СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Тайна Имени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок может быть использован во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Тайна Имени"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Желанновская основная общеобразовательная школа










Урок истории в 3 классе


Тема:







Антипкина Елена Егоровна









2010 год

Тема: «Тайна имени».

Цели: заинтересовать ребят историей происхождения имён.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения имён;

познакомить учащихся с новыми словами: «тезка», «святцы»;

уточнить значение слова «именины» и словосочетания

"день рождения";

развивать любознательность, логическое мышление, речь;

воспитывать уважение к старшим и друг другу, самоуважение.

Оборудование: карточки с филвордом, ромашки с пятью лепестками,

краткий словарь распространённых имён и их значений,

историческое лото, смайлики;

на доске: кроссворд, имена для физкультминутки (Маша,

Юля, Никита, Антон, Женя, Андрей, Ирина, Саша, Валя).

План.

1. Организационное начало урока.

2. Завязка урока.

3. Сообщение темы и задачи урока.

4.Работа по раскрытию темы урока:

4.1. Работа с учебником. Самостоятельное получение знаний.

4.2. Обобщение самостоятельно полученных знаний.

4.3. Первичное закрепление полученных знаний. Историческое лото.

4.5. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

4.6. Работа со Словарём.

4.7. Уточнение значений слова «именины» и словосочетания

"день рождения".

4.8. Влияние имени на характер и судьбу человека.

4.9. Раскрытие значения слова «тёзки». Полные и неполные имена.

5. Закрепление знаний, полученных на уроке.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия. (Оценка эмоциональности урока)

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас снова видеть! Сегодня я проведу у вас урок истории.

2. Завязка.

- Ребята, скажите, как вас выделяют в классе, если хотят о чём-нибудь спросить? (По имени)

- Правильно. А как узнают, что это твоя тетрадь, твои оценки? (По имени и фамилии).

- Верно. А теперь отгадайте загадку: «Дают тебе, а пользуются все».

- Правильно. Это имя.

3. Сообщение темы и задачи урока.

- Тема нашего урока «Тайна имени». У каждого из вас прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает, откуда появилось. Много тайн у ваших имён. Давайте их сегодня отгадывать вместе. Наша задача открыть тайну имени.

4. Работа по раскрытию темы урока.

4.1. Работа с учебником. Самостоятельное получение знаний.

- Знаете ли вы, что имя тоже имеет историю? Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

О происхождении имён в Древней Руси давайте прочитаем в учебнике, там, где я положила закладку.

(Дети читают текст вслух по абзацу)

4.2. Обобщение самостоятельно полученных знаний.

- Как образовывались имена и прозвища в Древней Руси? (По внешнему виду, по порядку появления детей, по временам года на момент рождения, по христианским праздникам, по роду занятий, по происхождению из определённой местности, национальности и названия еды).

4.3. Первичное закрепление полученных знаний. Историческое лото.

- Ребята, а теперь закройте учебники. Я предлагаю вам поиграть в историческое лото. Перед вами лежат игровые поля, на которых написаны разные способы происхождения Древнерусских имён. На маленьких квадратах даны разные имена. Попробуйте соединить наложением имя и его происхождение. Например, имя-номерок – это…(Дети договаривают Третьяк, Первой).

(Самостоятельная работа учащихся с карточками «Историческое лото», проверка выполнения)

4.5. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

- Ребята, в 988 году во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали византийские, древнегреческие и древнеримские имена. Сейчас нам кажется, что все имена звучат, как русские, на самом деле в основном они имеют происхождение из других стран и поэтому в переводе на русский язык каждое имя имеет своё значение.

Посмотрите на бейджики с вашими именами, внизу синим цветом написано, что обозначает ваше имя в переводе на русский язык.

(Спросить нескольких детей о значении имён)

4.6. Работа со Словарём.

- Ребята, хотите узнать, какое происхождение имеют ваши имена? Перед вами лежат краткие словарики распространённых имён и их значений. Имена, как в любом словаре написаны в алфавитном порядке. Отыщите своё имя в этом списке. Посмотрите, из какого языка пришло к нам ваше имя? (Ответы детей)

А теперь найдите в этом словаре имя мамы или папы (учителя) и расскажите, что оно обозначает. (Дети находят имена и рассказывают о них учителю)



4.7. Уточнение значений слова «именины» и словосочетания

"день рождения".

- Ребята, скажите, что такое день рождения? (Это день, когда ребёнок появился на свет). Скажите, а день рождения и именины – это одно и то же?

(Ответы детей) А что такое именины? (Дети дают свои варианты) Именины, это день почитания святого, в честь кого этот человек назван. Этот святой становится Ангелом-хранителем, а именины ещё называют и днём Ангела. Имена святых и даты их почитания записаны в специальной книге, которая называется «святцы».

- Скажите, когда у человека появляется имя? (После рождения) Ребята, а кто даёт человеку имя? (Родители) Верно.

Послушайте стихотворение Юрия Благова о том, как в одной семье выбирали имя новорожденному.

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…


Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовём посовременней -

Гелий…, Атом…, Космодром…


Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором
Эдвин…, Мельвин…, Сельвин…, Джон…


Бабка с нехристями знаться
Не желает. И сама
Вносит лепту, глядя в святцы;
Псой…, Сысой…, Кузьма…, Фома…


Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

- Почему спорщикам удалось договориться? (Это имя является и довольно распространённым, одновременно старым и современным, оно встречается и в святцах)

- Скажите, из какого языка пришло к нам это имя? (Дети должны догадаться, что надо заглянуть в Словарь имён – из греческого языка)

- Что обозначает это имя? (Камень)

4.8. Влияние имени на характер и судьбу человека.

- Придёт время, и вы тоже будете выбирать имена для своих детей. Будьте внимательны при выборе имён, ведь имя не только имеет своё значение, но и может повлиять на характер человека под воздействием звуков, из которых оно состоит. Если имя звучит мягко, певуче, то и характер обычно складывается мягкий, покладистый. А если имя звучит твёрдо, то и вырастет этот человек с твёрдым сильным характером. Сравните: Роман и Миша, Карина и Алина. Эти имена звучат совершенно по-разному. Имя должно хорошо сочетаться с отчеством и не должно быть слишком длинным. Иначе может произойти неприятная история, как в одной японской сказке, которую я хочу вам прочитать.

Жили-были в Японии двое мальчуганов – богатый и бедный. Богатому мальчику родители дали очень почтенное количество имён. Его звали:

Онюдо-Конюдо-Мапирапонюдо-Хиранюдо-Сейтакапонюдо-Харимапобето-Хейтако-Хейтако-Хэмета-Кемэта-Иччиочирика-Чоччорачирика-Чоони-Чоони-Чобикуни-Чоторабуцуни-Нагонабицуни-Апояма-Копояма-Амосу-Комосу-Моосу-Моосиго-Ясиклапдони-Темоку-Темоку-Мокуно-Мокуно-Мокудзобо-Таванчоосуна-Хихидзоэшка.

На русский язык имя переводилось так: «Бонза большой - Бонза меньшой - Бонза над всеми бонзами бонза - Бонза толстяк - Бонза в мошне деньги бряк - Бонза просто так - Бонза не знаю дальше как - Богач-разбогач - Самого не знаю дальше как - Чашка да чайник - Главный начальник - Все пьют воду - Сам пью чай - Чудо-герой - Серебро горой - Звать по-таковски - Звать по-сяковски - И этак, и так, и перетатак - На горе храм - На храме крыша - Над крышей сосна - Над сосной луна - Эй-эй расти скорей - Эйске».

Это было более чем удивительное имя. А бедного мальчика называли просто Чон.

За богатым мальчиком следило множество нянек, бедный же бегал, где хотел, один. И однажды он упал в глубокий колодец.

Как только это случилось, соседские дети прибежали к его родителям и крикнули: «Ваш Чон упал в колодец!» В мгновение ока Чонов папа был тут как тут и вытащил сына так быстро, что тот даже не успел воды в рот набрать.

На другой день богатый мальчик улучил минутку, когда его няньки зазевались, побежал и, в свою очередь, свалился в колодец.

Соседские дети не очень любили его, но, видя такую беду, помчались к дому его родителей и закричали: «Упал в колодец!»

«Кто?» - спросили родители.

«Ваш Онюдо-Конюдо-Мапирапонюдо-Хиранюдо-Сейтакапонюдо…» - начали было дети, но кто-то из них вдруг ахнул: «Ой, что вы! Вы же пропустили Харимапобето! Сначала!!»

Они испугались и начали снова: «Ваш Онюдо-Конюдо-Мапирапонюдо-Хиранюдо-Сейтакапонюдо-Харимапобето-Хейтако-Хейтако…» Но пока они добрались до Хихидзоэшки и родители поняли, что случилось, богатый мальчик захлебнулся и утонул.

(Из книги Л. Успенского «Ты и твоё имя»)



- Это сказка, и таких имён в Японии, вероятно, нет. Но сказок не бывает без правды, как дыма без огня.

Физкультминутка.

- Ребята, а сейчас, давайте проведём физкультминутку, заодно раскроем ещё одну тайну имени. Встаньте. Выйдите из-за парт. На доске у нас написаны имена. Давайте договоримся, если имя женское – будем приседать, а если мужское – выполнять наклон (На имя, которое может быть и мужским, и женским дети должны и присесть, и наклониться).

Маша, Юля, Никита, Антон, Женя, Андрей, Ирина, Саша, Валя.

4.9. Раскрытие значения слова «тёзки». Полные и неполные имена.

- Ребята, как называют людей, имеющих с кем-либо одинаковое имя?(Тёзка) - - Да. Это слово – тёзка. У кого из ребят есть тёзки в нашем классе? Встаньте, пожалуйста (Дима – Дима, Ирина – Ирина, Лена – Елена Егоровна). Спасибо.

- Ребята, все ваши имена очень-очень красивые. Но, оказывается, есть ещё одна тайна имени. Послушайте стихотворение и постарайтесь разгадать ещё одну загадку.

Сколько имён у подружки у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут её в школе,

Оленькой мама и папа зовут.


Олюшкой тётя её называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имён у подружки моей?


- А вы, ребята, догадались, сколько имён у Оли? (Одно) Конечно, одно, только в разных вариантах. Имя Ольга – называется полным, а остальные – уменьшительными, ласкательными, домашними.

- Ребята, а почему «Олька» кричит озорник во дворе? Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой? (Нет)

- Ребята, каждому из вас я подготовила ромашку с вашим именем. Скажите, там написано полное или уменьшительное имя? (Полное) А дома вас называют по другому? (Да). Тогда. Я предлагаю вам записать на лепестках ромашки имена, которыми вас называют дома родные или друзья в школе.

(Ребята выполняют задание, зачитывают несколько ответов).

5. Закрепление знаний, полученных на уроке.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, все задания которого обязательно будут связаны с тайнами имени, которых мы сегодня так много открыли. Я буду читать задание, а вы постарайтесь отгадать слово.


Ё

З

К

А



А

Т

Ь

Я

Н

А


М

И

Т

Р

И

Й


Н

Г

Е

Л


О

Р

С

К

А

Я



А

Ш

А




1. Как называют людей, имеющих с кем-либо одинаковое имя?

2. Назовите имя директора вашей школы.

3. Назовите имя президента России.

4. Кому посвящены именины?

5. Значение имени «Марина» в переводе с латинского языка.

6. Имя девочки в вашем классе, которое может быть и женским, и мужским.



- Ребята, посмотрите, какое имя получилось у нас в выделенных клеточках?(Тамара) Знакомо вам это имя? Вы каждый день много раз произносите его, обращаясь к своей любимой учительнице – Тамаре Ивановне. Давайте для Тамары Ивановны раскроем тайну имени Тамара. Что вы можете о нём рассказать? (Тамара – в переводе с латинского – «царица»)

- Ребята, согласитесь, это имя очень подходит вашей учительнице!

6. Итог урока.

- Ребята, посмотрите, сколько тайн имени мы сегодня раскрыли! Что нового вы узнали об именах? (Ответы детей)

Словарики и ромашки останутся у вас на память об этом уроке.

7. Домашнее задание.

- Ребята, дома я предлагаю вам вместе с родителями найти в этой таблице букв 35 имён, а, может быть, и больше! Заодно не забудьте спросить пап и мам, почему или в честь кого вас так назвали.

8. Рефлексия. (Оценка эмоциональности урока)

- Ребята, перед вами лежат смайлики: весёлые и грустные. Если вам понравился урок – покажите весёлого человечка, а если нет – грустного.

- Спасибо за хорошую работу на уроке.























Приложение