СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии "Долбление древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Овладение знаниями и умениями по выполнению долбления  проушин и гнезд; расширение представлений о видах испособах обработки материалов; развитие глазомера; воспитание аккуратности, точности, терпеливости, глазомера, добросовестности.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии "Долбление древесины"»

Тема. Долбление древесины.


Практическая деятельность: долбление проушин и гнезд.

Цели: овладение знаниями и умениями по выполнению долбления

проушин и гнезд; расширение представлений о видах и

способах обработки материалов; развитие глазомера; воспитание

аккуратности, точности, терпеливости, глазомера, добросовестности.

Прогнозируемые результаты обучения:


учащиеся должны знать;

■ инструменты для долбления древесины;

■ правила и приемы выполнения долбления;

■ правила охраны труда при долблении;

учащиеся должны уметь:

■ выполнять долбление долотом;

■ выполнять обработку проушин и гнезд стамеской.


Оборудование и средства обучения: стамеска, долото, киянка,

подкладная доска, струбцины, заготовки для пробного

долбления, заготовки деталей с запиленными шипами и проушинами,

выполненные на прошлом уроке.


Х о д урока

I. Этап организации занятия

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания с помощью

загадки: «Каждый школьник должен знать, как инструмент

сей применять, в руке его сжимают и им же “ гнезда” получают».

II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся

Вопросы учителя:

• Какой вид деятельности вы выполняли на прошлом занятии?

• Для чего используются шиповые соединения?

• Какие еще виды соединения деталей вы знаете?

• Какие из названных видов соединения деталей наиболее

прочные и эстетичные?

• Какие части заготовки для образования шипа и проушины

следует удалить после их запиливания? (Удалить помеченные

крестиком части.)

• Как это можно выполнить? (Долбить.)

• Какими инструментами это выполняется? (Долото, стамеска.)

• Какому виду деятельности будет посвящен сегодняшний

урок, что мы будем изучать?

Учитель вместе с учащимися формулирует тему и учебные

задачи, определяет содержание практических заданий.


III. Этап изучения нового материала


Долбление — это технологическая операция получения проушин и гнезд прямоугольной формы для дальнейшего соединения деталей.



Долото — это ручной инструмент для выдалбливания в древесине отверстий, гнезд, пазов прямоугольной формы. На его рукоятке имеются стальные кольцо и колпачок, которые предотвращают раскалывание рукоятки во время ударов киянкой. Лезвие долота затачивают под углом 30°. Рукоятка долота изготавливается из тверых пород древесины (бука, дуба, граба, клена, ясеня). Также рукоятки могут быть изготовлены из ударопрочной пластмассы.





Долбление проушин.


Долото держат строго вертикально и наносят удар по его рукоятке

киянкой. Затем отступают от линии разметки на 5—8 мм, наносят

удар по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины. Потом долото устанавливают на прежнее место, ударяют по нему киянкой, углубляясь в древесину. Когда выдолблено больше половины глубины проушины, заготовку переворачивают на 180° и долбят с другой стороны, чтобы не скалывалась древесина при выходе из нее долота.



Долбление глухого гнезда


Для долбления гнезда долото устанавливают вертикально, его лезвие должно быть параллельно линии поперечной разметки, обращено фаской в сторону гнезда и находиться от линии разметки примерно на 0,5—1 мм. Долото держат строго вертикально и наносят по нему удар киянкой. Отступив от линии разметки на 5—8 мм, наносят второй удар по долоту, затем, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины.



1. Заготовка должна быть надежно закреплена.

2. Работайте только исправным, хорошо заточенным инструмен-

том. Инструмент должен быть надежно укреплен на рукоятке.

3. На конце деревянной рукоятки долота должно быть насажено

железное кольцо.

4. Удары киянкой наносите точно вдоль оси долота.

5. Не кладите долото близко к краю верстака или лезвием к себе.

6. Передавайте долото рукояткой от себя, принимайте — рукояткой к себе.

7. Извлекайте стружку из гнезда осторожно, чтобы не пораниться.

8. Стружку сметайте только щеткой-сметкой.




IV. Этап первичной проверки изученного материала

Ответить на вопросы теста, выбрав один вариант ответа

1. Для долбления проушины и гнезда лучше использовать...

а) стамеску;

б) долото;

в) напильник.

2. Для подрезания шипов, гнезд, проушин лучше использовать...

а) стамеску;

б) долото;

в) напильник.

3. Металлическое кольцо на ручке имеется у...

а) стамески;

б) долота;

в) ножа-косяка.

4. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет

35°?

51

а) у стамески;

б) долота;

в) ножа-косяка.

5. У какого инструмента угол заточки рабочей части составляет

20—25°?

а) у стамески;

б) долота;

в) ножа-косяка.

6. Для нанесения ударов по долоту лучше использовать...

а) слесарный молоток;

б) столярный молоток;

в) киянку.

7. Фаска долота при долблении проушины направлена...

а) в сторону дна проушины;

б) в сторону от дна;

в) в любую сторону.

8. Долбление гнезда производится...

а) с одной стороны заготовки;

б) с двух сторон заготовки;

в) либо с одной, либо с двух сторон.

9. Движение стамески при подрезании следует выполнять,

направляя ее лезвие...

а) в любую сторону;

б) к себе;

в) от себя.

10. Шип должен входить в гнездо и проушину...

а) свободно;

б) при сильных ударах киянкой;

в) при несильном ударе или легком нажатии рукой.

Ответы: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — б, 5 — а, б — в, 7 — а,

8 — б, 9 — в, 10 — в.

Проверить правильность выполненного задания, разъяснить

правильные ответы на вопросы.


У. Этап выполнения практических заданий


Практическая работа. Долбление гнезд и проушин


Цель: научиться выполнять долбление гнезд и проушин для получения шипового соединения деталей.

Оборудование, инструменты и материалы: столярный верстак, до-

лото, киянка, заготовки, чертеж, технологические карты (учебные).

Порядок выполнения работы

1. Получите у учителя размеченные и запиленные на прошлых занятиях заготовки.

2. Закрепите в столярном верстаке с подкладной доской заготовки

и выполните долбление проушины (гнезда).

3. Проконтролируйте качество выполненной работы.


VI. Этап оценки выполненных заданий

Учащиеся выполняют самооценку и взаимооценку объема и

качества выполненных работ.

.

VII. Этап подведения итогов урока


Учащиеся называют свои отметки, учитель делает количественную

и качественную оценку выполненных работ, отмечает

типичные недостатки при выполнении заданий, рекомендует

пути повышения эффективности знаний и умений учащихся

(дополнительные, поддерживающие занятия и др.).

VIII. Этап рефлексии


IX. Этап завершения занятия


Записать тему занятия и выставить отметки в дневники.

Дать рекомендации учащимся. При необходимости назначить

стимулирующие или поддерживающие занятия.


1. Что такое долбление древесины?

2. Какими инструментами выполняют долбление древесины?

3. Каково назначение долота?

4. Расскажите, как выполняют долбление проушины.

5. В чем отличие долбления сквозного гнезда от глухого?

.