СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – сказка по внеклассному чтению. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок – сказка по внеклассному чтению. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».»



Урок – сказка по внеклассному чтению в 4 - А классе

Учитель начальных классов МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №19 с углублённым изучением английского языка»

Пристинская Елена Владимировна


Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».


Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта; учить видеть прекрасное;

отличать доброе от злого, развивать мышление, речь; прививать любовь к родному языку, своей Родине; развивать навыки выразительного чтения; формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Ученик узнает содержание произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

- Ученик научится различать литературную и народную сказку

- Ученик получит возможность совершенствовать навык ведения диалога по произведению

Личностные:

- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Метапредметные

- Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в тексте; перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

-Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

-Познавательные УУД: формирование навыков работы с книгой, читательской компетенции; развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.


Оборудование: презентация о биографии А.С.Пушкина, рисунки детей, детские издания сказок А.С.Пушкина, портрет Н.А.Римского - Корсакова, портрет Врубеля,

репродукция картины «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля»

мультимедиа, проектор, выставка книг.


Технологии: ИКТ-технологии (презентация), аудиозапись, педагогика сотрудничества(учебный диалог).


Ход урока


1.Организация.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней.


2.Актуализация опорных знаний.

У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо песнь заводит,

Налево сказку говорит

Там чудеса, там леший бродит

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

- Кто написал эти строки? Какое произведение начинается этими строками?

(поэма «Руслан и Людмила»)

- Пушкин писал для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно, что и детям многие его произведения понятны и близки.

- А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат народные сказки.

- Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Проходят годы, а любовь к творчеству А.С.Пушкина становится всё крепче.


3. Презентация «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии».


4. Слово учителя

- Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

- Послушайте строки из произведений А.С.Пушкина и скажите, откуда они.

(Дети читают отрывки из сказок) (показ слайдов с иллюстрациями данных сказок)

Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)


Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.(Сказка о рыбаке и рыбке)


Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири – ку – ку:

Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)


Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп ему в ответ…

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде)


Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья.»

Едет с грамотой гонец

И приехал наконец. (Сказка о царе Салтане…)


5. Анализ сказки

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 180 лет. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка «По колено ноги в золоте». Эту сказку мы с вами читали. Каково ваше мнение по поводу этих сказок? Отличается ли русская народная сказка от сказки, которую написал А.С.Пушкин? в чём сходство и в чём различия в сказках? Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки .

Хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина? Проверим.

- Сегодня мы займёмся анализом сказки А.С.Пушкина. Расскажите всё что вы знаете о сказке А.С.Пушкина.

(Сказка о царе Салтане … литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, поступки)

Выборочное чтение сказки)

-Приведите примеры героев, где был показан его характер.

1.В кухне злится повариха (злость)

2. Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене. ( зависть)

3.Ввек тебя я не забуду;

Отплачу тебе добром

Сослужу тебе потом…(благодарность)

6. Почему произведение называют сказкой?

(В ней происходят чудеса)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса?

(Чтобы исполнять желание, мечту)

- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?

Одно из чудес – это превращения Гвидона. В кого он превращался, чтобы навестить отца? (зачитать отрывок)

Николай Андреевич Римский – Корсаков к 100-летию А.С.Пушкина написал оперу – сказку.


7.Физминутка

Сейчас послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля» и немного отдохнём, сделаем физминутку.

- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться.


8.Продолжение работы по сказке.

- Какие ещё чудеса происходят в сказке? Кто охраняет город? (тридцать три богатыря) (Рассказ наизусть подготовленного ученика)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

В тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны как на подбор.

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить

И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней.

- О каком прекрасном чуде рассказывает нам сказка А.С.Пушкина? (Прекрасная Царевна Лебедь)

Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина, декорации и костюмы к опере Н.А.Римского – Корсакова создал великий художник Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь»

- Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.

- Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)

Есть ещё одно чудо в сказке - белочка.

Под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе.


9. Характеристика героев

Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными?

Слайд из презентации

- На примере этой сказки мы ещё раз убедились в том, что добро побеждает зло.

- Добро и зло живут только в сказках? К сожалению, не только. Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? Можно ли назвать эти понятия неизменными, вечными? Любовь к сказкам, в том числе и к сказкам А.С.Пушкина, любовь к музыке, живописи, ко всему прекрасному. И желание человека сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. Вы мне верите?

10. Поиграем в игру «Верю, не верю»

Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.

  1. Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)

  2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)

  3. Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)

  4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)

  5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)

  6. Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)

  7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)

  8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

  9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

- 5, + 4 Молодцы!

Продолжи фразу:

  1. Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать? – молвил он,

…(Вышиб дно и вышел вон)

  1. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

… (На раздутых парусах)


11. Подведение итога урока

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

-Что нового вы узнали на уроке?


12.Рефлексия

В конверте лежат разного цвета кружки.

- Если бы вы взяли в руки краски, каким бы цветом вы раскрасили наш урок? Возьмите кружочки нужного цвета и прикрепите к доске.

- Какой вид работы на уроке вам понравился и запомнился?



13. Домашнее задание.