Просмотр содержимого документа
«Урок технологии на 2 урока "Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства". 4 класс»
Урок технологии в 4 классе
По программе «Гармония»
( рассчитан на 2 урока)
- Керамикой * называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия.
- Керамическая посуда с незапамятных времён служила человеку.
- В ней как в зеркале отразились различные эпохи*.
- Ведь каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.
Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в. до н. э.
- Прежде всего в его форме.
- Плоское дно позволяет горшку сохранять устойчивость как в печи, так и на столе.
- Пламя очага со всех сторон охватывает его шаровидную форму и равномерно прогревает пищу — она не подгорает.
- А более узкое горлышко не позволяет жидкости выкипать и испаряться.
Глиняный горшок из раскопок древнеславянского поселения. I в.до н. э.
Современная керамическая посуда
- Такой очаг сооружают лишь на постоянном месте.
- Значит, люди, которые использовали подобный горшок в качестве посуды, не кочевали, а жили постоянно на одном месте.
- Совсем другая посуда у кочевых народов.
- Очаг у них временный: не печь, а костёр.
- Над костром устанавливается котелок.
- Дно у такого котелка не плоское, а округлое: чтобы лучше нагревалось от костра, от жара, идущего снизу.
- Вот и судите сами, о чём поведал нам простой горшок...
- Его форма, которая на первый взгляд очень проста, на деле хорошо выверена и разумна.
- А приглядевшись, замечаешь, что она ещё очень выразительна и по-настоящему красива!
- Почти у каждого народа на земле существовали свои традиции и свои секреты производства керамической посуды, которые бережно передавались из поколения в поколение.
- Современные мастера изучают и возрождают культуру предков.
- Для лепки можно использовать глину или пластилин. Они оба пластичны, то есть легко изменяют и сохраняют вновь обретённую форму.
- Но глина при высыхании становится более твёрдой, а пластилин нет. При нагревании глина твердеет, а пластилин размягчается, так как в его составе есть воск.
- Изготовление сосуда начинается с формовки – придания формы.
- Последовательность лепки представлена на следующем слайде.
Стенки сосуда нужно хорошо разгладить – подготовить под роспись.
- Интересно, что «говорящей» является не только форма древних сосудов, но и узоры на их поверхности.
- На первый взгляд эти узоры просто украшают посуду и как будто бы совсем не похожи один на другой.
- Но приглядимся внимательнее: во многих рисунках используются одни и те же знаки — символы Солнца, Земли, Воды.
- Первый и основной символ в древнем орнаменте — Солнце .
- Оно часто изображается в виде кругов или крестов, а также в виде свастики.
- Считают, что это слово произошло от санскритского «свастя» — свет.
- Очень важный знак — прямые и волнистые линии.
- Они символизируют воду: волны или дождь.
- Вода, как и Солнце, источник жизни.
- Линии изображались на горлышке сосуда, и в таком виде узор дошёл до наших дней.
- В древних росписях мы находим также изображения змей в спиральных орнаментах.
В древних росписях все символы сплетаются в весьма сложные и разнообразные узоры. Иногда, чтобы их обнаружить, приходится долго всматриваться в изделие: знаки будто бы зашифрованы.
- Узоры придавали защитную силу, поэтому мастер не выдумывал их от себя, а составлял из строго определённых символов.
- По одним и тем же правилам настоящие мастера создавали удивительно разнообразные вещи, в которых помимо внешней красоты и удобства скрывался глубокий смысл и серьёзные познания.
Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения
Амфоры
(остродонные сосуды)
– для хранения оливкового масла и вина.
Килики – изящные вазы для пития.
Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой(неразбавленного вина греки не пили).
В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состав, так называемого «черного лака».
Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины (красновато - коричневый) – такую роспись называли краснофигурной
Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны за пределами Греции.
...То вазы – гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза с рисунком – рассказом!
К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.
Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском лака.
- Если сосуд вылеплен из пластилина, следует проверить, хорошо ли ложится краска (гуашь) на его поверхность.
- Если краска скатывается, то необходимо обвалять изделие в муке и оставить на несколько дней. Мука впитает лишний жир и расписывать пластилин будет легче.
- Для росписи больше подходит гуашь, но к ней желательно добавить немного клея ПВА, чтобы впоследствии краска не смазалась.
- !!! Не нужно добавлять клей в баночку с краской.
- Набрав на кисточку нужную краску, обмакивайте её в клей и наносите всё вместе.
- Перед набором следующей краски хорошо промойте кисточку водой.
- Ещё один вариант нанесения росписи: цветным пластилином в технике барельефа. Но следите за тем, чтобы жгутики были тонкие и ровные.
- Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком.