СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Тайна органа".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабртка урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Тайна органа".»

Ход урока

-На наших уроках звучала разная музыка. Разная не только потому, что ее сочинили композиторы разных стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Музыка способна воздействовать на человека, вызывать множество оттенков чувств, настроений. Библия рассказывает, как король Саул, мучимый злыми духами, позвал однажды Давида, искусно игравшего на гуслях: «Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу». Великий ученый и мыслитель Пифагор считал, что музыка – это та же математика, и сочинял научно обоснованные мелодии, которые лечили бы, «очищали» человеческие действия и восстанавливали первоначальную гармонию.


-О Музыка… Ты - дивный свет,

Несущий душам просветленье!

И пусть покоя в жизни нет

Но есть святое вдохновенье!

Когда-нибудь рассеют Тьму

В душе божественные звуки!

О, неподвластные уму,

Любовь и Музыканта руки…

- Скажите, а какой инструмент у человека всегда с собой?

-Голос.

-Правильно - голос. Именно он с нами всю нашу жизнь. Подражая голосу и различным звукам природы и появились различные музыкальные инструменты.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них.

Продвинемся во времени немного вперед и попадем в 16 век, который был полон очень важными для музыка событиями. В это время появляется не только церковная музыка, но и светские сочинения, то есть для исполнения «в свете» - на праздниках, балах. Именно тогда получил развитие и «король инструментов». Давайте послушаем его звучание.

Слушание музыки.

- Так какой же инструмент мы будем сегодня изучать?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Озвучивание темы.

- Попробуйте охарактеризовать звучание органа.

Ответы детей.

- А теперь познакомимся с этим инструментом поближе. Рассмотрим его внешний вид.

Изображения органа.

- Попробуйте понять, почему у него такой мощное звучание, откуда берется множество голосов, которые создают плотную музыкальную ткань.

Ответы детей.

Изображение фасада органа.

- На сцене концертного зала вы видите фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходя рядами в глубину обширного помещения. Одни трубы расположены вертикально, другие горизонтально, а некоторые подвешены на крючках.

У современных органов число труб доходит до 30 тысяч. Самые большие – высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм.

Кроме того, орган имеет воздухонагнетательный механизм – мехи и воздуховоды, и кафедру, где сидит органист и где сосредоточена система управления инструментом.

Звук органа производит огромное впечатление. Это как бы целый оркестр.

У органа несколько от (от 2 до 7) клавиатур – мануалов, расположенных террасообразно. Особая клавиатура – ножная педаль. Она имеет 32 клавиши – для игры носком и каблуком.

- Давайте посмотрим, как органист играет на органе.

Видео.

Органы всегда строились для определенного помещения, поэтому в мире нет двух одинаковых инструментов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших - орган Домского собора в Риге.

Показ слайдов.

Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесебию, жившиму в 3 веке до н. э. Это был водяной орган – гидравлос. Постепенно инструмент совершенствовался и к 16 веку приобрел почти современный вид.

- Как вы думаете, есть ли еще на свете такой же большой инструмент?

Ответ.

А «королем инструментов « его зовут за то, что он может заменить целый оркестр.

-А теперь ребята я вам проиграю небольшой отрывок органного произведения, ваша задача внимательно прослушать и что в этом произведении нового для вас.

Слушание.

Ответы.

- Сначала один затем много голосов.

-Сегодня мы познакомимся с новым термином, который произошел от греческих слов «поли» - много, и «фон» - звук. А все вместе – «полифония». Но это не просто много звуков, а несколько мелодий, которые звучат одновременно.

- Давайте попробуем изобразить эти самостоятельные мелодии с помощью движения. Дети делятся на три группы и изображают разные фигуры.

-А теперь давайте попробуем изобразить полифонию, но только не мелодическую, а ритмическую.

-Ну а теперь слушаем еще раз фрагмент произведения которое я вам играла и стараемся услышать каждый голос и попробуем их сосчитать.

Слушание, анализ.

-Почему же я именно сегодня на уроке вас знакомлю с полифонией?

А потому – что именно на органе и играют такую музыку.

-Посмотрите, пожалуйста на портрет.

-Как вы думаете этот человек жил в давние времена или это наш современник?

Ответы.

-Почему?

Ответы.

- Да, этот человек жил давно. Это знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Музыку , которого мы слышали сегодня на уроке.

Бах был удивительным человеком. Он был мастер полифонической музыки. И его биографию нам подготовили ребята.



Более двух столетий отделяет нас от того времени, когда жил и творил этот гений, а интерес к его музыке и сегодня не только не угасает, а ещё больше возрастает. 
Бах рано остался без родителей и с 9 лет жил в семье своего брата Кристофера. Семья была не богатая и, как многие музыканты того времени, Бах получил музыкальное образование обучаясь в конвикте – школе церковных певчих. А с 15 лет он вынужден был начать работать, часто подменяя брата, служившего церковным органистом. В возрасте 23 лет он получил место придворного музыканта у герцога Веймарского. Это годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежит сочинениям для органа. 


Сам Бах говорил о своей музыке так: «Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные мелодии. Если одному голосу нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности». 

Музыка Баха оказывает на нас огромное влияние. В ней он стремится возвысить, облагородить человека, сделать его свободным и смелым. «Космическая музыка» - так можно определить её с позиции сегодняшнего дня.

Бах был великим органистом который написал более тысячи произведений, которые исполняют и по сей день.


Величественно 
Музыка органа 
Под сводами собора 
Поплыла. 
Душа моя 
Рванулась покаянно 
За нею вслед 
И крылья обрела. 
В той 
Запредельной высоте щемящей, 
Где больше нет 
Запретов и оков 
Она так остро обожглась 
О счастье, 
Но, высь объяв, 
К земле рванулась вновь. 
Поля, леса, 
Родимая равнина... 
Живи взахлеб, 
Ликуя и спеша, 
Красой земной 
Пронзительно ранима 
Мятущаяся юная душа! 
Живи, люби, 
Все радостно приемля, 
И снегопад, 
И первый майский гром. 
Спеши сама 
Украсить эту землю 
Трудом, 
Любовью, 
Верностью, 
Добром. 
Клянись, душа 
Исполнить все клянись, 
О чем мечтали в юности с тобою! 
... Остановись. 
Прислушайся. 
Вглядись. 
Звучит орган 
под крышами собора... 

В НАШЕ ВРЕМЯ МУЗЫКА Баха очень современна, она находит отклик в наших сердцах.

А вот при его жизни она не получила признания. Современники считали ее слишком яркой, красочной и человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Интерес к музыке Баха возник почти 100лет спустя после его смерти, благодаря немецкому композитору Ф.Мендельсону, который начал публично исполнять произведения Баха, а музыканты всего мира до сих пор поражаются красоте и вдохновению, мастерству и совершенству его музыки.

Видео.

-Как вы думаете ребята а можно ли исполнить на органе современную музыку?

Итог урока:

-На этом уроке вы познакомились с органом. Узнали, что такое полифония и кто был мастером этого жанра.

Рифлексия:

-Что вам больше всего запомнилось?

-Что вам было не известно?

Чем вы поделитесь со своими друзьями?