СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии на 2 урока "Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства". 4 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии на 2 урока "Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства". 4 класс»

Урок технологии в 4 классе По программе «Гармония» ( рассчитан на 2 урока)

Урок технологии в 4 классе

По программе «Гармония»

( рассчитан на 2 урока)

Керамикой * называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­же сами эти изделия. Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку. В ней как в зеркале отразились различные эпохи*. Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
  • Керамикой * называют искусство изготовления различных изделий из глины, а так­же сами эти изделия.
  • Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку.
  • В ней как в зеркале отразились различные эпохи*.
  • Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до  н. э.

Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.

Прежде всего в его форме. Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе. Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает. А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться. Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения.  I в.до  н. э. Современная керамическая посуда
  • Прежде всего в его форме.
  • Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе.
  • Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает.
  • А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться.

Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в.до н. э.

Современная керамическая посуда

Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте. Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
  • Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте.
  • Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
Совсем другая посуда у кочевых народов. Очаг у них временный: не печь, а костёр. Над костром устанавливается котелок. Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
  • Совсем другая посуда у кочевых народов.
  • Очаг у них временный: не печь, а костёр.
  • Над костром устанавливается котелок.
  • Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок... Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна. А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
  • Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок...
  • Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна.
  • А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение. Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
  • Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение.
  • Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
Для лепки можно использовать глину или пластилин. Они оба пластичны, то есть легко изменяют и сохраняют вновь обретённую форму. Но глина при высыхании становится более твёрдой, а пластилин нет. При нагревании глина твердеет, а пластилин размягчается, так как в его составе есть воск. Изготовление сосуда начинается с формовки – придания формы. Последовательность лепки представлена на следующем слайде.
  • Для лепки можно использовать глину или пластилин. Они оба пластичны, то есть легко изменяют и сохраняют вновь обретённую форму.
  • Но глина при высыхании становится более твёрдой, а пластилин нет. При нагревании глина твердеет, а пластилин размягчается, так как в его составе есть воск.
  • Изготовление сосуда начинается с формовки – придания формы.
  • Последовательность лепки представлена на следующем слайде.
Стенки сосуда нужно хорошо разгладить – подготовить под роспись.

Стенки сосуда нужно хорошо разгладить – подготовить под роспись.

Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности. На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой. Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
  • Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности.
  • На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой.
  • Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце . Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики. Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
  • Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце .
  • Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики.
  • Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
Очень важный знак — прямые и волнистые линии. Они символизируют воду: волны или дождь. Вода, как и Солнце, источник жизни. Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
  • Очень важный знак — прямые и волнистые линии.
  • Они символизируют воду: волны или дождь.
  • Вода, как и Солнце, источник жизни.
  • Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.      В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
  • В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.

В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.

Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов. По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
  • Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов.
  • По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.  Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения

Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения

Амфоры (остродонные сосуды) – для хранения оливкового масла и вина.

Амфоры

(остродонные сосуды)

– для хранения оливкового масла и вина.

Килики – изящные вазы для пития.

Килики – изящные вазы для пития.

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой(неразбавленного вина греки не пили).

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой(неразбавленного вина греки не пили).

В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состав, так называемого «черного лака».  Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состав, так называемого «черного лака».

Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины (красновато - коричневый) – такую роспись называли краснофигурной

Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины (красновато - коричневый) – такую роспись называли краснофигурной

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.  Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны за пределами Греции.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны за пределами Греции.

...То вазы – гиганты,  то карлики вазы,  и каждая ваза с рисунком – рассказом!

...То вазы – гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза с рисунком – рассказом!

 К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.

К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.

Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.

Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.

Если сосуд вылеплен из пластилина, следует проверить, хорошо ли ложится краска (гуашь) на его поверхность. Если краска скатывается, то необходимо обвалять изделие в муке и оставить на несколько дней. Мука впитает лишний жир и расписывать пластилин будет легче. Для росписи больше подходит гуашь, но к ней желательно добавить немного клея ПВА, чтобы впоследствии краска не смазалась. !!! Не нужно добавлять клей в баночку с краской.
  • Если сосуд вылеплен из пластилина, следует проверить, хорошо ли ложится краска (гуашь) на его поверхность.
  • Если краска скатывается, то необходимо обвалять изделие в муке и оставить на несколько дней. Мука впитает лишний жир и расписывать пластилин будет легче.
  • Для росписи больше подходит гуашь, но к ней желательно добавить немного клея ПВА, чтобы впоследствии краска не смазалась.
  • !!! Не нужно добавлять клей в баночку с краской.
Набрав на кисточку нужную краску, обмакивайте её в клей и наносите всё вместе. Перед набором следующей краски хорошо промойте кисточку водой. Ещё один вариант нанесения росписи: цветным пластилином в технике барельефа. Но следите за тем, чтобы жгутики были тонкие и ровные. Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком.
  • Набрав на кисточку нужную краску, обмакивайте её в клей и наносите всё вместе.
  • Перед набором следующей краски хорошо промойте кисточку водой.
  • Ещё один вариант нанесения росписи: цветным пластилином в технике барельефа. Но следите за тем, чтобы жгутики были тонкие и ровные.
  • Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком.