СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – семинар К.Г.Паустовский «Зарубки на сердце». Рассказ «Телеграмма» (1946 г)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – семинар

К.Г.Паустовский   «Зарубки на сердце».

Рассказ «Телеграмма» (1946 г)

Цели:

1.     Обучающие: продолжить  работу  по  формированию у учащихся  умения  анализировать  этический  текст  небольшого  объема, используя  стратегию  «Чтение с остановками».

2.     Развивающие: создать  условия  для  развития у учащихся  умений  формулировать  проблемы, находить  и  определять  средства  выражения  авторской  позиции, давать  оценку  героям, формулировать  собственную  точку  зрения, высказывать  и  аргументировать  ее.

3.     Воспитательные:

  •   формировать  гуманное  отношение  к  близким  людям;
  •   содействовать  развитию  умения  общаться  между  собой;
    •   помочь  учащимся  осознать  ценность  совместной  деятельности

Оформление: На доске: тема урока, картинки учащихся “Портрет моей мамы”,  один эпиграф.

Технология:  проблемное обучение

Оборудование: компьютер,  возможность выхода в Интернет,  портрет писателя, выставка книг писателя.

 

                                                                                              “Есть на свете

                                                                                                      прекраснейшее существо,

                                                                                              у которого мы всегда

                                                                                            в долгу, – это мать”.

                                                                                                                            М.Горький

                 Нет! Человеку никак нельзя  жить без   родины, как нельзя жить без сердца.

                   К.Г.Паустовский

 

 

Ход урок

 

1.Организационный момент

2. Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы. 

Паустовский - человек , «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

А) Чтение (учителем) 1ого  куплета  песни  И. Шуфутинского  о  матери 

В  доме  пахнет  сосной  и  еловыми  ветками,

И  уже  наготове  лежит  молоток.

И  шуршат  незнакомые  женщины  платьями,

Что  случилось  со  мной? Мне  еще  невдомек.

Мне  еще  невдомек, что  обломанной  веткою

Я  остался  с  судьбою  один  на  один,

И  что  сыном  меня  называть  больше  некому,

И  что  пусто  и  холодно  стало  в  груди.

               Это  мамы  не  стало,

              Это  мама  ушла,

             Улыбнувшись  устало,

             Как  Христос  из  угла.

            И  планета  людская  из – под  ног  уплыла, …

           Это  мамы  не  стало, это  мама  ушла …

Учитель:

1.     Ребята, о  чем  эта  песня? Какие  чувства  в  ней  выражены? (Ответы)

2.     Как  вы  думаете, почему  я  начала  урок  с  этой  песни? Как  она  связана  с  темой  прошлого  урока?

 Ответ учеников:

    На  прошлом  уроке  мы  прочитали  рассказ  К.Паустовского  «Телеграмма». Его  главная  героиня, Настя, тоже  осталась  без  матери.

Б) Словарная работа

1.    Как  вы  понимаете  слово  «зарубки»?

ЗАРУБКИ → (см. словарь)

2.  В  каком  значении  употреблено  это  слово  в  теме  урока?

- отметки  в  памяти, в  душе, сердце, которые  остаются  после  прочтения  художественного  произведения

3.  Какие  же  проблемы, ребята, поднимает  в  своем  рассказе  К.Паустовский?

ПРОБЛЕМА – (см. в словарь)

- одинокой  старости  материнской  любви

- взаимоотношений  родителей и детей.

    2 .Беседа с классом     

 

        -  Какое чувство вызывает у вас рассказ уже в начале чтения?

     ( Изображается приметы осени стр. 247).

 

  -  Что вы можете сказать об обитательнице дома? (Старая, одинокая женщина, забытая дочерью).

 

  -  Как автор передаёт тоску Катерины Ивановны по дочери? (стр. 250. описывается старенькая атласная сумочка- там хранились все ее богатства)

         - Какие  чувства  у  вас  вызывает    пейзаж?

         (грустные, тревожные )

         - Почему  именно  с  осеннего  пейзажа  начинает  Паустовский  свой  рассказ?

             (ответы)

      -Что  вы  узнали  о  дочери  Катерины  Ивановны?

        (живет  далеко, в Ленинграде, 4 года не была у матери. 1 раз в 2  месяца  посылает деньги)

      - Опишите старый дом и сад Катерины Ивановны? (стр.248, стр. 251)

        3. Композиция рассказа. Композиция – построение, взаимосвязь всех частей произведения.

     Определите композицию рассказа, выделите 3 основные части, озаглавьте их и подберите эпиграфы.

    1часть. Мать. «Эх, горе её горькое, страдание неописанное».

    2 часть. Телеграмма. « За добро плати добром, не будь пустельгой».

    3 часть выполняет роль эпилога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена односельчанами; дочь не успела увидеться с ней, не успела на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод её души растоплен слезами боли и раскаяния. Для  Насти это тоже «зарубки на сердце».

   

    4. Работа с текстом

  • Повествователя в тексте мы почти не замечаем, он занял позицию наблюдателя. Однако незримо его присутствие ощущается в каждом слове. Прочитайте текст со слов (Прочитайте со слов «Я бродил… Я не изучал тот старый дом…»)
  • Почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Настраивает на определённый лад, подготавливает к восприятию произведения, создаёт тональность повествования).
  • Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж? (Пейзаж пронизывает мысль об увядании, даже смерти природы) Рассуждения детей...
  • Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Ивановны? (Паустовский соотносит состояние природы и человека).
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине? ( Нет, авторское отношение скрыто в характере повествователя, Когда жизнь природы замерла, Катерины Ивановне «стало ещё труднее вставать по утрам» (значит, и без того было трудно).

 

      5.Вывод: За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

 В конце рассказа мы видим молоденькую учительницу, которая идёт за гробом чужой ей женщины и плачет, вспоминая свою мать. Можно с уверенностью сказать, что такой чуткий и отзывчивый на чужое горе человек научит своих учеников добру и милосердию, научит любить своих близких и не забывать их. Пока не стало поздно.

     6.Итог

     В конце урока выразительное чтение стиха о матери (учеником).

    7. Домашнее задание: написать сочинение «О чём меня заставил задуматься рассказ Паустовского «Телеграмма» или «Добрые люди в рассказе Паустовского «Телеграмма». Подобрать пословицы и поговорки о матери.

 Иллюстрирование к рассказу.