СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – событие как средство развития познавательной активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  о моем открытом у уроке, на котором работают сообща  родители,  дети и персонал школы.

Просмотр содержимого документа
«Урок – событие как средство развития познавательной активности»

Булатова Марина Александровна МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа №2», Пермский край, с. Березовка,

Учитель начальных классов, первой категории

e-mail:mari.bulatova2014@yandex.ru


Урок – событие как средство развития познавательной активности


Аннотация. В статье рассматривается развитие познавательной активности младших школьников. Автор раскрывает эффективные формы и методы работы нестандартного урока, в процессе которого формируется познавательная активность у детей и личностные умения взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности.

Ключевые слова: урок - событие, начальная школа, познавательная активность, открытие новых знаний, взаимодействие детей и взрослых.


Marina B. Alexandrovna,

MBEI "Berezovskaya secondary school No. 2", Perm region, village Berezovka,

Primary school teacher, first category

e-mail:[email protected]


Lesson - an event as a means of developing cognitive activity


Annotation. The article provides the development of cognitive activity of younger students. The author reveals the effective forms and working methods of a non-standard lesson, during which cognitive activity of children and personal skills of interaction between children and adults in joint activities are formed.

Key words: lesson - event, elementary school, cognitive activity, the discovery of new knowledge, the interaction of children and adults.


Одним из главных условий достижения нового качества образования является совершенствование урока. Все мы знаем, что урок, занимает центральное место в школьной жизни, и имеет не только предметный и метапредметный результат, но и большой воспитательный потенциал. Детям интересно тогда учиться, когда развивается познавательная активность. Как же сложно удивить наших современных детей чем-либо. но мне это удается.

В нашем Березовском районе ежегодно проводится муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов "Современный урок". Этот конкурс проводится с целью:

Продвижения современных образовательных технологий, форматов в педагогическую практику;

Поддержки инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную, творческую и профессиональную самореализацию через использование ресурсов открытого образовательного пространства.

Предметом Конкурса являются урок/учебное занятие, непосредственно образовательная деятельность (НОД) в детском саду, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, построенные на основе современных образовательных технологий, с использованием ресурсов открытого образовательного пространства, обеспечивающих качество образовательного результата.

Принять участие в конкурсе могут педагогические работники всех уровней общего образования и дополнительного образования.

В 2019 году участникам были предложены номинации конкурса:

• Урок «классика»;

• Урок «вне стен школы»;

• Урок как «событие»;

• Урок «с цифрой».

Мне хочется познакомить вас с проведённым мной в рамках конкурса уроком-событием.

Событие охарактеризовано Б. Д. Элькониным [1] как особая переходная форма жизни, переход от наличного к иному, который одновременно есть и взаимопереход идеи и реалии.

Событие отличают:

однократность (многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие и становится лишь этапом того или иного процесса);

вероятность, или непредопределенность происходящего (в отличие от процесса, результат которого известен заранее; «событие – это то, что могло произойти по-другому»);

интенциональность (неотделимость от человеческого сознания, событие – это то, что осмыслено, в том числе в качестве события; процесс протекает независимо от человеческого сознания);

В образовательном событии моделируется определенная сфера деятельности (культуры). Это происходит за счет:

– особого рода «учебных задач», репрезентирующих деятельность и обеспечивающих разворачивание ключевых «разрывов» и проблем идеальной формы, а также продуктов, средств и инструментов деятельности;

– включения представителей данной сферы (профессионалов – взрослых);

– образовательное событие разворачивается как пространство компетентностных проб (участники вынуждены действовать в ситуации неопределенности).

Образовательное событие как форма организации взаимодействия участников образовательного процесса должно отвечать следующим признакам:

1. Выход за рамки привычного уклада образовательной жизни – в классе, школе, сообществе.

2. Полидеятельностная структура, обязательное включение коммуникации и рефлексии (как правило, публичность); возможность для участников разных позиций и ролей.

3. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов, для чего используются игра, диалог, экспертиза, групповая работа, метод проектов, погружение, образовательное путешествие, эвристическое обучение и т. д.

4. Взаимосвязь с историей и целями участников, сообщества.

При организации образовательных событий важны:

– сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета»;

– специальная организация рефлексивной деятельности, экспертиз, консультаций;

– возможность выбора для обучающихся и преподавателей конкретных форм и способов образовательной и иной деятельности при наличии общих рамок (показаний, требований, ограничений).

Проведен Урок-событие в 3 классе по теме предмета Окружающий мир.

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Удивительное рядом»

Цели:

1. Сделать открытие нового (удивиться) через различные виды деятельности: пробу, анализ информационных источников.

2. Расширить знания обучающихся о грибах как живых организмах.

Задачи:

1. Придать уроку событийный характер;

2. Создать условия для открытия нового;

3. Организовать продуктивное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

1. Дети проявили интерес к новой форме проведения урока, обозначив желание продолжить деятельность.

2. Обучающиеся сделали открытия по теме через продуктивную деятельность.

Так как основной целью было: удивлять и удивляться - начала занятие с «черного ящика», где дети отгадывали, что в нем находится через различные вопросы. В нем находились грибы.

Событийность, на мой взгляд, может проявляться в формах, приемах, новом содержании. Для этого введен в общение специалистов-взрослых: учителя биологии, библиотекаря, бабушку ученицы нашего класса, шеф – повара столовой нашей школы. Этим достигалась задача организации продуктивного взаимодействия взрослых и детей. Как прошло взаимодействие, можно было судить по отзывам детей, и их ярким, лучистым взглядам, которые мы увидели в конце урока. Таким образом, событийный характер образования обеспечивает разнообразие механизмов личностного и творческого развития учеников [2, 3].

Выход за пределы класса в соответствии с родом деятельности – это и было решением познавательной задачи. В библиотеке ребята вместе с библиотекарем знакомились с новой информацией о грибах, через видеофрагменты, интересную информацию на карточках.

С учителем биологии, дети рассматривали плесень под микроскопом в воображаемой лаборатории, как вид грибов, узнали о видах плесени. С бабушкой одной из учениц, ребята садили грибы - вешенки в пластиковую емкость с древесной стружкой. Сначала они посмотрели видеоролик, в котором рассказывается о посадке грибов в домашних условиях, а затем приступили к практической работе.

Со мной, как учителем начальных классов, дети рассматривали дрожжи под микроскопом. Ведь дрожжи – это тоже грибы. Затем ребята ставили опару (заготовка для теста), проводили эксперименты. С шеф-поваром в школьной столовой беседовали о таком явлении, как «тихая охота», рассматривали книжку – малышку с блюдами из грибов. Самостоятельно ребята смогли дополнить своими названиями грибных блюд. Затем дети испекли открытый грибной пирог с шампиньонами и в конце урока смогли угостить им всех желающих.

Вся практическая деятельность исследовательского характера, думаю, удивляла детей не меньше, а может быть и в большей степени, чем на уроке. После активной работы в мастер-классах, дети пришли в свой класс и поделились своими новыми знаниями, открытиями с остальными детьми. У каждой команды была своя рефлексия. Не все дети смогли побывать на всех этих мастер-классах, поэтому как выход из события в конце занятия детям предложила на этапе рефлексии прикрепить стикер со своим именем к той картинке, в каком мастер-классе им захотелось бы поучаствовать. После занятия мы вновь пекли открытый пирог с грибами, рассматривали дрожжи и плесень под микроскопом.

Вывод: содержание урока настолько заинтересовало детей, что некоторые дети решили продолжить эту работу. Ученица моего класса провела исследовательскую работу «Удивительные дрожжи» и заняла первое место пока на школьном уровне. Другая ученица проявила интерес к проектной работе по выращиванию грибов вешенок в домашних условиях. Поэтому я считаю, чтобы достичь познавательной активности у младших школьников в процессе обучения, нужно организовать такие нестандартные уроки, как урок-событие.

Список литературы

1. Эльконин Б. Д. Психология развития. // Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. / М.: Издательский центр «Академия». 2001. с. 144.

2. Троцкий Ю. Л. Событие как образовательная стратегия. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Подред. Н.Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. – с. 933.

3. Крылова Н. Б. Условия проявления событийности образования. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. / Под ред. Н.Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. – с. 152.