СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии в 6 классе по теме "Рубка металла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 6 классе по теме "Рубка металла"»

Технология 6 класс

Раздел «Технология обработки конструкционных материалов»


Тема: Рубка металла.

Цель: ознакомление учащихся с технологиче­ской операцией рубки металлов ручными инструмента­ми.

Задачи: ознакомить с приёмами и особенностями рубки ме­таллических заготовок зубилом, правилами безопасной работы; формировать умения и навыки качественно вырубать заготовки из металла по разметке в тисках и на плите; воспитывать аккуратность, трудолюбие и целеустремлён­ность.

Тип урока: комбинированный.


УУД. Личностные: формирование способности к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определять цели.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация инструментов и приёмов рубки металличе­ских заготовок, работа с книгой, практическая работа.

Оборудование: верстаки, тиски с нагубниками, молотки и зубила, металлическая плита, заготовки деталей, учебник технологии (§20), тетрадь, тесты, ключ к тестам, карточки с заданиями.

Технологическая карта урока.

1. Самоопределение или мотивация к деятельности.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все спокойно, тихо сели,

На меня все посмотрели.

Посмотрите на улицу. Какая сегодня погода? Солнечная погода создает хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением примемся за работу.


2. Актуализация знаний.

Самостоятельная работа по тестам с проверкой по эталону на тему: «Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой». Решите тест № 15 (7 вопросов).

Взаимопроверка и оценивание работы по ключу предложенным на доске.


3. Целеполагание.

Предлагаю учащимся ответить на следующие во­просы:

- Каким инструментом вы разрезали тонколистовой металл в 5 классе?

- Какими инструментами можно разрезать металлическую заготовку из сортового проката?

- Какими инструментами можно разрезать проволоку?

- Назовите инструмент для разделения на части заготовки из сортового проката.

- Приходилось ли вам пользоваться зубилом?

После обсуждения ответов формулируем тему, цели и за­дачи урока. Вывешиваются задачи.


4. Открытие нового знания.

Рассказываю учащимся о технологической опера­ции рубки металлов ручными инструментами, о том, что удар­ным инструментом служит слесарный молоток, а режущим - зу­било, крейцмейсель (узкое зубило) или канавочник. Рубку ме­талла применяют для разделения заготовки на части, удаления лишнего металла, вырубания в заготовках пазов и фигурных от­верстий различной формы.



Данные для выбора слесарных молотков

Масса молотка, г

50, 100, 200, 300, 400








500

Длина рукоятки, мм

250-300

320-350

Выполняемые работы

Лёгкие

Средние

Категория работающих

Ученики в возрасте

13—14 лет




Ученики в возрасте

15-17 лет

Демонстрирую зубило, называет его части и пока­зываю, каким образом следует держать зубило и молоток при рубке: зубило - в левой руке на расстоянии 15-30 мм от голов­ки, а молоток - в правой руке на расстоянии 20-30 мм от конца ручки, прижимая его четырьмя пальцами к ладони и располагая большой палец сверху указательного.


Промышленность выпускает зубила длиной 100, 125, 160, 200 мм и др. с шириной режущей кромки 5, 10, 15, 20 мм и др. Показываю, как затачивают зубило, каким должен быть угол заострения режущей кромки при рубке сталь­ных заготовок и заготовок из цветных металлов, как проверяют угол заострения по шаблону (см. рис. 61 б (стр. 107), рис. 57 (стр. 74) из учебников).

Далее демонстрирую рабочую позу при рубке заго­товок в тисках и на плите, удары: кистевой, локтевой и плече­вой, - приёмы рубки заготовок в тисках и на плите, сопровож­дая их необходимыми комментариями и акцентируя внимание на правилах безопасной работы.


В завершение рассказываю о рубке металлических заготовок на промышленных предприятиях. На предприятиях рубку выполняют слесари с помощью пневматических и электрических молотков. Заготовки из листового металла вырубают штамповщики на прессах и специальных штампах. Для обработки заготовок из высокопрочных сталей применяют плазменную и лазерную резку.

Показ видеофрагмента по рубке металла на производстве

https://rutube.ru/video/d2f7d416290ce423def4f37fc693be72/

https://rutube.ru/video/d2f7d416290ce423def4f37fc693be72/

https://rutube.ru/video/c12016da48a39966d10d5715d4ddf532/ - рубка металла в тисках

https://rutube.ru/video/b3fb50ee35208825dc8cacdbbfb1b7eb/


После изложения теоретического материала провожу фронтальный опрос:

- Что такое кистевой, локтевой и плечевой удары?

- Как должна располагаться разметочная риска при рубке заго­товки в тисках?

- Каким должен быть угол наклона зубила к кромкам губок при рубке заготовки в тисках?

- Почему при рубке на плите заготовки большой толщины лист прорубают с двух сторон?

- Почему вырубленную листовую заготовку нужно обязатель­но править и зачищать напильником?

- Можно ли рубить заготовки из пластмассы?

Инструктаж по технике безопасности провожу с помощью плаката с иллюстрациями и учебника (стр. 128 и стр. 94).

ФИЗМИНУТКА.

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.



5. Практические работы.

Перед началом выполнения практической работы учащиеся вы­полняют задание №3 из рабочей тетради, а затем выполняют задание практической работы № 20 «Рубка заго­товок в тисках и на плите».

Вовремя выполнения практической работы постоянно слежу за соблюдением учащимися правил безопасной работы при рубке металлических заготовок.


6. Рефлексия.

По окончании уроков предлагаю учащимся сде­лать выводы по изученному материалу. Выставляю каждому ученику комплексную отметку по результатам оп­роса домашнего задания и практиче­ской работы № 20. Лучшие работы учащихся отмечаю хорошими от­метками.

Обращение к задачам на доске, обсуждение выполнения задач.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопросы §20.

Подобрать материал об интересных изделиях из тонколистового металла.

Уборка рабочих мест.

Вопросы для повторения:

1 - Что такое кистевой, локтевой и плечевой удары?

2 - Как должна располагаться разметочная риска при рубке заго­товки в тисках?

3 - Каким должен быть угол наклона зубила к кромкам губок при рубке заготовки в тисках?

4 - Почему при рубке на плите заготовки большой толщины лист прорубают с двух сторон?

5 - Почему вырубленную листовую заготовку нужно обязатель­но править и зачищать напильником?

6 - Можно ли рубить заготовки из пластмассы?



Правила безопасной работы!

1. Выполнять работу только в защитных очках и при установленном защитном экране.

2. Надёжно закреплять заготовку в тисках.

3. Работать исправным инструментом.

4. Нельзя стоять за спиной работающего товарища.



Ссылки электронных ресурсов:

https://infourok.ru/laboratorno-prakticheskaya-rabota-4-tema-rubka-pravka-metalla-6428239.html

https://infourok.ru/laboratorno-prakticheskaya-rabota-4-tema-rubka-pravka-metalla-6428239.html