СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-сказка "Освободите принцессу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-сказка "Освободите принцессу"

Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка "Освободите принцессу"»

Урок-сказка (6 класс)

«Освободите принцессу!»

Тема: Повторение пройденного материала по теме «Местоимение».

Цель: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение», формировать самостоятельность при выполнении упражнений, развивать логическое мышление учащихся, воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

Оборудование: 1. Плакат, на котором изображен замок, а под каждым элементом замка (под башней) наклеены конверты замка. 2. Карточки для самостоятельной работы.

Содержание игры:

Учитель: Сегодня на уроке мы все вместе попробуем обобщить те знания, которые получили по теме «Местоимение». Но урок этот будет необычным, он будет сказочным. Мы с вами будем помогать принцу. Послушайте, что же случилось.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь (принцесса). Крепко полюбил ее принц из соседнего королевства. Однажды принцесса вышла со своей служанкой на прогулку. Вдруг небо потемнело, подул сильный ветер, пошел дождь, неожиданно из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и полетел с ней в свой замок. Узнав об этом, сильно загоревали король и принц. Принц решил во что бы то ни стало разыскать принцессу. Он отправился в дальний путь. По дороге он встретил доброго старика, который показал ему путь к замку, где томилась принцесса. Старик сказал принцу, что в замке десять башенок, на каждой из которых записаны задания. Лишь, выполнив все эти задания, принц будет продвигаться от башни к башне по часовой стрелке и в десятой башне найдет принцессу. Но чтобы дело лучше и быстрее выполнить, необходима помощь друзей.

Давайте поможем принцу освободить принцессу, тем более, пока я вам рассказывала, в чем суть да дело, принц подъехал к замку.

(Занавес на доске открывается, и появляется рисунок с замком Змея Горыныча).

- Прежде, чем вы отправитесь в путешествие и будете помогать принцу, давайте вспомним все о разрядах местоимений. Каждый получит карточку и набор более мелких карточек.

(Ученик достает из конверта карточку, вспоминает к какому разряду относится данное местоимение и накрывает его соответствующим ответом. Должен получиться рисунок).

- Теперь ответьте на мои вопросы:

- Что такое местоимение?

- Какие разряды местоимений вы знаете?

- Назовите личные местоимения?

- К какому разряду относится местоимение себя?

- Как у неопределенных местоимений пишется приставка кое и суффиксы то, либо, нибудь.

- Когда у отрицательных местоимений пишется ¬не, а когда - ¬ ни.

- И так, теоретически вы готовы пуститься в путь и помогать принцу. Посмотрите внимательно на рисунок, где изображен замок Змея Горыныча. Весь замок состоит из десяти башен, которые связаны друг с другом высокой стеной. Принцесса спрятана в десятой башне, а чтобы ее освободить, мы будем выполнять задания, которые находятся в конвертах под башнями. Как только мы выполним все десять заданий, принцесса освободится из заточения.


Задание №1.


Синтаксический разбор предложения. (Один ученик у доски).


Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем.



- Найдите местоимения. Сделайте морфологический разбор.

Задание №2

Текст на доске:

Вставьте пропущенные буквы, найдите местоимения, какого они разряда.


Вежл…вость предпол…гает искусство человеческого общения. В разных языках встр…чается множ…ство вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша владетельность.

(притяжательные местоимения)

- Что обозначают притяжательные местоимения? (указывают на принадлежность).

- Как изменяются притяжательные местоимения? (как и прилагательные, по родам, числам, падежам).


Задание №3

А теперь я прочитаю вам текст. Послушайте внимательно.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Ежи с трудом отыскали небольшую пещеру. Чтобы было теплее, сбились в кучу. Но тем, кто оказался в середине, было жарко, а крайние мерзли. Попробовали расположиться иначе. Опять неудачно – то они кололи друг друга иглами, то сталкивались, то разбегались. И наконец ежи нашли то, что искали: устроились так, что всем было тепло, и никто никого не колол. Это идеальное расположение они и назвали «хорошими манерами».

Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих – именно в этом и заключается подлинная вежливость… (М.С. Ходаков).


- Как ты думаешь, зачем автор поместил сказочку про ежей в книжку «Как не нужно себя вести?».

- Запишите местоимения, которые встретились в тексте, назовите разряды местоимений. (тем (указ), кто (отн), то (указ), они (личн), всем (определ), никто (отриц), никого (отриц), ты (личн), тебе (личн), тобой (личн), себя (возвр), в этом (указ)).

- Каких местоимений больше?

- Назовите указательные местоимения? (тот, этот, такой, таков, столько).

- Как изменяются указательные местоимения? (тот, этот, такой – по родам, числам, падежам; таков – по родам, числам; столько – по падежам).


Задание №4

Перед вами стихотворение. Зрительный диктант. Найдите местоимения.


Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй,

Добрым словом, добрым делом

Утешай и помогай.


- На что указывают неопределенные местоимения?

- Как пишется приставка не в неопределенном местоимении?

- Приставка кое, суффиксы то, либо, нибудь.


Задание №5

«Вежливая критика».


- Наверняка вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.

Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.

- Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

(Журавль)

- Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду.

(Лиса)

- Как вы думаете, что мог ответить Ежик? Выберите реплику.

1. – Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2. – Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3. – Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.


-Назовите местоимения: (он, тебя, ты , мне, к себе, вы, вас)

- Каких личных местоимений не хватает? (я, она, оно, мы, они).

- Какой разряд местоимений еще встретился? (возврат.)


Задание №6



Жило-было Ничего.

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад – вперед оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать – то

Не

че

го!

- Местоимения какого разряда играют здесь ключевую роль? (отрицательные).

- Что вы можете рассказать об отрицательных местоимениях?


Задание №7

Местоимения какого разряда являются «героями» стихотворения?

Внимание! На этот вопрос возможны разные ответы. Какие?


Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг –

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде

Зовут их Как и Почему

Кто, Что, Когда и Где?

(Киплинг – английский поэт и писатель)

- Вопросительные и относительные местоимения.


Задание №8

Отгадай загадки:

Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?

(часы)

Что возвратить нельзя?

(время)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

(земля)

Сидит дед, в шубы одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Годовой кусточек каждый день роняет листочек, год пройдет – весь лист опадет.

(Календарь)

- Какой разряд местоимений мы еще не повторили? (определительные местоимения).

- Как они изменяются? (по родам, числам, падежам).


Задание №9

Словарный диктант. (Записать пословицы)

Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.

Привычка браниться никуда не годится.

Без умения и сила ни при чем.

(А.П.Чехов)


Задание №10

Самостоятельная работа.

Составить предложения с местоимениями: некого, не у кого, ни о ком, не с кем, никем, никто, ничто.

Вот и преодолели мы вместе с принцем все препятствия, которые нам создавали башни. Нашел принц в последней башне принцессу, посадил ее на коня и отправился в свое царство-государство, где он и потом жили долго и счастливо.

Подведение итогов урока.





Литература

  1. Агния Барто «Стихи детям», «Просвещение», 2000 г.

  2. Авессалом Подводный «Искусство общения». Москва. «Аквамарин», 2012 г.

  3. Редьярд Киплинг «Маугли». М.: «Композитор», 1992 г.