Урок – семинар
К.Г.Паустовский «Зарубки на сердце».
Рассказ «Телеграмма» (1946 г)
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».
2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
3. Воспитательные:
- формировать гуманное отношение к близким людям;
- содействовать развитию умения общаться между собой;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
Оформление: На доске: тема урока, картинки учащихся “Портрет моей мамы”, один эпиграф.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: компьютер, возможность выхода в Интернет, портрет писателя, выставка книг писателя.
“Есть на свете
прекраснейшее существо,
у которого мы всегда
в долгу, – это мать”.
М.Горький
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
К.Г.Паустовский
Ход урок
1.Организационный момент
2. Слово учителя.
Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)
Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.
Паустовский - человек , «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.
А) Чтение (учителем) 1ого куплета песни И. Шуфутинского о матери
В доме пахнет сосной и еловыми ветками,
И уже наготове лежит молоток.
И шуршат незнакомые женщины платьями,
Что случилось со мной? Мне еще невдомек.
Мне еще невдомек, что обломанной веткою
Я остался с судьбою один на один,
И что сыном меня называть больше некому,
И что пусто и холодно стало в груди.
Это мамы не стало,
Это мама ушла,
Улыбнувшись устало,
Как Христос из угла.
И планета людская из – под ног уплыла, …
Это мамы не стало, это мама ушла …
|
Учитель:
1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены? (Ответы)
2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?
Ответ учеников:
На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери.
Б) Словарная работа
1. Как вы понимаете слово «зарубки»?
ЗАРУБКИ → (см. словарь)
2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?
- отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения
3. Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?
ПРОБЛЕМА – (см. в словарь)
- одинокой старости материнской любви
- взаимоотношений родителей и детей.
2 .Беседа с классом
- Какое чувство вызывает у вас рассказ уже в начале чтения?
( Изображается приметы осени стр. 247).
- Что вы можете сказать об обитательнице дома? (Старая, одинокая женщина, забытая дочерью).
- Как автор передаёт тоску Катерины Ивановны по дочери? (стр. 250. описывается старенькая атласная сумочка- там хранились все ее богатства)
- Какие чувства у вас вызывает пейзаж?
(грустные, тревожные )
- Почему именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?
(ответы)
-Что вы узнали о дочери Катерины Ивановны?
(живет далеко, в Ленинграде, 4 года не была у матери. 1 раз в 2 месяца посылает деньги)
- Опишите старый дом и сад Катерины Ивановны? (стр.248, стр. 251)
3. Композиция рассказа. Композиция – построение, взаимосвязь всех частей произведения.
Определите композицию рассказа, выделите 3 основные части, озаглавьте их и подберите эпиграфы.
1часть. Мать. «Эх, горе её горькое, страдание неописанное».
2 часть. Телеграмма. « За добро плати добром, не будь пустельгой».
3 часть выполняет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена односельчанами; дочь не успела увидеться с ней, не успела на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод её души растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубки на сердце».
4. Работа с текстом
- Повествователя в тексте мы почти не замечаем, он занял позицию наблюдателя. Однако незримо его присутствие ощущается в каждом слове. Прочитайте текст со слов (Прочитайте со слов «Я бродил… Я не изучал тот старый дом…»)
- Почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Настраивает на определённый лад, подготавливает к восприятию произведения, создаёт тональность повествования).
- Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж? (Пейзаж пронизывает мысль об увядании, даже смерти природы) Рассуждения детей...
- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Ивановны? (Паустовский соотносит состояние природы и человека).
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Нет, авторское отношение скрыто в характере повествователя, Когда жизнь природы замерла, Катерины Ивановне «стало ещё труднее вставать по утрам» (значит, и без того было трудно).
5.Вывод: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
В конце рассказа мы видим молоденькую учительницу, которая идёт за гробом чужой ей женщины и плачет, вспоминая свою мать. Можно с уверенностью сказать, что такой чуткий и отзывчивый на чужое горе человек научит своих учеников добру и милосердию, научит любить своих близких и не забывать их. Пока не стало поздно.
6.Итог
В конце урока выразительное чтение стиха о матери (учеником).
7. Домашнее задание: написать сочинение «О чём меня заставил задуматься рассказ Паустовского «Телеграмма» или «Добрые люди в рассказе Паустовского «Телеграмма». Подобрать пословицы и поговорки о матери.
Иллюстрирование к рассказу.