СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Среды обитания организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 5 класса 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Среды обитания организмов"»

Тема

Среды обитания организмов

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование представлений о средах обитания живых организмов

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся со средами обитания живых организмов; выделить основные группы экологических факторов; проанализировать влияние экологических факторов на живые организмы;

Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.

Планируемые результаты

Предметные:

1) формирование целостной научной картины мира;

2)  научным подходом к решению различных задач;

3)осознание значимости концепции устойчивого развития.

Метапредметные (УУД):

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы;

5)смысловое чтение;

Личностные:

1.формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

3. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в  творческой деятельности;

Основные понятия

Среда обитания, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, условия и ресурсы среды.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


учебник биологии 5 класс, В.В. Пасечник, М. «Просвещение», 2023.

Рабочий лист, мультимедийная установка, компьютер.

Межпредметные связи

Литература, экология,


Этап урока.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, друг на друга, на наших гостей и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь, потому что, девиз нашего урока «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

Сегодня мы будем работать группами, потому что:

вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересней.

Учащиеся здороваются с учителем, приветствуют гостей

II. Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно, а со сказки, в которой не хватает нескольких строк. Вам нужно их восполнить, но для этого необходимо вспомнить некоторую информацию из биологии, полученную на предыдущих уроках.

Давным-давно случилась-приключилась такая вот волшебная история… Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было.… Но на одной из планет, в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа… Существа эти, в отличие от неживых тел природы, обладали необычными свойствами… 

- Ребята, что за свойства отличали их от тел неживой природы?




Шло время... Многое и изменились с тех давних- времен на этой удивительной планете. Некоторые существа, к сожалению, не дожили до настоящего времени, канули в прошлом лихолетье, но многие из них сохранились и сегодня. Их немного и немало, а более восьми миллионов видов! И разные они – и огромные, и совсем крошки, и мохнатые, и перьями покрытые, и кровожадные хищники, и мирные, совсем безобидные, и неподвижные, и стремительно – быстрые…

И проживают они на сегодняшний день в царствах-государствах этой удивительной планеты.

-Ребята, я буду называть вам признак, а вы назовёте царство природы.

В первом царстве проживают самые древние обитатели планеты, клетки которых лишены ядра, в обиходе их называют микробами, а научное название - ….

Во втором царстве проживает особая группа живых организмов, обладающая признаками как растений, так и животных – это

Жители третьего царства разодеты в зеленые убранства, который им придает особый красящий пигмент – хлорофилл. Они же обеспечивают кислородом жителей всех других царств.

А жители этого царства – самые стремительные и подвижные. Некоторые из них движутся со скоростью 120 км/час!

А у жителей последнего царства простейшая неклеточная форма жизни, состоящая из белковой оболочки и наследственной информации.

Ребята, вы догадались, о какой удивительной планете шла речь в сказке?

А в чем её уникальность?

Обратите внимание на представителей разных царств. Какие же они разные! Даже представители одного и того же царства. (Показ рисунков или слайдов)

А теперь немного вспомним материал, который мы изучали ранее. На столах у каждого лежат листы, каждый выполняет задание самостоятельно. Вам необходимо выбрать (Приложение 1)

Задание 1. Записать название царства живой природы и групп живых организмов





Проверка со слайда, выставление отметок.


Учащиеся слушают рассказ учителя.











Называют признаки живых организмов: дыхание, размножение, раздражимость, питание, движение, выделение, рост и развитие, обмен веществ (Слайд )



















Прокариоты или Бактерии



Грибы




Растения



Животные



Вирусы


Планета Земля

В том, что на нашей планете есть жизнь.

На столах у учащихся лежат конверты с заданиями, учащиеся выполняют задания самостоятельною

Проверка со слайда, выставление отметок.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

На нашей планете живет большое количество разнообразных организмов, которые относятся к разным царствам. Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?


В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Сформулируем тему урока. Природные условия образуют среду обитания.

Какие среды обитания живых организмов вам известны?


Формулируют задачи продолжая фразы:

Узнать, что такое…

Выделить ….

Определить влияние..




Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.




Среды обитания организмов

Под руководством учителя учащиеся формулируют цели и задачи урока:

1) узнать, что такое среда обитания;

2) познакомиться с ресурсами среды

3) выделить факторы среды

4) определить влияние экологических факторов на организмы.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать «средой обитания»?


А как вы думаете, в любом ли месте могут обитать живые организмы?

- Почему не везде?


-Вы абсолютно правы, живые организмы обитают лишь там, где для их жизни имеются определенные - благоприятные условия

Эти условия не потребляются организмами. Ученые называют их экологическими факторами т. е. это явления, свойства и элементы среды обитания, которые влияют на организм. Запишите в рабочий лист определение экологических факторов.



Живым организмам необходимы определенные условия и ресурсы среды.

Сейчас, работая в группах вы попробуете ответить на главный вопросы нашего урока: Почему живые организмы отличаются друг от друга?

Вам предстоит огромная интересная работа, в течение урока мы будем работать в группах.


Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние.


Не везде.

Живые организмы живут только там, где для них созданы благоприятные условия.








Экологические факторы – это явления, свойства и элементы среды обитания, которые влияют на организм.







Работа в группах

V. Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.

У каждой группы на столе лежат информационные листы, а также вопросы, на которые вам предстоит ответить, ознакомившись с текстом. В группах работаете, придерживаясь правил, которые написаны на столах.

Группа 1. Ресурсы среды обитания.

Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы:

1. Что такое ресурсы среды?

2. Назовите основной ресурс для большинства организмов.

3. Укажите ресурсы растений.

4. Назовите ресурсы травоядных животных?

5 .Каким животным необходима охотничья территория?

6. Как виляют размер животного на объемы потребляемых ресурсов?

Группа 2. Факторы среды.

Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы:

1. Перечислите экологические факторы.

2. Дайте определение абиотических факторов.

3. Назовите основные виды абиотических факторов.

4. Какой абиотических фактор наиболее важен? Почему?

5. Какие еще 2 абиотических фактора важны для всех организмов?

6. Какие факторы называют биотическими?

7. Почему антропогенный фактор выделен в отдельную группу?

Группа3. Влияние экологических факторов на организмы.

Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы:

1. Как действуют экологические факторы в природе?

2. Что называют «условиями жизни организма»?

3. Одинаково ли воспринимают и реагируют организмы на экологические факторы?

4. Представители какого царства определяют видовой состав живых организмов на той или иной территории?

5. Опишите абиотические факторы пустыни (температуру и влажность)

6. Почему при большом количестве воды растения в тундре растут очень медленно?

Группа 4. Среды обитания организмов.

Ознакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы:

1. Сколько сред формируют экологические факторы? Назови их.

2. Приведи примеры живых организмов, которые могут жить в нескольких средах обитания.

3. Почему среда обитания неоднородна? Ответ поясните на примере водной среды обитания.

4. Что понимают под «местом обитания организмов»?

5. Выберите из предложенных изображений представителей каждой среды обитания

Отчет групп.

VI. Первичное закрепление

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Заполняют таблицу «Живые организмы»

Среда обитания

Живые организмы, населяющие среду жизни









Заполняют таблицу:

Среда обитания

Живые организмы, населяющие среду жизни

Наземно-воздушная

Воробей, человек

Водная

Окунь, щука

Почвенная

Крот, дождевой червь

Организменная

Вши, блохи


VII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.


Сто такое экологические факторы среды?


Назовите основные факторы среды?

Карточка

Попробуем населить наши среды обитания соответствующими живыми организмами. Распределить животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания:

Среда обитания

Живые организмы

А. Водная среда

3, 6, 10

Б. Наземно-воздушная среда

2, 3, 5, 8, 13, 14

В. Почвенная среда

1, 4, 7, 12, 14

Г. Организменная среда

9, 11

1.Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Синица. 6. Рак. 7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука. 11. Блоха. 12. Землеройка. 13. Мышь полевка. 14. Береза.  

Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока: Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?


Это явления/, свойства и элементы среды обитания, которые влияют на организм.

Абиотический, биотический, антропогенный


Выполняют задание на корточке.












Живут в разных условиях среды, поэтому они по-разному к ней припосабливаются.

VIII.Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Параграф 15 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

Делают записи в дневниках.

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Отмечаем удачные ответы и не очень; выставляем отметки.

благодарность за урок,

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.


Подводят итог работы на уроке.



Отвечают несколько учеников.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

. Мое настроение...

Материал урока мне был…

Домашнее задание мне кажется…

Приложение 1.


Предлагаю вам узнать организм по краткому описанию:

Описание

Название группы организмов

1. Организмы, состоящие из грибницы

грибы

2. Только одноклеточные организмы

одноклеточные водоросли, простейшие (амёбы, инфузории, эвглена), одноклеточные грибы

3. Имеют ядро (перечислите царства живой природы).

Эукариоты

Животные, растения, грибы

4.Растут в течение всей жизни

Растения, грибы

5. В клетке не имеют ядра

Бактерии  (прокариоты)

6. Не имеют клеточного строения

Вирусы


Посмотрите группы слов в первом столбике, постарайтесь определить кто из них третий лишний. Подчеркните лишнего представителя, подпишите его царство.


Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «Чужака»

Берёза, кошка, клюква

кошка

Животные

Заяц, подосиновик, комар

подосиновик

Грибы

Груздь, опёнок, кишечная палочка

Кишечная палочка

Бактерия

Заяц, дуб, дождевой червь

дуб

Растения