Урок по биологии в 9 классе
Строение нефрона. Образование мочи
Учитель биологии - Ксения Борисовна Чистова.
Место урока в теме: Урок проводится вторым в теме «Выделительная система», учащиеся знакомы со значением процессов выделения в жизнедеятельности организма; органами, выполняющими выделительную функцию; почкой как мочеобразующим органом: расположение, строение и функции.
Тип урока: комбинированный
Цель урока. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут:
знать, что является структурно-функциональной единицей почки; состав первичной и вторичной мочи; этапы образования мочи;
уметь объяснять механизм образования мочи, процессы фильтрации и реабсорбции;
владеть понятиями: корковое (почечное тельце) и мозговое (пирамиды) вещества почки, нефрон (капсула, почечные канальцы), фильтрация, первичная моча, реабсорбция, вторичная моча, собирательные трубочки, почечная лоханка.
Цель языком учащихся. К концу урока я буду знать строение нефрона, буду понимать механизм образования мочи, смогу объяснить, как образуется моча в организме человека.
Задачи личностного развития. Создать условия для формирования навыков целеполагания, самооценки, рефлексии учащихся. Содействовать формированию навыков анализа текста учебного пособия, выделение главного, умения ставить вопросы. Способствовать формированию навыков практического применения полученных знаний. Содействовать развитию устойчивого интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочий лист урока, рисунок «Строение нефрона», мультимедийная установка, экран.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие.
Мы пришли сюда ... (учиться)
Не лениться, а… (трудиться.)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то … (достигает ).
Проверка готовности класса к уроку. Раздача рабочих листов учащимся.
II. Проверка домашнего задания
Проводится биологический диктант по домашнему параграфу. Учащиеся письменно отвечают на вопросы.
Учитель диктует, а учащиеся записывают ответы.
1. Почки имеют форму .. (бобовидную)
2. Какая почка несколько больше и размещается чуть выше… (левая)
3. Вогнутый край почки называется… (ворота)
4. Структуры треугольной формы, находящиеся в светлом слое почки, около 10-15 единиц…(пирамидки почечные).
5. Снаружи почка покрыта плотным чехлом из соединительной ткани … (капсулой)
6. Вещество, расположенное по периферии … (корковое)
7. Полость, в которой собирается моча… (лоханка)
8. Тонкая мышечная трубка, которая выводит мочу из почки… (мочеточник)
9. Гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи и её удаления … (мочевой пузырь)
10. Центр рефлекса мочеиспускания находится в … (спинном мозге).
Далее соседи за партой обмениваются рабочими листами и проводится взаимопроверка, сверяются с ответами на слайде, подсчитывают количество верных ответов. Записывают количество баллов.
Прошу учащихся, допустивших свыше 4 ошибок, ещё уделить внимание изученному параграфу.
III. Целемотивационный этап
Анализ стихотворения.
Учащиеся слушают стихотворение. Вопрос: что вы уже изучили, а что предстоит сегодня на уроке узнать?
Они, как два больших боба,
На связках закрепились.
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулу,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернутся в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже.
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Проанализируйте стихотворение: что мы уже изучили, а что ещё нет?
Формулирование темы урока. Тема урока записывается на доске «Строение нефрона. Образование мочи». Учащиеся записывают тему в рабочих листах (Приложение 1).
2. Целеполагание учащихся
Цели словами учащихся записываются в рабочий лист.
IV. Актуализация знаний учащихся
Приём «Правда или ложь». После появления каждого утверждения учащиеся, согласные с ним, поднимают руку, не согласные – нет.
1. В моче можно стирать одежду.
2. Моча – главный ингредиент сезонного китайского деликатеса.
3. Мочу можно использовать для производства пороха
4. Из мочи можно производить невидимые чернила
5. Мочу можно использовать для отбеливания зубов
Все эти утверждения являются правдивыми.
Удивительные истории использования мочи расскажут учащиеся, которые выступают с заранее подготовленными краткими сообщениями.
V. Изучение нового материала
1. Строение нефрона
Учащиеся записывают определение «нефрон». Учитель рассказывает об особенностях нефрона, изучают рисунок на стр. 165. Записывают определение «почечное тельце».
После рассмотрения строения нефрона, учащиеся работают в рабочих листах со структурно-логической схемой «Строение нефрона». Необходимо сделать подписи указанных элементов. Сравнить с рисунком 81 в учебнике. Вопрос «Есть ли различия в рисунках?» (диаметр приносящего и выносящего сосуда).
Далее изучается кровоснабжение почки. Записывается логическая цепочка в лист.
Почечная артерия- приносящая артериола – капиллярный клубочек (20-50 петель) – выносящая артериола - капилляры, оплетающие почечные канальцы – почечная вена.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение для осанки
-Примите «Позу дерева». Встаньте у парты, поставьте ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь верх всем телом, не отрывая стопы от пола, выпрямите позвоночник. Вытягиваясь вверх. Повторите 3 раза.
2. Образование мочи
Работа с учебником. Прочитайте на стр. 166 и 167 «Образование мочи», заполнить таблицу «Этапы образования мочи». Коллективно проводится проверка правильности заполнения таблицы.
Этапы мочеобразования | Процесс | Где происходит | Состав | Количество в сутки |
Первичной мочи | фильтрация | Капилляры клубочка | вода, мин.соли, мочевина, глюкоза, витамины | 160 л |
Вторичной мочи | реабсорбция | Канальцы нефрона | вода, мочевина, мочевая кислота | 1,7-2,0 л |
VI. Проверка понимания и закрепления изученного материала
Составить логическую цепочку «Механизм образования мочи»
Учащиеся за каждой партой получают карточки (Приложение 2). Работая в паре, необходимо составить логическую цепочку «Механизм образования мочи». Записать в рабочий лист. Озвучивание, обсуждение и коррекция результатов.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Диаметр выносящего сосуда в 2 раза меньше диаметра приносящего. Как скажется на мочеобразовании увеличение диаметра выносящего сосуда?
2. Почему признаками заболевания почек является присутствие в моче белков, сахара, появление лейкоцитов и эритроцитов?
VII. Контрольно-коррекционный этап
Далее учащиеся индивидуально выполняют контрольный тест, состоящий из 5 вопросов (Приложение 3).
1. Капиллярный клубочек, погружённый в двустенную чашеподобную капсулу, называется:
а) нефрон; б) система канальцев; в) почечное тельце.
2. В мозговом веществе почки находится:
а) извитой каналец I-го порядка; б) петля нефрона; в) извитой каналец II-го порядка
3. В собирательные трубочки моча попадает из:
а) извитого канальца II-го порядка; б) почечной лоханки; в) извитого канальца I-го порядка.
4. В результате фильтрации крови в нефроне образуется:
а) первичная моча; б) вторичная моча; в) мочевина.
5. Из первичной мочи в кровь при обратном всасывании не поступает:
а) вода; б) минеральные соли; в) витамины; г) глюкоза; д) мочевина.
Обмениваются с соседом впереди сидящим и сверяются с ключом.
Подсчитывают количество заработанных баллов.
VII. Подведение итогов
Самооценка и обратная связь
Вернёмся к целям урока, которые вы поставили в начале нашего урока.
Оцените степень их достижения. Учащиеся высказываются.
Выставление отметок
Каждый учащийся подсчитывает итоговое количество набранных баллов и используя шкалу перевода суммарного количества баллов в отметку по десятибалльной шкале переводят баллы в отметку.
Учащиеся выставляют в дневники, учитель в журнал.
VIII. Информация о домашнем задании
а) д/з § 41, ключевые вопросы на с.167
б) д/з § 41, ключевые вопросы на с.167, составить 2 «тонких» и 2 «толстых» вопроса
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? | Кто? Что? Когда? Где? Как? Может …? Будет ли …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верите ли вы …? |
в) повторить § 40 тем, кто допустил ошибки при проверке д/з.
IX. Рефлексия.
Приём «Оцени себя на уроке»
Каждый учащийся в своей карточке подчёркивает фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям. Учащиеся выбирают одно предложение.
Урок: | Я на уроке: | Итог: |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично | 3. помогал другим | 3. Не понял |
Приложение 1
Рабочий лист урока ________________
Тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Проверка д/з
1. | 6. |
2. | 7. |
3. | 8. |
4. | 9. |
5. | 10. |
Баллы: _______(мах. – 5 б., по 0,5 б. за правильный ответ)
2. Цель урока:
3. Нефрон- |
|
Почечное тельце - |
|
|
|
Работа со структурно-логической схемой «Строение нефрона»
Баллы:_________(мах. – 4,5 б. по 0,5 балла за каждую правильную подпись)
4. Заполните таблицу «Этапы образования мочи»
Этапы мочеобразования | Процесс | Где происходит | Состав | Количество в сутки |
Первичной мочи | | | | |
Вторичной мочи | | | | |
Баллы: _______(мах. – 8 б., по 1 б. за каждую заполненную ячейку)
5. Составить логическую цепочку «Механизм образования мочи»
Кровь |
|
|
|
|
|
Баллы: ______(мах. – 5,5 б., за каждую правильную позицию по 0,5 б.)
6. Тестовый контроль
Баллы:_________(мах. – 5 б.)
Дополнительные баллы за активность на уроке: ________ (мах. – 2 б.)
Итого набрано баллов:__________
Шкала перевода суммарного количества баллов в отметку по десятибалльной шкале
Количество баллов, полученных учащимся | Отметка в баллах по десятибалльной шкале |
1 | 1 (один) |
2 | 2 (два) |
3–5 | 3 (три) |
6–8 | 4 (четыре) |
9–11 | 5 (пять) |
12–14 | 6 (шесть) |
15–18 | 7 (семь) |
19–23 | 8 (восемь) |
24–28 | 9 (девять) |
29–30 | 10 (десять) |
Итоговая отметка:_______________
7. Домашнее задание
а) д/з § 41, ключевые вопросы на с.167
б) д/з § 41, ключевые вопросы на с.167, составить 2 «тонких» и 2 «толстых» вопроса
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему …? Почему вы считаете …? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? | Кто? Что? Когда? Где? Как? Может …? Будет ли …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верите ли вы …? |
в) кто допустил ошибки при проверке д/з повторить § 40
8. Рефлексия
Приём «Оцени себя на уроке»
Урок: | Я на уроке: | Итог: |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично | 3. Помогал другим | 3. Не понял |
Приложение 2
Кровь | Фильтрация | Собирательные трубочки |
Капилляры клубочка | Почечные канальцы | Почечные лоханки |
Капсула клубочка | Первичная моча | Мочеточники |
Реабсорбция | Вторичная моча | Мочевой пузырь |
Приложение 3
Тестовый контроль
1. Капиллярный клубочек, погружённый в двустенную чаше подобную капсулу, называется:
а) нефрон; б) система канальцев; в)почечное тельце.
2. В мозговом веществе почки находится:
а) извитой каналец I-го порядка; б) петля нефрона; в) извитой каналец II-го порядка
3. В собирательные трубочки моча попадает из:
а) извитого канальца II-го порядка; б) почечной лоханки; в) извитого канальца I-го порядка.
4. В результате фильтрации крови в нефроне образуется:
а) первичная моча; б) вторичная моча; в) мочевина.
5. Из первичной мочи в кровь при обратном всасывании не поступает:
а) вода; б) минеральные соли; в) витамины; г) глюкоза; д) мочевина.