Урок-сказка (6 класс)
«Освободите принцессу!»
Тема: Повторение пройденного материала по теме «Местоимение».
Цель: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение», формировать самостоятельность при выполнении упражнений, развивать логическое мышление учащихся, воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.
Оборудование: 1. Плакат, на котором изображен замок, а под каждым элементом замка (под башней) наклеены конверты замка. 2. Карточки для самостоятельной работы.
Содержание игры:
Учитель: Сегодня на уроке мы все вместе попробуем обобщить те знания, которые получили по теме «Местоимение». Но урок этот будет необычным, он будет сказочным. Мы с вами будем помогать принцу. Послушайте, что же случилось.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь (принцесса). Крепко полюбил ее принц из соседнего королевства. Однажды принцесса вышла со своей служанкой на прогулку. Вдруг небо потемнело, подул сильный ветер, пошел дождь, неожиданно из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и полетел с ней в свой замок. Узнав об этом, сильно загоревали король и принц. Принц решил во что бы то ни стало разыскать принцессу. Он отправился в дальний путь. По дороге он встретил доброго старика, который показал ему путь к замку, где томилась принцесса. Старик сказал принцу, что в замке десять башенок, на каждой из которых записаны задания. Лишь, выполнив все эти задания, принц будет продвигаться от башни к башне по часовой стрелке и в десятой башне найдет принцессу. Но чтобы дело лучше и быстрее выполнить, необходима помощь друзей.
Давайте поможем принцу освободить принцессу, тем более, пока я вам рассказывала, в чем суть да дело, принц подъехал к замку.
(Занавес на доске открывается, и появляется рисунок с замком Змея Горыныча).
- Прежде, чем вы отправитесь в путешествие и будете помогать принцу, давайте вспомним все о разрядах местоимений. Каждый получит карточку и набор более мелких карточек.
(Ученик достает из конверта карточку, вспоминает к какому разряду относится данное местоимение и накрывает его соответствующим ответом. Должен получиться рисунок).
- Теперь ответьте на мои вопросы:
- Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений вы знаете?
- Назовите личные местоимения?
- К какому разряду относится местоимение себя?
- Как у неопределенных местоимений пишется приставка кое и суффиксы то, либо, нибудь.
- Когда у отрицательных местоимений пишется ¬не, а когда - ¬ ни.
- И так, теоретически вы готовы пуститься в путь и помогать принцу. Посмотрите внимательно на рисунок, где изображен замок Змея Горыныча. Весь замок состоит из десяти башен, которые связаны друг с другом высокой стеной. Принцесса спрятана в десятой башне, а чтобы ее освободить, мы будем выполнять задания, которые находятся в конвертах под башнями. Как только мы выполним все десять заданий, принцесса освободится из заточения.
Задание №1.
Синтаксический разбор предложения. (Один ученик у доски).
Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем.
- Найдите местоимения. Сделайте морфологический разбор.
Задание №2
Текст на доске:
Вставьте пропущенные буквы, найдите местоимения, какого они разряда.
Вежл…вость предпол…гает искусство человеческого общения. В разных языках встр…чается множ…ство вариантов вежл…вого обр…щения, иногда очень странных на наш взгляд. Так, в Италии вежл…вым обр…щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша владетельность.
(притяжательные местоимения)
- Что обозначают притяжательные местоимения? (указывают на принадлежность).
- Как изменяются притяжательные местоимения? (как и прилагательные, по родам, числам, падежам).
Задание №3
А теперь я прочитаю вам текст. Послушайте внимательно.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Ежи с трудом отыскали небольшую пещеру. Чтобы было теплее, сбились в кучу. Но тем, кто оказался в середине, было жарко, а крайние мерзли. Попробовали расположиться иначе. Опять неудачно – то они кололи друг друга иглами, то сталкивались, то разбегались. И наконец ежи нашли то, что искали: устроились так, что всем было тепло, и никто никого не колол. Это идеальное расположение они и назвали «хорошими манерами».
Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих – именно в этом и заключается подлинная вежливость… (М.С. Ходаков).
- Как ты думаешь, зачем автор поместил сказочку про ежей в книжку «Как не нужно себя вести?».
- Запишите местоимения, которые встретились в тексте, назовите разряды местоимений. (тем (указ), кто (отн), то (указ), они (личн), всем (определ), никто (отриц), никого (отриц), ты (личн), тебе (личн), тобой (личн), себя (возвр), в этом (указ)).
- Каких местоимений больше?
- Назовите указательные местоимения? (тот, этот, такой, таков, столько).
- Как изменяются указательные местоимения? (тот, этот, такой – по родам, числам, падежам; таков – по родам, числам; столько – по падежам).
Задание №4
Перед вами стихотворение. Зрительный диктант. Найдите местоимения.
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай.
- На что указывают неопределенные местоимения?
- Как пишется приставка не в неопределенном местоимении?
- Приставка кое, суффиксы то, либо, нибудь.
Задание №5
«Вежливая критика».
- Наверняка вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно.
Представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Кому принадлежит первое высказывание, а кому – второе.
- Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.
(Журавль)
- Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду.
(Лиса)
- Как вы думаете, что мог ответить Ежик? Выберите реплику.
1. – Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
2. – Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3. – Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.
-Назовите местоимения: (он, тебя, ты , мне, к себе, вы, вас)
- Каких личных местоимений не хватает? (я, она, оно, мы, они).
- Какой разряд местоимений еще встретился? (возврат.)
Задание №6
Жило-было Ничего.
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад – вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать – то
Не
че
го!
- Местоимения какого разряда играют здесь ключевую роль? (отрицательные).
- Что вы можете рассказать об отрицательных местоимениях?
Задание №7
Местоимения какого разряда являются «героями» стихотворения?
Внимание! На этот вопрос возможны разные ответы. Какие?
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг –
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде
Зовут их Как и Почему
Кто, Что, Когда и Где?
(Киплинг – английский поэт и писатель)
- Вопросительные и относительные местоимения.
Задание №8
Отгадай загадки:
Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?
(часы)
Что возвратить нельзя?
(время)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
(земля)
Сидит дед, в шубы одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Годовой кусточек каждый день роняет листочек, год пройдет – весь лист опадет.
(Календарь)
- Какой разряд местоимений мы еще не повторили? (определительные местоимения).
- Как они изменяются? (по родам, числам, падежам).
Задание №9
Словарный диктант. (Записать пословицы)
Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.
Привычка браниться никуда не годится.
Без умения и сила ни при чем.
(А.П.Чехов)
Задание №10
Самостоятельная работа.
Составить предложения с местоимениями: некого, не у кого, ни о ком, не с кем, никем, никто, ничто.
Вот и преодолели мы вместе с принцем все препятствия, которые нам создавали башни. Нашел принц в последней башне принцессу, посадил ее на коня и отправился в свое царство-государство, где он и потом жили долго и счастливо.
Подведение итогов урока.
Литература
Агния Барто «Стихи детям», «Просвещение», 2000 г.
Авессалом Подводный «Искусство общения». Москва. «Аквамарин», 2012 г.
Редьярд Киплинг «Маугли». М.: «Композитор», 1992 г.