ИНФОРМАТИКА, 11 класс
Урок-суд «Глобальная сеть INTERNET»
Цели мероприятия:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.
- Расширить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры.
- Связать информатику с другими предметами.
- Воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Оборудование:
Подготовлены столы и стулья, бейджики, компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Среди учеников были распределены следующие роли:
свидетели обвинения:
1. Руководитель “Лаборатории Данилова – Dr. Web” - Лозинская Виктория+
2. Актериса и режиссер Лебедь Кристина; +
3.Главный редактор журнала “Мир ПК” Коробкова Венера; (Кинзин Рустам)+
4.Доктор Норец Ксения; +
5.Интернет-зависимый пользователь сети Рейстлинг; (Лугинина Дарья)
свидетели защиты:
1. председателем поддержки малого бизнеса при правительстве РК. Алимбаева Алина; +
2. Телеведущая ” Белова Наталья; +
3. Ученица (Молчанова Анна)+
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Прошу садиться. Слушается дело по обвинению Internet в негативном влиянии на подрастающее поколение. Председательствующий судья – Фомина Оксана Александровна. Обвинение поддерживает прокурор Штайн Жанна Андреевна, защиту осуществляет адвокат Кинженова Алма Маратовна. Слово для обвинения предоставляется прокурору. Жанна Андреевна, прошу вас.
Прокурор: Ваша честь, уважаемая публика! Обвиняемый интернет опутал своей паутиной весь мир. С его помощью совершается множество преступлений. Internet обвиняется:
311 УК РКв незаконном распространении порнографии;
210 УК РК в распространении вирусов и вредоносных программ;
313 УК РКInternet обвиняется в пропагандировании насилия и жестокости;
так же Internet обвиняется в распространении спама, нарушении авторских и смежных прав и причинению вреда нравственному и физическому здоровью человека.
Со стороны обвинения были приглашены свидетели, которые могут подтвердить перечисленные факты. Прошу вызвать первого свидетеля обвинения Лозинскую Викторию Сергеевну, руководителя «Лаборатории – Dr. Web».
Судья: Секретарь, пригласите в зал судебных заседаний свидетеля Лозинскую.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Виктория Лозинская.
Руководитель «Лаборатории – Dr. Web»: Наша компания занимается разработкой антивирусных программ, поэтому мы имеем право судить о вреде, приносимом вирусами. И мы можем сказать, что создание вредоносных программ (вирусов) приобрело катастрофические (в том числе и по последствиям) масштабы. Вирусы могут быть разные. Самые опасные – троянские кони. Они делятся на три типа:
1) непосредственно трояны, которые удалят файлы и программы с зараженного компьютера, чем наносят непоправимым вред пользователям;
2) BackDoor – программы, которые предоставляют удаленное управление компьютером или получение команд от злоумышленника;
3) шпионы – программы, собирающие информацию (имена, пароли и т.д.).
Это наиболее опасный вид вирусов, есть и другие. Они распространяются по сети Internet каждый день, и нам приходится обновлять свои антивирусные базы по несколько раз в день, чтобы люди, использующие нашу продукцию, чувствовали себя в безопасности. Но все же разработка вирусов опасна на уровне безопасности страны, а не только отдельного пользователя.
Internet обвиняется в распространении спама. Для того чтобы эффективно бороться со спамом, необходимо четко определить, что именно подразумевается под словом “спам”.
Нередко провайдеры и владельцы сетей предпочитают руководствоваться “презумпцией виновности”, относя к спаму практически всю почту, которую не запрашивал пользователь. За последние полтора года эксперты изучили все существующие виды и категории спама и пришли к выводу, что при огульном отнесении к спаму любого нежелательного или рекламного письма, возникает большая опасность потерять деловую почту. Но, тем не менее, спам доставляет пользователям много неудобства.
В подавляющем большинстве спам используется для рекламы, иногда для накручивания счетчиков на сайте, сбора информации, реже для засылки вирусов или троянов. Но есть общая цель – довести свою информацию до максимально возможного числа адресатов при минимальных издержках. Причем “авторов” не волнует состав аудитории, главное – количество. У меня всё, ваша честь.
Судья: Хорошо, прошу занять место в первом ряду.
Адвокат (вскакивает): Разрешите мне, ваша честь. Для начала хотелось бы обратиться к Конституции РК. Статья 20, пункт 2 Конституции РК гарантирует нам право свободно искать, производить и распространять информацию любым способом. Пункт 1 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.
Согласно УК РК существует только три состава преступлений в сфере компьютерной информации. Статья 210 “Неправомерный доступ к компьютерной информации”, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”. Данные составы преступлений не противоречат Конституции РК, так как предусматривают ответственность за нарушение прав других граждан на получение информации, которая наиболее полным образом содержится в глобальной сети Internet. Больше никаких ограничений на использование информационных ресурсов в соответствии с законодательством РК не существует. В УК РК (статья 223) предусмотрена ответственность за получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну. Субъекты, владеющие соответствующей информацией, имеют собственные подразделения, обеспечивающие информационную безопасность. Таким образом, данная информация не может быть получена рядовым пользователем Internet.
Адвокат: Я хотела бы пригласить в зал суда известную телеведущую Белову Наталью
Судья: пригласите в зал суда свидетеля Белову
Секретарь: в зал суда приглашается Наталья Белова
Адвокат: Наталья Юрьевна как Вы считаете, есть ли польза от интернет людям творческих профессий?
Телеведущая: Безусловно, сегодня ни актер, ни режиссер, ни музыкант не представляют свою жизнь без интернета. Проводятся различные кастинги, опросы, что помогает подбору актеров. Интернет способствует рекламе новых альбомов, фильмов, общению актеров и певцов со своими фанатами. Поклонникам предоставляется возможность узнать любую информацию о своих кумирах.
Прокурор: Разрешите мне задать вопрос свидетелю? А что вы скажете по поводу ложной информации?
Телеведущая: Этот вопрос не ко мне, эту информацию размещают сами пользователи, которые хотят получить какую-либо выгоду.
Судья: У сторон будут вопросы?
Прокурор: У обвинения есть свидетель актриса Кристина Олеговна Лебедь
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Кристина Лебедь
Актриса: Не могу не отметить и такую отрицательную сторону интернета, как нарушение авторских и смежных прав. Хотя за это и предусматривается наказание уголовным кодексом, но плагиат существует. Смежные права – исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания. Основное содержание смежных прав сводиться к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и теле- организаций. В интернете существует много так называемых “группировок”, которые занимаются “грязной работой”. А именно: своровав в какой-нибудь существующей интернет странице эксклюзивное интервью звезд. И так образуются длинные цепи, тем самым нанося огромные ущербы владельцам сайтов и самим же звездам. Это все что я хотел вам сообщить.
Адвокат: Ваша честь, у защиты есть опровержение. Разрешите… (судья кивает головой). По УК РК (статья 184) возможно нарушение авторских и смежных прав. Данная статья предусматривает ответственность за приобретение, хранение, перевозку контрафактных произведений или фонограмм. Следовательно, мы можем говорить о достаточной степени правовой защиты всех лиц, пользующихся информационными ресурсами глобальной сети. Следует помнить, что основное назначение Internet – это получение необходимой информации в максимальном объеме за минимальное количество времени. Любое противодействие использованию Internet современным человечеством является шагом назад в историческом развитии. У меня все.
Судья: У сторон будут вопросы к свидетелю?
Адвокат и прокурор: Нет, вопросов не имеется.
Судья: Тогда перейдем к опросу следующего свидетеля. Секретарь, пригласите свидетеля Алимбаеву, являющуюся председателем поддержки малого бизнеса при правительстве РК.
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель со стороны защиты Алина Муратбековна Алимбаева
Судья: Свидетель, что вы можете рассказать суду по этому делу?
Председатель поддержки малого бизнеса при правительстве РК: Образно говоря, в интернете, как в бане, все равны. Это, пожалуй, единственное место, где малое предприятие может составить достойную конкуренцию монстрам большого бизнеса. В условиях ограниченности ресурсов предпринимателям вполне по силам создать в виртуальном пространстве своё WEB-представительство. Представительство – эффективный способ информирования о деятельности фирмы, её продукции и услугах. Растёт роль Интернета и как глобального рекламного ресурса. При значительной экономии средств в интернет можно разместить неограниченное количество рекламной информации. Интернет может послужить эффективным инструментом привлечения новых клиентов и установления обратной связи путём размещения анкет и опросных листов. Представительство может работать в интерактивном режиме, то есть можно не только ознакомиться с товаром, но и оформить заказ.
Судья: Спасибо, Алина Муратбековна, вы дали вполне исчерпывающий ответ. Можете занять место в первом ряду.
Прокурор: У обвинения имеется свидетель Коробкова Венера Дмитриевна, он более ясно раскроет вопрос, касающийся распространения порнографии, пропаганды насилия и жестокости. Он работает главным редактором журнала «ComputerClub».
Судья: Секретарь, пригласите свидетеля Коробкову
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Венера Дмитриевна Коробкова
Главный редактор журнала «ComputerClub»: В наши дни в Интернет сайтах можно встретит, или сыскать не только полезную и интересующую нас информацию, а также много видео роликов жестокого насилия, ссылки которых можно найти практически в любых Интернет страницах. Заинтересованные в этом люди, каждый день добавляют в свои архивы новые материалы. В поисках зрелищных сцен они совершают чрезмерно жестокие преступления, при этом кто-то из участников является действующим, а второй снимает происходящее. Эти видео ролики действуют на психику людей. В нынешнее время частыми посетителями Интернета являются дети, которые также, наткнувшись на видео данного содержания, горят желанием просмотреть их. Этот факт и влияет на их дальнейшее развитие. Подрастая, они и сами начинают увлекаться занятием такого содержания.
А сколько лживей информации таится в Интернете, вследствие которых пользователи входят в заблуждение. Распространением такого вида информации занимаются люди, стремящиеся опубликовать эксклюзивную новость, при этом они не задумываются о последствиях.
У меня все ваша честь.
Судья: Спасибо, свидетель. Вы можете присесть.
Прокурор: У обвинения есть еще свидетель – Лугинина Дарья. Она интернет-зависимый пользователь сети рейстлинг.
Судья: Пригласите свидетеля Лугинину
Секретарь: В зал суда приглашается Дарья Лугинина
Судья: Здравствуйте, свидетель. Что вы можете сообщить суду по этому делу
Интернет-зависимый пользователь: Я сознаю, что больна. Я прихожу домой со школы – и сразу включаю компьютер и захожу в Internet. Мне физически плохо, если нет доступа к сети… Я провожу там все свое время, я не хожу на улицу, не общаюсь с друзьями... Я не сплю по ночам, не делаю уроки… И во всем этом виноват Internet! Я практически потерян для общества, но ничего не могу с этим поделать!
Прокурор: В качестве доказательства хочется привести распечатку с форума сайта школы № 4, где обсуждалась тема положительного и отрицательного влияния Internet.В этой распечатке приведены ответы, которые свидетельствуют о вреде, приносимом Internet.
Адвокат: Разрешите мне, ваша честь.
Судья: Алма Маратовна, пожалуйста.
Адвокат: Здесь только что шла речь об отрицательном воздействии Интернета на учащихся. Я же могу характеризовать Интернет только с положительной стороны. Многие учителя в школах практикуют использование компьютеров для обучения. Это и презентации на уроках, и видеоуроки по проведению химических реакций и физических экспериментов, и использование компьютеров для математического моделирования и т.д. Но наука не стоит на месте – и то, что использовалось сегодня, уже может быть неактуально завтра. И, по-моему, это главная цель использования Internet в школе – получение свежей информации и обновление программных продуктов для дальнейшего обучения. Есть и другие плюсы интернетизации – участие в Internet-конференциях, форумах, где каждый, будь то ученик или учитель, может узнать что-то новое, познакомиться с людьми, которые заинтересованы в предмете так же, как и ты сам. В подтверждение своих слов, что Интернет приносит пользу, прошу вызвать свидетеля-ученицу средней школы №4 Молчанова Анна
Судья: Секретарь, пригласите свидетеля Молчанову
Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Анна Молчанова
Судья: Здравствуйте, свидетель. Что вы хотели поведать суду?
Ученица АСШ №4: Internet позволяет быстро найти реферат или сочинение, книгу, которой нет в библиотеке.. Internet позволяет общаться с друзьями, с учителями. Дает возможность скачивать нужные программы, фильмы и музыку. Найти новых знакомых. Рассказать миру о себе. В Internet каждый может найти что-либо интересное именно для себя: это и онлайн игры, и различные интернет-порталы, форумы, знакомства... Чего только нет! Да вы посмотрите распечатку с нашего школьного форума! (дает распечатку)
Прокурор (вскакивает): Раз защита затронула тему детей, то предлагаю вызвать свидетеля обвинения доктора Норец Ксению Олеговну
Судья: Секретарь, пригласите в зал суда свидетеля Норец
Секретарь: Приглашается свидетель Ксению Норец
Прокурор: Доктор, расскажите пожалуйста, как Интернет влияет на здоровье пользователей, в частности здоровье и развитие детей.
Доктор: В настоящее время Internet представляет огромную угрозу для психического и физического здоровья людей, а в особенности детей. Самой распространенной формой Internet – зависимости является геймерство. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с персональным компьютером. Еще одна форма Internet – зависимости – хакерство. Человека привлекает то, что он может кого-то перехитрить, почувствовать себя лучше, умнее, сильнее других. Деятельность хакеров в основном не носит коммерческого характера, но в то же время наносит огромный ущерб интеллектуальной собственности и может использоваться в преступных целях. Еще одна форма Internet – зависимости – это общение по Internet. Это опасно тем, что человек постепенно разучивается общаться в реальной жизни, полюс коммуникативной активности переносится из реальных условий социума в сеть. У меня все.
Судья: Судебное следствие объявляется закрытым. Суд переходит к прениям сторон! Слово предоставляется прокурору Штайн Жанне Андреевне.
Прокурор: В нашем деле все и так ясно. Было доказано, что Internet занимается распространением вирусов, спама, которые так вредят пользователям; порнографии, не менее влияющую на психику людей; ложной информации, после которой пользователи входят в заблуждение. Также доказали, что в Интернете чаще всего происходит нарушение авторских или смежных прав.
Если не заняться улаживанием этой проблемы сейчас, то потом попросту может оказаться поздно. До сегодняшнего дня шло расширение Интернета, все больше и больше становиться пользователей, которые впитывают в себя всю жестокость доступную для них. Я считаю, что вина подсудимого полностью доказана, и прошу вынести высшую меру наказания. У меня все, ваша честь.
Судья: Спасибо. Слово предоставляется адвокату Кинженовой Алме Маратовне
Адвокат: Я считаю, что Интернет – это и есть тот самый искусственный интеллект, создать который старались лет двадцать назад, и нельзя просто так без основания его уничтожить. Ведь сколько полезной информации можно сыскать в таких поисковых системах как, Rambler, Mail, Yahoo, Google, Yandex. Также перед пользователем разворачивается совсем иной, интересный мир. Развлечь себя музыкой, графическим изображением, видео фрагментами. С помощью Интернета можно получить доступ к обучающим программам, к системе дистанционного образования, особенно интересно изучать искусство, используя сайты различных музеев. Вы сможете путешествовать по залам Эрмитажа, не выходя из дома, попасть в Белый дом в Вашингтоне, познакомиться с семьей президента. А в том, в чем вы хотите обвинить моего подзащитного виноваты сами же пользователи, они, сами того не замечая изучают, рассматривают запрещенные тексты, изображения, видео. И порой сами занимаются распространением запретных вещей. И в этом случае Интернет является всего лишь передатчиком той или иной информации. Ваша честь, вина Интернета не доказана, поэтому прошу его оправдать. У меня все.
Судья: Ваша позиция суду также понятна. Присядьте. Подсудимый, встаньте! Вам предоставляется последнее слово.
Internet (Крейдич Дмитрий): Я не признаю свою вину. Я – лишь ресурс, который предоставляет определенные возможности. А как меня будут использовать – для пользы или во вред – зависит от конкретных людей. Так что судить надо не меня, а пользователей, которые используют мои ресурсы для противозаконных действий!
Судья: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
Секретарь (Бисембаева Мадина): Встать, суд идет!
Судья: Суд, рассмотрев все обстоятельства дела и выслушав всех свидетелей, решил: Internet – двузначная вещь. С одной стороны, это пространство свободы, с другой – прозрачности и контроля. Internet вобрал в себя не только достоинства глобальности, но и глобальные пороки. Технический прогресс остановить невозможно, но следует помнить, что у любого новшества есть свои положительные и отрицательные стороны. И чем станет Internet в нашей жизни, зависит от человека…
Суд постановляет: для сглаживания негативных сторон Internet учителям необходимо прививать детям навыки цивилизованного использования его ресурсов.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Обвинению приговор понятен? Защите приговор понятен? Подсудимый, Вам приговор понятен? Судебное заседание объявляется закрытым!