27-ЗО «История Государства Российского» Н.М.Карамзина. Славяне https://videomore.ru/istoriya_gosudarstva_rossiiskogo/1_sezon/4_seriya Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=wje-YR3r-7I Видео. https://www.youtube.com/watch?v=A1qaqexYhZE или https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=kchyv44KBis Упражнение «Духовный мир славян» http://LearningApps.org/display?v=pu9vpoaft17 | Работа с текстом прочитайте текст и перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом и подсечно-огневой системой? Обсудите ответы с соседом по парте. Какие вопросы у вас воз- никли? Ориентирует на просмотр видеофильма, акцентирует внимание на главном задании: запомнить названия и место расселения племенных союзов восточных славян Проводит физкультминутку. Ориентирует на активный отдых. Мотивирует на продолжение работы. Работа с источником: Какие черты характера славян оказались востребованными при освоении ими просторов равни- ны? Используйте сведения из сочинения Маврикия Стратега (см. приложение 1) Что такое культура? Что такое религия? Акцентирует внимание на богатом духовном мире славянства. Понятие ЯЗЫЧЕСТВО дается учителем Можно ли религию славян славян назвать языческой? Просматрите фильм, сделайте вывод, заполните карту. Предлагает выполнить интерактивное упражнение «Духовный мир славян». (на интерактивной доске) Чем отличается родовая община от соседской? Как управляется? Предлагает сделать закладку в тексте и обратиться к словарю, найти определение «вече», понятия относящиеся к социальной структуре древне славянского общнства. | Читают текст, обсуждают, отвечают на вопросы, заполняют интеллект карту. Систематизируют информацию. Выделяют особенности исторических объектов. Объясняют особенности систем земледелия. Участвуют в обсуждении. Оценивают поведение людей, их деятельность. Заполняют интеллект карту «Занятия славян». Просматривают фрагмент, запминают славянские союзы, заполняют интеллект карпту «Союзы племен» Выполняют упражнения под музыку Работают с источником: Анализируют источник, работают по памятке. Сравнивают исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков. Ответы обучающихся. Высказывают мнения, обобщают ответы. Запоминиют понятие вносят в интеллект карту. Заполняют интеллект карту «Верования» Работа с текстом: находят ответ в тексте. Высказывают свое мнение о различиях. Делают закладку, находят в словаре определение «вече». Заполняют интеллект карту «Социальные отношения» | 20 |