Урок технологии 6 классе по теме: «Резьба по дереву».
Цель урока: Ознакомить обучающихся со значением художественной обработки изделий из древесины, с её разновидностями.
Обучающая: создать условия для запоминания основной технической терминологии («Резьба по дереву», «резец косяк», «элементы резьбы»), ознакомить обучающихся с назначением и конструкцией резцов для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы ножом-косяком, с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК, обогащению технико-терминологического запаса учащихся;
Развивающая: развивать навыки владения резцами, совершенствовать умение выполнять резьбу, соблюдать технику безопасности при выполнении резьбы; развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины;
Воспитательная: воспитывать у обучающихся художественный вкус трудолюбие, чувство прекрасного, развивать речь, наблюдательность, коммуникативную культуру через работу в группах, толерантность;
Инструменты и оборудование: В кабинете технологии: нож-резак, заготовки осины размерами 90х20х90 мм., наждачная бумага, линейка, карандаш, циркуль, ластик, копировальная бумага, набор образцов с геометрической резьбой, изделия, содержащие геометрическую резьбу, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение:
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2009г.Инструкционно - технологические карты.
Образцы объектов труда. Технологические карты для учащихся.
Методы обучения:
по источнику получения знаний: словесные, наглядные;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый;
по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Какие виды художественной обработки древесины вам известны?
Где применяется резьба по дереву?
3. Объяснение нового материала.
Ознакомление учащихся с целью и задачами;
Сообщение о содержании практической части занятия (Поиск фотографий изделий с геометрической резьбой в Интернете, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера);
Ознакомление обучающихся с разновидностями художественной обработки древесины (демонстрация слайд шоу):
Учитель: Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.
Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.
Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плоскорельефная, контурная, прорезная, геометрическая.
Плоскорельефная резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
Прорезная или профильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.
Геометрическая (трехгранно – выемчатая) резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок).
Образцы трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы, фотографии изделий, обучающиеся ищут в Интернете и рассматривают на компьютерах.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.
Во время объяснения аналогичный рисунок обучающиеся делают на компьютерах:
В Paint выбрать команду “линия” и провести прямую линию примерно на 80 мм;
немного ниже начертить произвольный равносторонний треугольник;
выбрать окно “выделение”;
выделить начерченный треугольник для копирования;
На ранее проведенной линии с помощью команды “вставить” выполнить копии треугольников один за другим;
В такой последовательности построить необходимую длину цепочки из треугольников;
Построенную цепочку с помощью команд “выделить” -“копировать”-“вставить” скопировать 3 раза;
Один ряд треугольников повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и присоединить с другим рядом, как показано на рисунке;
В такой же последовательности присоединить оставшиеся два ряда треугольников до получения квадрата;
В центре полученного квадрата построить окружность;
С помощью прямых линий разбить окружность на 16 частей.
Полученный рисунок можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок под резьбу (при необходимости отпечатать на принтере).
Резцы различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямого резца должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Резцы бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглого резца определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.
Прямые резцы применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.
Резцы – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.
Полукруглые резцы – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.
Уголки служат для прорезания линий и жилок.
4. Практическая часть занятия.
а) Обучающиеся переходят в кабинет технологии, одевают рабочую одежду.
б) зачистка заготовки наждачной бумагой, разметка заготовок для выполнения резьбы по построенным на компьютере рисункам.
в) самостоятельная практическая работа обучающихся.
5. Работа резцом – косяком.
а) Показ приемов работы резцом.
б) Объяснение правил безопасного труда.
Как правильно передавать инструменты друг – другу?
В какой части верстака необходимо класть инструменты?
Использовать резец только для резьбы.
Можно ли держать деталь рукой на линии реза?
Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.
в) Самостоятельная работа резцом.
6. Заключительная часть занятия.
Уборка рабочих мест в мастерской.
Оценка работ обучающихся.
Закрепление материала по вопросам:
Почему надо класть резец обязательно в лоток?
Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
Как и чем размечают заготовки для резьбы?
В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
История резного дела в России[править | править код]
Царское место в Успенском соборе
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом[1].
Современная резьба[править | править код]
ореховое дерево
| В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 ноября 2012 года. |
Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.
Условно можно выделить типы резьбы:
сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
скульптурная резьба
домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:
Декоративный элемент жилого дома в Томске
Сквозная резьба[править | править код]
Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:
Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.
Плоско выемчатая резьба[править | править код]
Скульптурная резьба
Плоско выемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
геометрическая резьба:
трёхгранно выемчатая резьба
двугранно выемочная резьба
четырёхгранно выемочная резьба
черно лаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
Рельефная резьба[править | править код]
Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:
плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
абрамцево-кудринская резьба (кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
Скульптурная резьба[править | править код]
Скульптура из дерева (Медина Айон, Хуан Мария)
Марка СССР, 1979 г., богородская резьба
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба.
Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.
В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.