СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - сказка "Правописание сочетаний жи-ши"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, учить составлять текст из разрозненных предложений, развивать культуру речи учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок - сказка "Правописание сочетаний жи-ши"»

Ожившая картина”

урок-сказка

Правописание сочетаний ЖИ-ШИ

(2-й класс)


Цели урока:

Учебные:

  • Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ.

  • Учить детей видеть орфограмму в слове и выделять её.

  • Учить составлять текст из разрозненных предложений.


Развивающие:

  • Развивать внимание к уроку в целом.

  • Активизировать внимание на выделении орфограмм в словах, предложениях и различных текстах.

  • Развивать культуру речи учащихся на уроке.


Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к слову русской речи.

  • Воспитывать интерес к предмету.

  • Воспитывать любовь к природе.


Оборудование:

  • картина - пейзаж с ежиком;

  • карточки с сочетаниями ЖИ-ШИ, групповые и индивидуальные;

  • кукла Ёжик;

  • плакаты с текстами заданий.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка порядка на рабочих местах. Положительный настрой на работу.



Учитель:

Удивительные слоги жи и ши,

Только грамотно всегда ты их пиши.

Правда, что волшебная указка

Иногда их забирает в нашу сказку.

Сказку слушай и пиши,

Где надо - жи, где надо - ши.


2. Постановка учебной задачи.


Учитель:


- Пришла Света из школы. Опять у нее в диктанте по русскому языку ошибки на сочетание жи и ши! Все вроде бы знала, а опять неудача! Расстроилась Света. Посмотрела на картину в детской комнате, где среди зеленых деревьев и кустарника приютился маленький ежик, колючий, с черными глазами бусинками.

“Ну что ж ты, ежик, не помог мне во время диктанта? Я опять написала с ошибками! Не можешь ты помогать детям, а жаль!”

Света легла спать не в самом хорошем настроении.

Пробило 12 часов. Вдруг картина ожила. Ежик встрепенулся, отряхнулся и очутился на середине огромной лесной поляны, на которой прыгали кузнечики, ползали ужи, летали стрекозы и шмели, посвистывали сверчки и летучие мыши.

Видит Света - правда, сказать ничего не может, - что собрал ежик совет лесных обитателей и предложил им помочь Свете в изучении правописания шипящих. Каждый из членов совета должен придумать что-то интересное, своеобразное и легко запоминающееся, а в сегодняшнюю волшебную ночь все может сбыться.

Закипела работа. Построили волшебный дом, на фасаде которого было написано: “жи-ши пиши с буквой и”, а над входной дверью висел плакат, где подчеркнуты слова с шипящими:

Широка страна моя родная.

Мы живем в стране России.

Жить - Родине служить.


Света стоит будто бы рядом с учителем и слышит, что он спрашивает на уроке.


Учитель:

- Какая орфограмма объединяет все выделенные слова?

- Какое правило надо помнить для написания этих слов?

- Это и будет темой нашего урока: “Правописание сочетаний жи, ши”.


3. Работа над правописанием жи-ши.


Учитель:


- Стояла перед картиной Света, наблюдая за действиями лесных обитателей, а сама думала: “Неужели картина может оживать, и все звери могут разговаривать? А еще правило помогать мне учить? Это просто невероятно!” Сделала Света шаг и очутилась в сторонке на этой же лесной полянке. Начала наблюдать.


Задание ежика.


- Тут первым прибегает ёжик с листочками на колючках. Это он приготовил задание на карточках.

(задание на карточках - листочках клена)


Задание 1. Спишите, измените слова так, чтобы они обозначали много предметов:


нож - ножи

крыша - …

этаж - …

ландыш - …

карандаш - …

груша - …


Задание 2. Разделите слова на слоги, подчеркните слоги жи-ши:

живи, дружи, скажи, снежинки, лыжи.


Задание ужа.


Учитель:

- Вслед за ним приполз уж. Он сочинил рассказ.

(задание на карточках - листочках дуба)


Задание 1. Спишите текст. Вставьте пропущенные гласные в слова.

Пришла осень. Улетели чиж… . В саду тиш...на. Пуш...стая белка спряталась в дупло. Малыш… играют дома.

Задание 2. В четвертом предложении расставьте ударение в словах.


Задание белочки.


Учитель:


- Видит Света, что белка не спряталась в дупло, а прибежала сюда и принесла конверт с заданиями.

(учитель открывает конверт)

(текст на плакате или интерактивной доске)


Задание 1. Подчеркните слоги с шипящими в стихотворении, которое сочинила белочка для вас.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

А в песенке поется

О том как мы живем.


Задание 2. Спишите, вставьте пропущенные гласные в словосочетаниях.


Цветные карандаш…

Вкусные груш…

Новые лыж…

Веселые малыш…

Желтый ж...раф

Пуш...стый снежок

Ж...вой уголок

Колючий ш...повник.


Задание лисички.


Учитель:


- И хитрая лисичка пришла не с пустыми руками, а с огромным плакатом на котором написано:


Задание 1: Составьте маленький рассказ “Подруги”, используя данные слова: у Наташи, день, рождения, Таня, подарила, книгу, душистые, ландыши, подруге, живут, дружно, ей.


(Примерный рассказ:

Подруги.

У Наташи день рождения. Таня подарила ей книгу и душистые ландыши. Подруги живут дружно.)


  • Подчеркните слова с сочетаниями жи, ши.

  • В третьем предложении поставьте над словами знак ударения.

Задание 2. Отгадайте загадку:


Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек никому не нужно...

(шишек)


Учитель:

- Назовите ударный слог в слове шишек.

- Какая орфограмма в этом слове.

- Все животные с огромным старанием выполняли поставленную ежиком задачу и немного устали, решили поразмять свои лапки и сделать зарядку.


Физминутка.


На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем, друзья, физкультпривет!


Учитель:

- Зайчик составлял текст, но, испугавшись лисы все предложения перепутал. Получилась бессмыслица.


Задание 1. Попробуйте восстановить текст, составленный робким зайчиком, и придумайте заголовок.


Девочка принесла ежика в школу. Света собирала ландыши. Она нашла ежика.


(дети устно составляют рассказ)


Задание 2.


Учитель:

- Сам зайчик маленький, а составил загадку про самое большое животное:


Этот зверь какой-то странный:

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится…

(жираф)


Учитель:


- Все животные были довольны своей работой и, собравшись вместе, они сочинили стихотворение для Светы.


Задание 3. Прочтите это стихотворение и выберите слова с сочетаниями жи-ши.


ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ.

Учат русский малыши.

Второклашки-крепыши

Знают слоги жи и ши!

Взяли все карандаши

И рисуют от души:

Над водой летят стрижи,

А в саду поют чижи,

В роще бегают ежи,

В речке плавают ерши.

  • Витя, Свете покажи

Покажи и расскажи,

Где ерши, а где ежи


У Сережи и у Саши

На рисунке камыши.

А у Миши под березой

Приютились шалаши.

А у Даши и Катюши

Расцветают ландыши

До чего же хороши

В тени лесной глуши.

Молодцы, карандаши!

Молодцы и малыши!



Разве может картина оживать?


Учитель:


- Проснулась утром Света и вспомнила чудесный сон. Посмотрела она на картину над кроватью: всё на своих местах. Разве может картина оживать? Разве могут знать русский язык животные леса?

“Конечно, нет”, - думает Света.

Но тут солнечный лучик заглянул в комнату, пробежал по стене и остановился на листе со словами стихотворения.

Света вскочила, схватила листок - тот самый, который она видела во сне!

Посмотрела на ёжика на картине. Он чуть заметно подмигнул ей одним глазком. Света все поняла и поблагодарила ёжика.

- Спасибо, ёжик! Теперь я верю, что игрушки тоже могут оживать и разговаривать, и даже помогать детям в трудных случаях.

Света уверенно пошла в школу и с оценками по русскому языку теперь у неё все в порядке!


5. Подведение итогов урока.


Учитель:

- Чем мы занимались на уроке?

- Что запомнилось?

- Что особенно понравилось?


6. Домашнее задание.


Нарисуйте лес в котором есть ландыши, рыжики, шишки и ежи.


7. Дополнительный материал.


(Некоторые задания можно дать вторым вариантом для выполнения на уроке.)


1. Спишите словосочетания, подчеркните орфограмму:


еловые шишки, быстрые стрижи, острые ножи, глиняный кувшин, рыбий жир, рыжий кот.


2. Измените слова по образцу:


Сказать - скажи

Решать -…

Держать -...

Дружить -...

Писать-...

Вязать-...

Сушить-...

Лежать-...


3. Измените порядок предложений так, чтобы получился рассказ.


Кот цап её. Жил там и кот Васька. Жили в доме мыши. Вот бежит мышка.


4. Вставьте пропущенные словосочетания ЖИ-ШИ.


У Ната… белые ланды… .

У Сере… новая ма...на.

У Андрю… колючий еж...к.

У Ми… в корзинке рыж...ки.

У Алеш… новые карнада… .

У Наташ… домашнее ж...вотное.


5. Спишите текст, подчеркните сочетание ЖИ-ШИ.


Зима.

Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Побелели крыши домов. Рады снегу малыши. Они бегут на улицу. Легкие снежинки тают на их ладонях. Хороши зимние деньки!


6. Составьте письменные ответы на вопросы, используя слова для справок:

Какие цветы растут в мае, в лесу?

Что растет на елке?

Кто живет в лесу?

Куда налили молоко?

Что у Наташи в корзинке?

Кто летает в воздухе?

Что растет на берегу реки?

Что во дворе после дождя?

Какой падает снег?

Какие цветы плавают на воде?


Слова для справок:


Шишки, ландыши, рыжики, ежи, лужи, стрижи, кувшинки, камыши, пушистый, кувшин.