Технология 6 класс
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов»
Тема: Рубка металла.
Цель: ознакомление учащихся с технологической операцией рубки металлов ручными инструментами.
Задачи: ознакомить с приёмами и особенностями рубки металлических заготовок зубилом, правилами безопасной работы; формировать умения и навыки качественно вырубать заготовки из металла по разметке в тисках и на плите; воспитывать аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость.
Тип урока: комбинированный.
УУД. Личностные: формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять цели.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация инструментов и приёмов рубки металлических заготовок, работа с книгой, практическая работа.
Оборудование: верстаки, тиски с нагубниками, молотки и зубила, металлическая плита, заготовки деталей, учебник технологии (§20), тетрадь, тесты, ключ к тестам, карточки с заданиями.
Технологическая карта урока.
1. Самоопределение или мотивация к деятельности.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все спокойно, тихо сели,
На меня все посмотрели.
Посмотрите на улицу. Какая сегодня погода? Солнечная погода создает хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением примемся за работу.
2. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа по тестам с проверкой по эталону на тему: «Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой». Решите тест № 15 (7 вопросов).
Взаимопроверка и оценивание работы по ключу предложенным на доске.
3. Целеполагание.
Предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:
- Каким инструментом вы разрезали тонколистовой металл в 5 классе?
- Какими инструментами можно разрезать металлическую заготовку из сортового проката?
- Какими инструментами можно разрезать проволоку?
- Назовите инструмент для разделения на части заготовки из сортового проката.
- Приходилось ли вам пользоваться зубилом?
После обсуждения ответов формулируем тему, цели и задачи урока. Вывешиваются задачи.
4. Открытие нового знания.
Рассказываю учащимся о технологической операции рубки металлов ручными инструментами, о том, что ударным инструментом служит слесарный молоток, а режущим - зубило, крейцмейсель (узкое зубило) или канавочник. Рубку металла применяют для разделения заготовки на части, удаления лишнего металла, вырубания в заготовках пазов и фигурных отверстий различной формы.
Данные для выбора слесарных молотков
Масса молотка, г | 50, 100, 200, 300, 400 | 500 |
Длина рукоятки, мм | 250-300 | 320-350 |
Выполняемые работы | Лёгкие | Средние |
Категория работающих | Ученики в возрасте 13—14 лет | Ученики в возрасте 15-17 лет |
Демонстрирую зубило, называет его части и показываю, каким образом следует держать зубило и молоток при рубке: зубило - в левой руке на расстоянии 15-30 мм от головки, а молоток - в правой руке на расстоянии 20-30 мм от конца ручки, прижимая его четырьмя пальцами к ладони и располагая большой палец сверху указательного.
Промышленность выпускает зубила длиной 100, 125, 160, 200 мм и др. с шириной режущей кромки 5, 10, 15, 20 мм и др. Показываю, как затачивают зубило, каким должен быть угол заострения режущей кромки при рубке стальных заготовок и заготовок из цветных металлов, как проверяют угол заострения по шаблону (см. рис. 61 б (стр. 107), рис. 57 (стр. 74) из учебников).
Далее демонстрирую рабочую позу при рубке заготовок в тисках и на плите, удары: кистевой, локтевой и плечевой, - приёмы рубки заготовок в тисках и на плите, сопровождая их необходимыми комментариями и акцентируя внимание на правилах безопасной работы.
В завершение рассказываю о рубке металлических заготовок на промышленных предприятиях. На предприятиях рубку выполняют слесари с помощью пневматических и электрических молотков. Заготовки из листового металла вырубают штамповщики на прессах и специальных штампах. Для обработки заготовок из высокопрочных сталей применяют плазменную и лазерную резку.
Показ видеофрагмента по рубке металла на производстве
https://rutube.ru/video/d2f7d416290ce423def4f37fc693be72/
https://rutube.ru/video/d2f7d416290ce423def4f37fc693be72/
https://rutube.ru/video/c12016da48a39966d10d5715d4ddf532/ - рубка металла в тисках
https://rutube.ru/video/b3fb50ee35208825dc8cacdbbfb1b7eb/
После изложения теоретического материала провожу фронтальный опрос:
- Что такое кистевой, локтевой и плечевой удары?
- Как должна располагаться разметочная риска при рубке заготовки в тисках?
- Каким должен быть угол наклона зубила к кромкам губок при рубке заготовки в тисках?
- Почему при рубке на плите заготовки большой толщины лист прорубают с двух сторон?
- Почему вырубленную листовую заготовку нужно обязательно править и зачищать напильником?
- Можно ли рубить заготовки из пластмассы?
Инструктаж по технике безопасности провожу с помощью плаката с иллюстрациями и учебника (стр. 128 и стр. 94).
ФИЗМИНУТКА.
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
5. Практические работы.
Перед началом выполнения практической работы учащиеся выполняют задание №3 из рабочей тетради, а затем выполняют задание практической работы № 20 «Рубка заготовок в тисках и на плите».
Вовремя выполнения практической работы постоянно слежу за соблюдением учащимися правил безопасной работы при рубке металлических заготовок.
6. Рефлексия.
По окончании уроков предлагаю учащимся сделать выводы по изученному материалу. Выставляю каждому ученику комплексную отметку по результатам опроса домашнего задания и практической работы № 20. Лучшие работы учащихся отмечаю хорошими отметками.
Обращение к задачам на доске, обсуждение выполнения задач.
7. Домашнее задание.
Ответить на вопросы §20.
Подобрать материал об интересных изделиях из тонколистового металла.
Уборка рабочих мест.
Вопросы для повторения:
1 - Что такое кистевой, локтевой и плечевой удары?
2 - Как должна располагаться разметочная риска при рубке заготовки в тисках?
3 - Каким должен быть угол наклона зубила к кромкам губок при рубке заготовки в тисках?
4 - Почему при рубке на плите заготовки большой толщины лист прорубают с двух сторон?
5 - Почему вырубленную листовую заготовку нужно обязательно править и зачищать напильником?
6 - Можно ли рубить заготовки из пластмассы?
Правила безопасной работы!
1. Выполнять работу только в защитных очках и при установленном защитном экране.
2. Надёжно закреплять заготовку в тисках.
3. Работать исправным инструментом.
4. Нельзя стоять за спиной работающего товарища.
Ссылки электронных ресурсов:
https://infourok.ru/laboratorno-prakticheskaya-rabota-4-tema-rubka-pravka-metalla-6428239.html
https://infourok.ru/laboratorno-prakticheskaya-rabota-4-tema-rubka-pravka-metalla-6428239.html