21.11. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
Планируемые образовательные результаты:обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения; формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения; наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
Ход урока
1.Организационный момент Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке мы познакомились с вами с жанром письма. И домашним заданием было написать письмо Деду Морозу, так как скоро всеми любимый праздник Новый год. Мы договорились, чтобы письмо было не просто с просьбой о подарке, а с рассказом о себе, о ваших мечтах, целях. А чтобы письмо к Деду Морозу дошло без ошибок, я вам в этом помогу.
(дети опускают письма в почтовый ящик)
- Ребята, а нам в школу сегодня тоже пришло письмо от литературного героя, вы его все знаете (слайд 2) (дети говорят – Незнайка). Давайте откроем и посмотрим, что же он пишет.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- А по интонации?
- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Какие бывают члены предложения?
- Чем может быть осложнено предложение?
Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?
Учитель: И правда, ребята, где пригодятся все эти знания? В каких разборах? (синтаксическом и пунктуационном) Записываем тему. (слайд 3)
3. Повторение. Составление алгоритма. (заполнение рабочих листов, на каждом этапе разбор примеров)
1) (Слайд 4) Определите вид каждого предложения по цели высказывания:
- Ноябрь –третий месяц осени.
- Ребята, а вы любите осень?
- Нарисуйте осенний лес.
2) (Слайд 5) Прочитайте предложения с разной интонацией:
- Как осень хороша! Как чисты небеса!
- Наступил холодный ноябрь.
3) (Слайд 4) Чем отличаются эти предложения?
- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями, облака закрыли небо.
- Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Облака закрыли небо.
4) (Слайд 5) Какое перед вами предложение по наличию второстепенных членов?
- Наступил ноябрь.
Сделайте так, чтобы оно стало распространенным.
5) (Слайд 6) Перед вами два предложения. Расскажите, чем они осложнены:
- Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла! (А. Плещеев)
4. Минута релаксации. (Слайд 7-картинка осень) Ребята, мы с вами хорошо потрудились, по нашему алгоритму мы можем про одно предложение составить целый рассказ. А сейчас настало время немного отдохнуть. Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. (включается музыка из цикла «Времена года» Чайковского – «Ноябрь» )
И давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
5. Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»
- А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.
Дополнение – это…
Определение – это…
Обстоятельство – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
6. Применение знаний. Рефлексия.
А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения (один учащийся работает у доски)
Поздней осенью птицы улетают на юг.
7. Включение нового знания в систему знаний. Работа с учебником.
П. 45 – Пунктуационный разбор (чтение порядка пунктуационного разбора)
- Для того чтобы выполнить верно пунктуационный разбор, мы должны знать знаки препинания и уметь видеть их функцию в предложении. Запишите, пожалуйста, пользуясь учебником, в ваши рабочие листы с алгоритмами каждый знак препинания в нужную колонку таблицы (Знак завершения, разделения и выделения) (Слайд 8, 9) самоконтроль – сверить с образцом
8. Групповая работа (в парах). Работа с карточками. Внимательно рассмотрите разборы. Найди ошибки в разборах. Исправьте их.
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.
Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение вопросительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится разделительная запятая между однородными подлежащими.
9. Рефлексия и оценивание.
Наш урок завершается. Незнайке мы отправим ответы на все его вопросы. А вы, ребята, ответьте мне некоторые вопросы:
- Чему научились на уроке?
- Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?
- Что показалось самым трудным?
10. Домашнее задание: (слайд 12) П. 44, 45 упр.228; 231 (устно)
Синтаксический разбор предложения
Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)
[ O, O, O = - ].
Найдите и исправьте ошибки
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
- Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
- Вы любите осеннюю природу? (Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое, неосложненное)
что?
- На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Незнайка. Я учусь в 5 классе. Пишу к вам с просьбой. Помогите мне справиться с заданием. Учитель попросил ответить на вопросы:
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- А по интонации?
- Как называются предложения, в которых есть только одна грамматическая основа?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Какие бывают члены предложения?
- Чем может быть осложнено предложение?
Вопросов так много, что я запутался. Да и зачем это все нужно знать?