СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Современная демографическая ситуация В РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование. Применяемые педтехнологии: развития критического мышления и проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Современная демографическая ситуация В РФ"»

Тема: Современная демографическая ситуация в России.

Цель урока:

1)выяснить проблемы демографии, причины их возникновения, последствия демографического кризиса в России, основные направления демографической политики государства, показать социальное назначение института брака, проблемы современной российской семьи, ее роль в решении демографических проблем;

2) развивать критическое мышление, умение систематизировать информацию по теме, осуществляя учебное исследование, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать в группе с документами;

3) формировать отношение к демографическим проблемам современного российского общества

 Тип урока: урок изучения нового материала

 Форма урока: урок- исследование.

 Педтехнология:  технологии развития критического мышления, проблемного обучения

Ход урока.

1. Оргмомент. Мотивация: Здравствуйте! Сегодня у нас присутствуют гости на уроке. Надеюсь, вы покажите хорошие знания и проявите активность на уроке. Итак, начнём.

Подведение к формированию темы урока.

Слайд 1

Посмотрите на экран: Россия в мировом рейтинге. В чём смысл данных фактов? О каких проблемах больше всего в них говорится? Какая наука изучает эти проблемы?

Тема урока: Современная демографическая ситуация в России ( запись в тетрадь) Слайд 2, 3

I.  Стадия вызова.

 - «Демография» как наука чем занимается? Слайд 4 (запись в тетрадь определения)

       - Актуальна ли данная тема сегодня? Что вам известно о демографических проблемах России, что вы об этом читали или слышали? /на доске кратко ведется запись по высказываниям учащихся, данная запись остается открытой на протяжении всего урока/

- Давайте сформулируем цели урока (выяснить проблемы демографии, причины их возникновения, последствия демографического кризиса, основные направления политики государства)

 II. Стадия осмысления.

1.Постановка проблемного вопроса:

«Действительно ли, как нам навязывают западные публицисты, Россия сегодня переживает демографический крах?»

Задание: проанализируйте диаграмму с точки зрения развития истории. Слайд 5

Подтвердите фактами из учебника (стр. 217-218) Слайды6,7

-Итак, какой вывод мы делаем из данных фактов? (демографические проблемы в России действительно существуют)

Физминутка. Если суждения верны – встаёте, неверны – сидите. Слайд 7.

1) Демография – наука, изучающая воспроизводство населения (да)

2) Наиболее высокая рождаемость в развитых странах (нет)

3) Китай придерживается прнципа «Одна семья – один ребёнок» (да)

4) Пересечение кривых рождаемости и смертности специалисты называют «русский крест» (да)

Переходим к следующему этапу урока.

Задание: На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения – это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства. А как вы думаете, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?

Задание: Посмотрите на доску: что означает данное изображение? (Фишбоун)

Что означает голова рыбы? (демографич. пробл.) записываем!

Задания группам: 1 гр –выяснить, какие существуют причины снижения численности населения?

2гр. – как государство решает проблемы

Внимательно прослушайте и посмотрите ролик и выполните задания. Также вы можете воспользоваться материалом учебника н а стр. 218-220 (1 гр) и 221-222(2гр)

После проделанной работы заполните фишбоун: представитель 1 группы верхнюю часть, представитель 2 гр. – нижнюю.

Итак, что у нас получилось?

«Голова рыбы»: демографические проблемы

Верхняя часть: алкоголизм, криминал, ДТП, низкая рождаемость, смертность от заболеваний, курение, непопулярность здорового образа жизни.

Нижняя часть: акциз на спиртные напитки, борьба с преступностью, укрепление парка скорой помощи, материнский капитал, мед. профилактика (диспансеризация), акциз на сигареты, пропоганда здорового образа жизни

«хвост»: государственная демографическая политика

Программы: проект «Здоровье»,Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.). 
какие-то положительные тенденции мы наблюдаем в стране . На прмере России стр. 220 Положительные тенденции. А как дело с рождаемостью обстоит у на в районе? (зачитывается справка)

Вывод: существует демографическая проблема? Как её можно решить?

Последствия демографического кризиса подтверждают, что сложившаяся демографическая ситуация угрожает национальной безопасности современной России.

3.Рефлексия

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось, что было не понятно?

Что бы вы хотели ещё узнать?

4. Закрепление. Слайд 10 проверь себя

5. д/з 27, практикум , осуществление нац проекта в нашем районе, эссе «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет» (Дж. Голсоури)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!