СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-сказка "Кто важнеее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка "Кто важнее". Урок в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка "Кто важнеее"»

Урок – игра «Кто важнее?» (Согласные звонкие и глухие). 5класс

Цели:

  • познакомить учащихся со звонкими и глухими согласными;

  • закрепить орфограмму «Правописание согласных»;

  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня к нам на урок пришли Король и Королева из царства Фонетика. У них случилось несчастье, давайте выслушаем их.

Король. В нашем царстве всегда были мир и покой, но вот однажды звонкие и глухие согласные затеяли спор.

Королева. Звонкие согласные уверяют, что на конце таких слов, как гриб, мороз, арбуз, зуб нужно писать букву звонкого согласного звука.

Глухие возражают:

- Нет, неправда, нужно писать глухую согласную.

Им хотелось взять власть над звонкими, и они требовали доказательств. И тут звонкие приуныли. Они не знали, как доказать свою правоту. Злодей-волшебник Глухомань заколдовал согласные звуки, и теперь они не могут вспомнить правила.

- Ребята, мы пришли к вам за помощью. Если вы не поможете нам, этот спор в нашем королевстве никогда не прекратится, и, значит, мы навсегда лишимся покоя.

Учитель.

- Ребята, вы хотите помочь нашим гостям? Согласные звонкие будут расколдованы лишь тогда, когда мы верно выполним задания злого волшебника.

3. Игра.

Учитель.

- Для начала давайте разберёмся, какие звуки звонкие, а какие глухие. В тетради нарисуйте двухэтажный дом. Первых двойняшек разместим на первом этаже, шесть комнат займут глухие согласные, а на втором этаже – их пары – звонкие согласные.

















[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]



Но есть ещё и одиночные звонкие и глухие согласные звуки, которые не хотят быть в паре, запишем их:

[Р], [Л], [М], [Н]

[Х], [Ц], [Ч], [Щ]

Составьте слово из звуков:

Глухая пара звонкого [з] - с звонкая пара глухого [с] - з

Гласный звук [у] - у гласный звук [у] - у

Глухая пара звонкого [б] - п звонкая пара глухого [п] - б



Король. Ребята, какие вы молодцы! Я, кажется, всё понял.


Живут себе два брата - Сказку можно рассказать,

Глухой и звонкий звук, Кошку кошечкой назвать,

И все вокруг стараются Превратить наш пруд в пруды,

Их различить на слух. Сад – в сады, а мост – в мосты.

Но братья друг за друга Каждый рад – и все мы рады:

Так прячутся порой, Нет ошибки! Есть награда!

Что не поймёшь ни звука! Ошибались мы когда-то,

Где звонкий?! Где глухой?! А теперь – ура, ребята! -

Вот пятёрка на странице!

Но тут приходит гласный, Вся страница веселится!..

Ужасно милый звук,-

И сразу два согласных

Мы различим на слух.



Перед прекрасным гласным -

Вот звонкий, вот глухой!

И каждый вдруг согласен

Побыть самим собой.



Королева. Дети, а могут ли слова состоять только из глухих или только из звонких?





Учитель.

- Ребята, выпишите из стихотворения В. Левина слова, в которых есть только звонкие согласные:

Целый месяц И зонты,

Под дождём Мокнут парки

Мокнет И поля,

Крыша, Мокнет

Мокнет Мокрая

Дом, Земля.

Мокнут листья И далеко от земли

И цветы, Мокнут

Мокнут лужи В море корабли.





- А теперь слова, в которых есть глухие согласные:

У папы три капли упали со шляпы.

Кошка согрела озябшие лапы.





Король. Спасибо вам, дети. Мы сейчас отправимся в своё королевство, наведём там порядок, злодея-колдуна прогоним и всегда будем помнить правило правописания звонких и глухих.



В конце слова, без сомненья, Чтобы поменьше было случаев неясных

Происходит оглушенье. И чтоб ответов не было плохих.

Говорим мы – плод, Прислушайтесь к звучанию согласных,

Проверяем – плоды, Чтобы не путать звонких и глухих…

Говорим мы - сад Глухие звуки – это непоседы,

Проверяем – сады. Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.







4. Подведение итогов.