Урок технологии 4 класс
САВКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7» им Л.С. Новиковой
г. Кызыла Республики Тыва
Тема урока. Изготовление макета старинного замка.
Цель урока. Познакомить учеников с устройством и назначением замковых построек, учить приемам конструирования из бумаги объемных изделий имеющих форму цилиндра и параллелепипеда, развивать пространственные представления и умение самостоятельно планировать свою деятельность. Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать доброту, взаимопонимание, уважение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты
Предметные:
-закреплять умения работать с бумагой;
-размечать, сгибать, правильно резать бумагу;
-уметь соединять части поделки.
Метапредметные:
-развивать умение моделировать;
-уметь с помощью учителя анализировать работу на уроке;
-под контролем учителя выполнять задания;
Личностные:
- воспитывать уважение к одноклассникам;
-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Оборудование: макет средневекового замка, образцы макетов отдельных замковых построек, книги с изображением замков, детские рисунки замков, план замка, чертежи замковых построек, презентация.
Инструменты: ножницы, клей, простой карандаш, канцелярский нож, дырокол.
Ход урока.
Организация класса.
Сообщение темы и цели урока.
- Кто из вас, ребята, не мечтал оказаться в замке в рыцарские времена! Наверное, многие мальчики видели себя в рыцарских доспехах, а девочки представляли себя знатными дамами, провожающими рыцарей в походы. Конечно, оказаться в той эпохе мы не можем, ведь машина времени еще не изобретена. Но мы можем воссоздать те рыцарские времена у нас в классе, построив макет старинного замка. Сегодня мы завершаем работу над созданием макета старинного замка. У каждого из вас свое очень ответственное задание – выполнить замковую постройку, и у всех нас общая цель - создать коллективную работу.
3. Актуализация опорных знаний.
Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Будущий рыцарь с самого раннего возраста получал особое рыцарское воспитание. Настоящий рыцарь помогал тем, кто нуждается в помощи. Дом рыцаря – это его замок.
- Ребята, где строили замки?
В большинстве случаев замки возводились на крутых холмах или утёсах, откуда хорошо просматривалась окружающая местность.
- Как замок был защищен от нападения врагов?
Замок строился из наиболее прочных материалов из камня или кирпича. Вокруг стен выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Этот ров называли крепостным рвом. Для переправы через этот ров применялся подъемный мост. Мост помещался между двух башен, находившихся по обеи стороны ворот, поднимался на цепях с помощью подъемного механизма. Во время атаки мост поднимался, чтобы врагам труднее было добраться до ворот.
- С чего начиналось строительство замка?
Строительство замка начиналось с сооружения на возвышенности в труднодоступном месте центральной башни, которую обносили высокой стеной с меньшими по размеру башнями.
-Какие башни строили?
Башни были круглые и квадратные. Круглые башни были крепче квадратных, потому что камни соскальзывали с их поверхности и приносили меньше вреда. Также строили башни с верхними площадками, которые были отличными наблюдательными пунктами.
- Какие постройки еще были на территории замка?
На территории замка были жилые и хозяйственные постройки, погреба с запасами продуктов и боеприпасов. Каждый замок должен быть обеспечен водой и продовольствием, чтобы выдержать осаду врага, если это будет необходимо.
- Давайте рассмотрим устройство старинного замка. Как видите, на территории замка есть кухня, склады, жилой дом феодала, темница, церковь, колодец. Посмотрите, ребята, какие правила должны соблюдать строители замков.
4. Вводный инструктаж.
- Изготовление макета старинного замка – работа очень объемная, поэтому выполнять ее мы будем коллективно. Мы с вами провели подготовительную работу: составили план своего замка, каждый из вас получил задание для создания замковой постройки, вы выполнили чертеж своей постройки и подготовили отделочные материалы – рельефную бумагу. Сегодня цель урока заключается в том, чтобы коллективно построить старинный замок. Именно от вашего умения работать в коллективе зависит качество работы. Девизом урока будут слова: « В дружной бригаде любая работа спорится»
Посмотрите план работы на урок.
Вырезание и склеивание деталей.
Отделка башен, оформление крепостной стены рельефной бумагой.
Сборка готового замка в соответствии с планом.
Для выполнения этой работы нам необходимы такие инструменты: ножницы, клей, канцелярский нож, дырокол.
5. Инструктаж по правилам техники безопасности.
При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Правила безопасной работы с ножницами
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, в закрытом виде.
Передавать ножницы кольцами вперед в закрытом виде.
При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы ножницы не падали на пол.
Правила безопасной работы с клеем
Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой.
По окончании работы тщательно вымойте руки с мылом.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
Хранить нож в чехле в строго определенном месте.
Применить нож строго по назначению.
При работе с ножом не размахивать руками.
Работая с ножом, будьте осторожны! Следите, чтобы пальцы не попали под лезвие ножа.
По окончанию работы сдайте нож учителю.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все мы встали поиграть,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильно-сильно
И качается сосна,
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
6. Практическая работа.
- Ребята, вам нужно вырезать развертку, согнуть по линиям сгиба и склеить свою постройку. Потом украсьте ее рельефной бумагой. Главные архитекторы приклеят ваши постройки на план замка.
Во время практической работы учащихся учитель контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения работы и соблюдение правил безопасной работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, помогает архитекторам собрать замок.
7. Итог урока.
- Ребята, удалось ли вам выполнить сборку макета замка в полном соответствии с планом? Довольны ли вы своей работой? Понравилось ли вам работать коллективно? Как вы преодолевали трудности?
