СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Способы определения фонемного состава слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний - "Определение фонемного состава слова".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Способы определения фонемного состава слова"»

Технологическая карта урока русского языка

учителя МБОУ « ЖСОШ» Ильиновой Светланы Дмитриевны.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык для ОУ под редакцией Т.А. Ладыженской.

Тема урока: Способы определения фонемного состава слова

Цели урока:

  1. обучающие: сформировать понятие о способе определения фонемного состава слов, развивать орфографическую зоркость,

  2. развивающие: постановка целей, организация и планирование собственных действий, умение предвидеть результат, анализ собственной деятельности, определять границы собственного знания и незнания, навыки сотрудничества, теоретическое мышление

  3. воспитывающие: умение анализировать, сопоставлять, развивать способности к мыслительной деятельности, инициативность и самостоятельность, навыки сотрудничества


Тип урока: « открытие» новых знаний


Оборудование: учебник, проектор.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УУД, принципы системно-деятельностного подхода

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Выступление дежурных


Подготовка класса к уроку

.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и учебное действие


Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания, ситуация успеха

Выявляет уровень знаний, создает ситуацию успеха

1. Вопрос: на какой вопрос мы отвечали на предыдущем уроке

(что такое фонема, слабая и сильная позиция для согласных и гласных фонем)

Вопросы: 1. Как определить фонему?( выясняли, как она звучит в разных словах, создаваля ряды разных слов)


2. А умеете ли определять слабую позицию на слух? Давайте проверим : В зимнем саду было пусто и спокойно(В зимн-м с-ду был- пуст- и п-стынно).





Сформулируют ответ

По желанию выходят к доске и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Учащиеся формулируют и отвечают на вопрос


Под диктовку записывают предложение

(В зимн-м с-ду был- пуст- и п-стынно).


Планирование учебного сотрудничества (К) Постановка вопросов ( К)


Построение понятий с целью выделения фонем в словах(П)






Умение находить слабую позицию, умение выбирать

3. Постановка учебной задачи

Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся сформулировали способы определения фонемы в слове




4. Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

  1. Учитель спрашивает:

Чтобы определить фонемный состав морфемы, нужно проследить, как она звучит в разных словах. А нельзя ли это сделать в одном слове? (Можно)

В каком случае? Если все звуки в сильной позиции.

2. Определите фонемы в корнях в словах косы-козы


3. А если какой нибудь звук в слабой позиции ? Какую фонему представляет звук? Ведь в в слабой позиции у разных фонем могут быть разные звуки.

4. Учитель задает проблемные вопросы

А если сильную позицию для звука найти не удается?

Например, какую фонему представляет первый гласный звук в слове СОБАКА?

Ваши предположения. Как обозначить фонему?




5. Как определить фонемный состав слова? Для этого нужно выделить морфемы, а затем определить фонемный состав каждого из них.

6. Попробуйте определить фонемный состав слова ПОДПИСКА






Учащиеся отвечают. Если все звуки в сильной позиции.







Определяют фонемы по сильной позиции

‹к›‹о›‹с›ы

‹к›‹о›‹з›ы

[л΄эс] ‹з› в лесу‹с› лезу‹з›Выясняют, какой звук появится в сильной позиции



Учащиеся в результате наблюдения приходят к выводу, что известный способ не подходит.

Определяют средства

( алгоритм, модель)выхода из затруднительной проблемы

‹с?бака›‹со/абака›

Отвечают

Для этого нужно выделить морфемы


Определяют фонемы в морфемах, под-пис-к-а

(пОдпись, поДрезать)

п΄иС(пиСать)

к

находят сильную позицию в других словах ж.рода в форме ед.числа ударное окончание стенА, водА


Целеполагание

( Р)




Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)


Формулирование проблемы ( П –)




Умение анализировать, искать, выходить из затруднительного положения












Распределяют на морфемы


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) правильного решения

5.Закрепление новых знаний


Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления упр. 52 стр. 87 работаем дружно

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием по алгоритму вслух

Голов—к-а

головка



Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

Работаем со словом ДРУГ


Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет:

На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке?

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, формулируют вопрос. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ФОНЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА?

Д.З – определить фонемный состав слова упр. 53 стр. 87

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)