Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зареченская основная общеобразовательная школа»
Урок по теме:
«Семейные праздники»
4 класс
Подготовила и провела учитель Дябина Н. В.
с. Заречье
2015 – 2016 уч. год
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Оборудование:
Учебное пособие
Мультимедийная установка
Презентация по теме урока «Семейные праздники»
Раздаточный материал: кроссворд, памятки, рефлексивная мишень.
Методы и приемы работы:
1. Беседа
2. Работа с учебником
3. Побуждающий диалог
4. Работа с иллюстративным материалом
5. Работа с видеоисточниками
6. Словарная работа
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Ребята, я рада вас видеть на уроке. Я верю, что у вас все получится. Улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу успеха.
Актуализация знаний.
Праздников много бывает на свете!
Их любят взрослые, любят и дети.
В праздник танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
- Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).
Загадки.
Этот праздник в воскресенье.
Будет дома угощенье,
В школе мы заранее
Проявим все старание.
Будут яйца расписные,
Храма купола златые.
Клеим, лепим, вырезаем,
Дома близких поздравляем.
В душах свет, добро и ласка
В этот ясный праздник... (Пасхи)
В нашем классе у ребят
Нынче праздник, говорят.
Не у всех, а лишь у Таньки.
Ей подарим мы мозаику.
Таня нынче с угощеньем.
Что за праздник? (День рожденья)
Мы для мам концерт даем:
Пляшем, песни им поем.
На стене висит газета,
Рядом — наших мам портреты.
В классе шум и тарарам,
Ведь сегодня праздник мам. (День матери)
Ранцы, бантики мелькают,
Каждый свой букет несет,
Школа двери открывает
Нам в учебный новый год. (День знаний)
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг елки хоровод
Что за праздник? (Новый год)
В школе блинчики пекут,
На обед их нам дадут,
А в большую перемену
Возле школы непременно
Чучело зимы сожжем
И весну к нам зазовем.
В этот праздник всю неделю
Мы блины в обеды ели. (Масленица)
Праздник добрый, школьный, славный –
Всех учителей мы славим.
Принесем подарки им
И букет цветов вручим.
Хвалим мы учителей.
Что за день, скажи скорей? (День учителя)
Этот праздник отмечают
Те, кто космос покоряет.
Мы же в школе рисовали,
Как ракеты ввысь взмывали.
Про Гагарина узнали.
Что за праздник, отгадали? (День космонавтики)
3.Изучение нового материала.
Какое слово получилось в выделенном стобце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? ( о праздниках)
1) Работа с учебником.
Что же такое праздники? Когда они появились? Вам интересно?
Откройте учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац . (Чтение вслух)
О чем прочитали в 1 –м абзаце? ( люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)
- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
2) Работа со словарем.
Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)
Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.)
Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего- нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.
3) Продолжение работы с учебником
Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)
Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Как вы думаете, для чего нужны праздники?
Я вам помогу ответить на этот вопрос.
4) Самостоятельная работа
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники помогают поддерживать связь поколений.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.
Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.
Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха?
5) Продолжение изучения нового материала
Посмотрите на доску, какие праздники вы здесь узнаете? ( новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)
Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные .
Прочитайте 4-й абзац в учебнике (стр. 59)
Праздники
Государственные | Общественные | Семейные |
| | |
| | |
Учитель. Назовите государственные, общественные, семейные праздники.
Может быть еще есть какие-то даты, которые вы отмечаете? Назовите их.
4. Физкультминутка.
(Мультимедийное приложение)
6) Продолжение изучения нового материала
Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
- А что такое семья? (ответы детей)
7) Сказка «Звездочки»
Учитель. Давайте послушаем сказку «Как появилась семья».
«Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было.
В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?»
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они спешат?»
«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая преграды, потому что знал, дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: « Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»
«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна семья».
8) Беседа по содержанию сказки.
- Вам понравилась сказка?
- Почему Звёздочка грустила?
- Какая мечта была у Звёздочки?
- Сегодня мы поговорим с вами о семье, о семейных традициях.
У каждого человека на земле есть свой дом. Но дом это не только крыша над головой. Дом – это семья, близкие и любимые люди. Когда-то Л.Н.Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Каждый из нас является членом своей семьи. Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. В семьях могут жить два, и три, и даже четыре поколения. Например, кроме родителей и детей могут жить бабушки, дедушки и их родители.
А чем для вас является ваша семья? (ответы детей)
Каждая семья имеет своих родственников и общается с ними. В семьях ценятся не только родственные связи, но и семейные традиции. Все бережно хранят фотографии, письма, награды и другие вещи, принадлежащие их предкам. В некоторых семьях старшие «передают» младшим свои профессии. Есть семьи потомственных врачей, учителей, артистов, музыкантов, военных. В семьях празднуют дни рождения, свадьбы, новоселья и другие важные для членов семьи события.
А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008 г..
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)
Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте следующие 2 абзаца на стр.59.
Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Подаренный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
Существуют правила выбора подарка. Давайте мы с ними познакомимся.
Правила выбора подарка:
- Выбирая подарок, подумайте, об увлечениях и вкусах человека, которому он предназначен.
- Самодельный подарок должен быть аккуратен, безопасен, не хрупкий;
- Подарки должны быть красиво оформлены, приятны и т. д.
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому, кого мы хотим порадовать.
Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Если праздник устраиваем мы сами, то необходимо прислушаться к полезным советам:
1.Красиво оформить приглашения
2.украсить дом
3.Продумать меню
4.Продумать игры и развлечения.
Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)
5.Рефлексия
Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.

6.Итог урока.
Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
Домашнее задание.
По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»
Литература:
Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., АОЗТ «Золотой век»
«Основы светской этики», пособие для учащихся: М. Просвещение- 2012
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
www.calend.ru
nsportal.ru
festival.1september.ru
pedsovet.org
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Учитель организует комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.