Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Выделянская средняя общеобразовательная школа»
Урок - турнир по алгебре в 8 классе
« Удивительный мир уравнений»
Учитель математики– Лященко Людмила Егоровна
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
Урок- турнир по алгебре в 8 классе « Удивительный мир уравнений»
Тема : «Решение квадратных уравнений».
Цели:
Образовательные: -обобщить и систематизировать знания по данной теме; - способствовать развитию у учащихся навыков решения квадратных уравнений, приведённых квадратных уравнений;
- закреплять умения решать неполные квадратные уравнения;
Развивающие:
- продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- развивать любознательность, интуицию, познавательный интерес.
Воспитательные:
- формирование навыков контроля и самоконтроля, умения работать в команде ;
- воспитание устойчивого интереса к математике, внимательности, расширение кругозора.
Оборудование: экран, презентация к уроку, магнитная доска, буквы на магнитах, карточки с заданиями для турниров, жетоны - геометрические фигуры.
Структура урока.
1. Организационный момент. (3 мин.)
2. Первый тур « Из истории уравнений». (10 мин.)
3. Второй тур « Думай, решай, вычисляй». ( 10 мин.)
4. Третий тур « Дуэль капитанов». ( 5 мин.)
5. Четвёртый тур. Игра « Кто больше?» . (5 мин.)
6. Проверка домашней работы. (6 мин.)
7. Рефлексия. Подведение итогов . (3 мин.)
8. Домашнее задание . ( 3 мин.)
В классе две доски с крыльями. Ученики сидят по одному за партой.
Ход урока.
1.Организационный момент. (3 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим урок-турнир « Удивительный мир уравнений».
Счётный конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
Вот команда « Треугольник» :
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва
Называется « Квадрат»
Им любой учёный рад.
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать!
- Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады
За разгадку – всем награды.
За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. По окончании турнира подведём итог: у какой команды больше жетонов , та и будет победителем.
2. Первый тур « Из истории уравнений». (10 мин.)
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, расширить кругозор учащихся.
Какой древнегреческий учёный- математик внёс огромный вклад в область решения уравнений?
Устно решить уравнения. Каждому числу, корню уравнения, соответствует буква.
= 0; 2) 4 = 64; 3) 3 - 15 = 0; 4) - 27 = 0.
- 3 | 0 | - 4 | | 3 | - | 4 |
Т | Д | О | Ф | Н | А | И |
0 | 4 | -4 | | - | 3 | - 3 |
Д | И | О | Ф | А | Н | Т |
ДИОФАНТ – единственный известный нам древнегреческий математик, который занимался алгеброй. Он решал различные уравнения, особое внимание уделял неопределённым уравнениям. Диофант пытался ввести буквенную символику.
Какой учёный написал книгу на арабском языке о решении уравнений?
- 6х = 0; 2) 5 - 125 = 0; 3) 8 = 0;
(х – 7) ( х + 6) = 0; 5) 2 = 8; 6) 2х- 9 = 0;
7) х ( х – 6) = 0; 8) ( х-3) ( х +5 ) = 0.
6 | 7 | 0 | 2 | 3 | 5 | 4,5 | -2 | -5 | -6 |
У | Е | М | И | С | Х | Н | Б | А | Д |
Запись на магнитной доске с магнитными буквами.
МУХАМЕД ИБН МУСА
Второй тур « Думай, решай, вычисляй». ( 10 мин.)
Цель: формировать умения анализировать, размышлять, делать выводы
- Тур второй: пусть каждый знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне уравненья прочитать,
Вам же думать и считать!
Решить уравнение по общей формуле.
3 - 4х – 39 = 0; 3 + 8х + 5 = 0.
Решить уравнение по формуле корней квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом.
3 - 8х + 5 = 0; 4 - 10х – 6 = 0.
Решить уравнение по формуле для приведённого квадратного уравнения.
= 0; - х - 2 = 0.
Капитаны называют учеников из своей команды для выполнения задания.
Остальные ребята решают уравнения на местах.
Третий тур « Дуэль капитанов». ( 5 мин.)
Цель: контроль знаний.
- Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.
Разложить на множители:
2 + х – 1; 2 - 3х – 2.
Учащиеся каждой команды решают на местах, а капитаны на переносной доске.
Четвёртый тур. Игра « Кто больше?» . (5 мин.)
Цель: развивать любознательность, интуицию, познавательный интерес.
- Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвёртый тур - «Игра!»
- Требуется написать математические термины на одну букву. Команда « Треугольник» составляет слова на букву «П», команда «Квадрат» - на букву « Т».
6. Проверка домашней работы. (6 мин.)
Участники команд читают составленные математические сказки.
7. Рефлексия. Подведение итогов . (3 мин.)
- Вот закончилась игра ,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Наш урок закончился. Ребята, вы обратили внимание , что на уроке были задания по изученному материалу, задачи занимательного характера. И вы, ребята, наверное, убедились, что нам нужны и знания, и смекалка, и сноровка, и внимание. А теперь подведём итоги.
8. Домашнее задание . ( 3 мин.)
Ребята, домашнее задание будет творческого характера: вам необходимо составить математический кроссворд. Посмотрите на некоторые кроссворды, которые тоже составляли ребята.
Литература.
Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., с испр. – М. : Просвещение, 2015.
Евстафьева, Л. П. Математика : дидакт. материалы для 8 кл. общеобразоват. учрежд. / Л. П. Евстафьева, А. П. Карп. – М. : Просвещение, 2015.
Цифровые образовательные ресурсы по алгебре-7-9 ( www.fcior.ede.ru).
1. Л. Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. Москва, Просвещение, 1990
6. В. А. Кордемский. А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел. Москва, Просвещение, 1986.
6. В. А. Кордемский. А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел. Москва, Просвещение, 1986.