Дорошенко Н.Н. МБОУ «Иртышская СОШ»
Этапы урока (время) | Учитель (действия, фразы диалога) | Ученики (действия) формы работы | Доска Оборудование - ИКТ |
Оргмомент ( 1 мин ) настроение | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. На уроке всем желаю хорошего настроения и удачи в работе нашей творческой лаборатории Запишите Число, кл / р и слово лаборатория | | ИКТ 1 Число, кл / р лаборатория |
2.Языковая разминка: лексико- орфографичес кая ( 1 мин. ) | На орфографическом уровне: ( правописание: непроверяемые безударные гласные, проверяемая - лаборант) Определите лексическое значение слова- Лаборатория – учреждение, где проводят исследования, опыты = эксперименты | Объяснение правописания орфограмм Вступают в диалог Толкование Словари форма работы: индивидуальная | ИКТ 2 |
3 Формулирова ние проблемы ( 5-7 мин ) | Прочитайте высказывание А.Блока. Оно поможет вам определить тему урока и предмет исследования. Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из – за них существует стихотворение. 1) Докажите, что здесь присутствуют слова с переносным значением (стихотворение – покрывало, остриё слов, слова- звёзды) 2) Как в лексике называются слова с переносным значением? 3)Уточните названия этих троп: 2 метафоры, 1 сравнение | форма работы: коллективная с общей беседой 1.стихотворение – покрывало 2.«остриё слов» - слово меткое, разящее. точное 3.«слова- звёзды» - яркие, красивые, таинственные ТРОПЫ - сл. перен. зн. | ИКТ 3 Таблица троп |
Версии ( 2 мин) | 4) Исходя из выше сказанного, что мы будем исследовать в нашей лаборатории? (изобразительно- выразительные средства языка или художественные средства языка, ) 5) Запишите тему урока | Изобразительно- выразительные средства языка | ИКТ ТЕМА: Изобразительно- выразительные средства русского языка |
4 Целеполагание ( 2 мин ) Мотивация ЕГЭ по № 24 | 6) Определите Цели нашего урока? | 1 ) Повторить и обобщить сведения о тропах; 2)Развивать умения и навыки определять тропы и их роль в речи; 3) готовиться к ЕГЭ по № 24 | ИКТ 4 ПАМЯТКИ № 1 №2 |
Планирование деятельности (1 мин) план- маршрут | В любой научной лаборатории как должна осуществляться исследовательская деятельность? Как вы думаете? (организовано, по плану) Я предлагаю план- маршрут нашего исследования. Он находится в Пакете документов: Ознакомимся с ним 1)В каком разделе находится языковой материал 2) Какую ГИПОТЕЗУ нам надо доказать? | | ИКТ 5 СХЕМА -МАРШРУТ |
| План – маршрут исследования: ЧТО?   Объект Предмет стихи языковой материал проза слова   ГДЕ?  ЛЕКСИКА КАК? ГИПОТЕЗА:  если есть слова с переносным значением - тропы, то определить и назвать их   ДА НЕТ  ВЫВОД | | 1.план- маршрут |
Пакет документов: (1 мин) | 1.план - маршрут 2.памятка «работа в группах» 3.задания-эксперименты №1, №2 4.памятки-схемы 5.листы достижений с критериями оценивания Подпишите листы достижений, в них отмечайте результаты своей деятельности. | | 2. критерии оценивания |
| Узелок на память: Наши помощники - различные словари , количество слов в них разное и огромное | |
5. Актуализация знаний ( 5 мин ) | словосочетания- неделимые | Слова близкие по значению | Слова противоположные по смыслу | Из рук вон | плохо | хорошо | Прикусить язык | замолчать | заговорить | Авгиевы конюшни | грязное место | чистое | Со всех ног | быстро | медленно | Спустя рукава | халатно | плохо, засучив рукава | Фразеологизмы | Синонимы | Антонимы | Распределительный диктант с взаимопроверкой | ИКТ 6 ИКТ 7 ПАМЯТКА №2 Вывод: Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы Эти термины встречаются в 24 задании ЕГЭ |
Результаты своей деятельности отмечайте в листе |
| Узелок на память: подсчитано, что Тургенев И.С. в романе «Отцы и дети» употребил более 160 глаголов говорения Как называются такие слова? синонимы | ИКТ 8 |
6. Применение ЗУНов (5 -10 мин ) Практическое исследование №1 Лингвистический эксперимент №2 | Задание № 1 - эксперименты: 1 группа: синтаксический эксперимент: 1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой засучив рукава взялся за работу. 2. Задремали золотые пряди в пышных волосах лесов притихнувших вдали. 3. Через пальцы ивняка бежит чутко и пугливо жёлтолистая река | 4 группы: 1)1) 1) Расставьте знаки препинания в предложениях и определите, чем осложнены эти предложения. 2) Укажите непрямой порядок слов 3) Определите тропы 4)Сформулируйте вывод, исходя из темы урока | КАРТОЧКИ-задания № 1 Таблица троп ПАМЯТКА №2 ИКТ 9 |
Результаты своей деятельности отмечайте в листе |
Практическое исследование №1 Лингвистический эксперимент №2 | 2 группа: стилистический эксперимент: 1 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела…… А С.Пушкин 2. Луна – небесное тело, спутник Земли 3. Ты что, Федя, с луны свалился? (фразеологизм) | 1)К каким стилям принадлежат эти предложения? 2)Какое ключевое слово их объединяет? 3 )Сформулируйте вывод о стилистической принадлежности ключевых слов. 4)Определите художественные средства выразительности | ИКТ 10 |
| Узелок на память: Слово музыка имеет 280 эпитетов ИКТ 11 |
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА по 2 раза | 1. «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд - подбородок к груди, плечи назад – голову вперёд. 2. «Сова»: поворот головы вправо - влево. 3. Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо - влево 4. Ладони на закрытые глаза, резкий вдох через нос, затем медленный выдох через рот, ладони убираем. (сидя) |
Практическое исследование №1 Лингвистический эксперимент №2 | 3 группа: морфемный эксперимент: Напылили кругом. Накопытели. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист. С.А. Есенин К тому же в последнее время я так оравнодушел ко всему, что мне положительно всё равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин. А.П. Чехов Вывод: в словарях нет таких слов, а в языке есть | 1)Найдите индивидуально-авторское образование слов (окказионализмы- от лат. «случайный») 2)Какие морфемы создали эти слова? 3)Подберите к ним однокоренные слова 4)Дайте лексическое значение этим словам. 5)Назовите тропы | ИКТ 12 Копыто Копытце Копытный Равнодушие-сущ. Равнодушный Равнодушен- кр. прил Равнодушно –нареч НЕТ глагола |
Практическое исследование №1 Лингвистический эксперимент №2 | 4 группа: фонетический эксперимент: К.Бальмонт: «Едва слово заговорит о ветре, оно невольно играет легковейным звуком В или цепкими, шуршащими, шероховатыми звуками С, З, Ш, Щ, Ч живописующее передающими шорохи и звуки природы» Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн Близко буря. В берег бьётся Чуждым чарам чёрный челн. Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную. А. Прокофьев | 1) Докажите справедливость этих слов: 2) Как называется звуковой повтор согласных? (аллитерация) 3)Как называется звуковой повтор гласных? (ассонанс) 4) Определите тропы. Вывод: гибкость и выразительность нашей речи достигается… | ИКТ 13 |
Результаты своей деятельности отмечайте в листе |
Звукопись- благозвучие | Узелок на память: Прочитайте высказывание П. Н. Тихонова: «Русский язык многообразен, щедр, богат ЗВУКОПИСЬЮ, удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности» Прочитайте стихотворение Всю ночь шуршало и шумело, Шептало в темень уходя, Текло, срывалось, шелесте И что-то мне сказать хотело Под шум дождя, под шум дождя. Вс. Рождественский |
Чтение цитаты и стихотворения
| ИКТ 14 |
7 Этап самоконтроля (10 мин ) | Практическое исследование № 3 Лингвистический эксперимент: Определите средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа: 1 «Рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари» 2. «Синь то дремлет, то вздыхает» 3 «Как серёжки, зазвенит девичий смех» 4. «В водах лонных звенящая борозда» 5. «Звонко чахнут тополя» ответы 1 метафора 2 олицетворение 3 метафорическое сравнение 4 эпитеты 5 звукопись | работа с тестом Запишите № предложения напротив троп | задания № 2 ИКТ 15 Таблица троп |
Результаты своей деятельности отмечайте в листе достижений |
11. Рефлексия Итог урока | Давайте подведём итоги: Исследование слов проведено? Гипотеза доказана? слова с переносным значением – тропы присутствуют в языке Какая роль их в нашей речи ? Изобразительно.- выразительные средства делают нашу речь богатой, выразительной, музыкальной и красивой. | | ИКТ 16 |
12. Домашнее задание | Сайт Д. Гущина № 5996095 № 5996097 Учебник стр.20 Упр.26, 30 Таблица троп | | ИКТ 17 |
13. Оценивание | листы достижений сдайте | | ИКТ 18 |