СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с применением интерактивных технологий и интеллект карт "Восточные славяне в древности" 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на проведение в компьютерном классе с минимальным количеством компьютеров в расчёте: количество обучающихся : 2. На уроке используется методика работы в парах и /или индивидуально, работа с Интернетом, видеоматериалами, анимационной картой. Интеллект карта выполнена в программе XMind, учителем. На проведённом уроке  не заполненная интеллект карта была отпечатана на каждого ученика. В ходе урока обучающемуся предлагалось заполнить её по материалу урока самостоятельно или в паре. Готовый шаблон карты экономит время на уроке в средних классах. В старших продуктивнее предложить обучающимся самостоятельно работать в системе составление интеллект-карт  XMind. К уроку не приложен алгоритм работы обучающихся с компьютером, но считаю, что грамротный учитель должен его подготовить сам в случае использования разработки. Удачи!  

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме Восточные славяне и их соседи мой»


Технологическая карта урока

Тип урока: Урок открытия нового знания, с применением интеллект карт и интерактивных технологий.


Тема урока: «Восточные славяне и их соседи»

Предмет: история

УМК: : Арсентьев Н.М. Данилов А.А.История России. 6 класс

Класс: 6

Оборудование: Моноблоки (10), учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board, проектор, ОС Windows XP, MS Office 2007

Средства ИКТ ( программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Аннимационная карта

http://toonsitli.ucoz.ru/file/umk-istorii/flash-maps/rasselenie_slavjan_6-7_vv.swf

Видео

https://www.youtube.com/watch?v=AfqzBhmPyz8

http://toonsitli.ucoz.ru/file/umk-istorii/flash-maps/rasselenie_slavjan_6-7_vv.swf


https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

Упражнение

http://LearningApps.org/display?v=pu9vpoaft17


https://learningapps.org/display?v=ptcticm9318

Автор: Пантелеева Елена Александровна






Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные



  • Работа с интеллект картой

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении славян;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного устройства и религиозных верований славян;

  • анализ информации, содержащейся в письменных источниках;

  • определение и использование исторических понятий и терминов;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.


  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • работать с учебной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, информацию);

  • обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.;

  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях (Интернет);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.


  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями

  • формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме,

  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога.



Решаемые учебные проблемы



Основные понятия, изучаемые на уроке

1) Происхождение восточных славян.

2) Хозяйство славян.

3) Быт и нравы восточных славян.

4) Духовный мир славян.

5) Общины земледельцев.


Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы

славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь,

дружина. Народное ополчение


Модель применения интерактивных технологий на уроке (фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах с компьютером по схеме 1:1, 1:2)


Организационная структура урока


Этап урока

Задача

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Мотивационно-

целевой

Постановка цели и задач урока.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Вводные вопросы:

  1. Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?

  2. Что ещё, на ваш взгляд, надо узнать, чтобы иметь наиболее достоверную и полную картину жизни наших далёких предков?

Формулируют познавательные

запросы по теме урока

5

Ориентацион-ный

(актуализации)

Постановка основных и проблемных вопросов.
























Карта «Расселение славян и их соседи»

http://toonsitli.ucoz.ru/file/umk-istorii/flash-maps/rasselenie_slavjan_6-7_vv.swf








Ориентирует на работу с анимационной картой. Даёт алгоритм работы с картой.

Ставит основные и проблемные вопросовы по окончанию просмотра материала: когда произошло выделение славянских племён

из индоевропейских?

Происхождение восточных славян


Работа с видеоматериалом и картой: на каких территориях и когда расселились восточные славяне? Какие соседние народы населяли равнину? На берегах каких рек поселились восточные славяне?




Предлагает обсудить в парах:

Какие природно-климатические условия ожидали переселенцев?

Пользуясь фрагментом и знаниями, предположите, какие занятия могли успешно развиваться у обитателей равнины. Как они могли повлиять на организацию

жизни восточных славян?

Смотрят анимационную карту, делают предположения, выводы, высказывают свое мнение.









Работают с картой. Извлекают информацию и формулируют суждения, выводы на основе анализа карты.

Определяют дату расселения славян.




Работают в парах: Прогнозируют особенности исторического развития народа с учётом влияния природно-климатического фактора.

Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием общества.

Заполняют интеллект карту «Занятия славян».





10













Содержатель-но-

операционный

Решение основных проблем урока.


  • Хозяйство славян











Быт и нравы восточных славян


























Духовный мир славян























Общины земледельцев

чтение текста ст. 27-ЗО















«История Государства Российского» Н.М.Карамзина. Славяне

https://videomore.ru/istoriya_gosudarstva_rossiiskogo/1_sezon/4_seriya



Физкультминутка

https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=wje-YR3r-7I























Видео.

https://www.youtube.com/watch?v=A1qaqexYhZE

или

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=kchyv44KBis



Упражнение «Духовный мир славян»

http://LearningApps.org/display?v=pu9vpoaft17




Работа с текстом

прочитайте текст и перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом

и подсечно-огневой системой?

Обсудите ответы с соседом по

парте. Какие вопросы у вас воз-

никли?




Ориентирует на просмотр видеофильма, акцентирует внимание на главном задании:

запомнить названия и место расселения племенных союзов восточных славян




Проводит физкультминутку. Ориентирует на активный отдых.


Мотивирует на продолжение работы.



Работа с источником:

Какие черты характера славян

оказались востребованными при

освоении ими просторов равни-

ны?

Используйте сведения из

сочинения Маврикия Стратега

(см. приложение 1)


Что такое культура?

Что такое религия? Акцентирует внимание на богатом духовном мире славянства.


Понятие ЯЗЫЧЕСТВО дается учителем


Можно ли религию славян славян назвать языческой? Просматрите фильм, сделайте вывод, заполните карту.





Предлагает выполнить интерактивное упражнение «Духовный мир славян». (на интерактивной доске)




Чем отличается родовая община от соседской? Как управляется?

Предлагает сделать закладку в тексте и обратиться к словарю, найти определение «вече», понятия относящиеся к социальной структуре древне славянского общнства.

Читают текст, обсуждают, отвечают на вопросы, заполняют интеллект карту.

Систематизируют информацию.

Выделяют особенности исторических объектов. Объясняют особенности систем земледелия.

Участвуют в обсуждении.

Оценивают поведение людей, их деятельность.

Заполняют интеллект карту «Занятия славян».


Просматривают фрагмент, запминают славянские союзы, заполняют интеллект карпту «Союзы племен»






Выполняют упражнения под музыку







Работают с источником:

Анализируют источник, работают по памятке.

Сравнивают

исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.



Ответы обучающихся. Высказывают мнения, обобщают ответы.




Запоминиют понятие вносят в интеллект карту.


Заполняют интеллект карту «Верования»














Работа с текстом: находят ответ в тексте. Высказывают свое мнение о различиях. Делают закладку, находят в словаре определение «вече».


Заполняют интеллект карту «Социальные отношения»





20

Контрольно-

оценочный

(в том числе

рефлексивный

Закрепить полученные знания







Рефлексия









Изменились ли ваши знания о

жизни восточных славян? Что

нового вы узнали? О чём бы вы ещё хотели узнать?


Обсуждают результаты деятельности и подводят её итоги.

Оценивают свою познавательную деятельность

7

Домашнее задание

Закрепление полученных знаний в виде д/з

Контроль знаний «Восточные славяне и их соседи» чтение, работа с интеллект картой



Объясняет д/з

  1. Задание в рабочей тетради № 5, с.16

  2. Заполнить таблицу Приложение 2.


Записывают д/з,

3












Приложение 1.


МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)

Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днём, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом…

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.)/ Сост. Л. А. Гиндин

и др. — М., 1994. — С. 369—371.

Памятка по работе с историческим источником

1. Прочитайте заглавие (если оно есть).

2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?

3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нём.

4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.

5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.

6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чём они?



Приложение 2.


Союз племен

Территория его проживания