СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - творческая лаборатория "Изобразительно - выразительные средства родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На уро­ке  - практикуме в форме  творческой лаборатории  по теме «Изобразительно – выразительные средства родного  языка» можно орга­низовать деятельность учащихся с языковым материалом  как источник познавательного интереса.Провести исследованиена на различных уровнях: фонетическом, мофологическом,морфемном,синтаксическоми лингвистическом. Насладиться благозвучием родного языка, увидеть его красоту и почувствовать музыкальность.

Просмотр содержимого документа
«Урок - творческая лаборатория "Изобразительно - выразительные средства родного языка"»



МОДЕЛЬ УРОКА – ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Дорошенко Н.Н. МБОУ «Иртышская СОШ»



Этапы урока

(время)

Учитель

(действия, фразы диалога)

Ученики (действия) формы работы

Доска

Оборудование - ИКТ


  1. Оргмомент


( 1 мин )


настроение

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. На уроке

всем желаю хорошего настроения и удачи в работе нашей творческой лаборатории

Запишите Число, кл / р

и слово лаборатория






ИКТ 1



Число, кл / р

лаборатория


2.Языковая разминка:

лексико- орфографичес кая


( 1 мин. )

  1. На орфографическом уровне:

( правописание: непроверяемые безударные гласные, проверяемая - лаборант)


  1. Определите лексическое значение слова-

Лаборатория – учреждение, где проводят исследования, опыты = эксперименты


Объяснение правописания орфограмм


Вступают в диалог

Толкование

Словари


форма работы:

индивидуальная




ИКТ 2



3 Формулирова ние проблемы

( 5-7 мин )





Прочитайте высказывание А.Блока. Оно поможет вам определить тему урока и предмет исследования.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из – за них существует стихотворение.

1) Докажите, что здесь присутствуют слова с переносным значением

(стихотворение – покрывало, остриё слов, слова- звёзды)

2) Как в лексике называются слова с переносным значением?


3)Уточните названия этих троп: 2 метафоры, 1 сравнение


форма работы: коллективная

с общей беседой



1.стихотворение – покрывало


2.«остриё слов» -

слово меткое, разящее. точное


3.«слова- звёзды» - яркие, красивые, таинственные


ТРОПЫ - сл. перен. зн.




ИКТ 3





Таблица троп
















Версии

( 2 мин)


4) Исходя из выше сказанного, что мы будем исследовать в нашей лаборатории?


(изобразительно-

выразительные средства языка или художественные средства языка, )


5) Запишите тему урока



Изобразительно-

выразительные средства языка

ИКТ



ТЕМА:

Изобразительно-

выразительные средства русского языка

4 Целеполагание

( 2 мин )



Мотивация ЕГЭ по № 24


6) Определите Цели

нашего урока?

1 ) Повторить и обобщить сведения о тропах;

2)Развивать умения и навыки определять тропы и их роль в речи;

3) готовиться к ЕГЭ по № 24




ИКТ 4




ПАМЯТКИ


№ 1 №2



Планирование деятельности

(1 мин)




план- маршрут



В любой научной лаборатории как должна осуществляться исследовательская деятельность? Как вы думаете?

(организовано, по плану)


Я предлагаю план- маршрут нашего исследования.

Он находится в Пакете документов:

Ознакомимся с ним

1)В каком разделе находится языковой материал

2) Какую ГИПОТЕЗУ нам надо доказать?









ИКТ 5



СХЕМА -МАРШРУТ



План – маршрут исследования:


ЧТО?


Объект Предмет

стихи языковой материал проза слова


ГДЕ?



ЛЕКСИКА



КАК?


ГИПОТЕЗА:



если есть слова с переносным значением - тропы,

то определить и назвать их




ДА НЕТ



ВЫВОД






1.план- маршрут





Пакет документов:

(1 мин)

1.план - маршрут

2.памятка «работа в группах»

3.задания-эксперименты №1, №2

4.памятки-схемы

5.листы достижений с критериями оценивания

Подпишите листы достижений, в них отмечайте результаты своей деятельности.


2. критерии оценивания


Узелок на память:

Наши помощники - различные словари , количество слов в них разное и огромное



5.

Актуализация знаний

( 5 мин )









словосочетания- неделимые

Слова близкие по значению


Слова противоположные по смыслу

Из рук вон

плохо

хорошо

Прикусить язык

замолчать

заговорить

Авгиевы конюшни

грязное место

чистое

Со всех ног

быстро

медленно

Спустя рукава

халатно

плохо, засучив рукава

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы



Распределительный диктант с взаимопроверкой





ИКТ 6


ИКТ 7



ПАМЯТКА №2


Вывод: Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы


Эти термины встречаются в 24

задании ЕГЭ

Результаты своей деятельности отмечайте в листе


Узелок на память:

подсчитано, что Тургенев И.С. в романе «Отцы и дети» употребил более 160 глаголов говорения

Как называются такие слова? синонимы



ИКТ 8



6. Применение ЗУНов


(5 -10 мин )


Практическое исследование

№1



Лингвистический

эксперимент

№2






Задание № 1 -

эксперименты:


1 группа:

синтаксический эксперимент:


1. Позолотчик сентябрь прикатил

с позолотой засучив рукава взялся за работу.

  

2. Задремали золотые пряди в пышных волосах лесов притихнувших вдали.

  

3. Через пальцы ивняка бежит чутко и пугливо жёлтолистая река 

4 группы:

  1. 1)1) 1) Расставьте знаки препинания в предложениях и определите, чем осложнены эти предложения.

2) Укажите непрямой порядок слов 3) Определите тропы

4)Сформулируйте вывод, исходя из темы урока








КАРТОЧКИ-задания № 1



Таблица троп

ПАМЯТКА №2




ИКТ 9


Результаты своей деятельности отмечайте в листе





Практическое исследование

№1

Лингвистический

эксперимент

№2

2 группа:

стилистический эксперимент:

1

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела……

А С.Пушкин




2.

Луна – небесное тело, спутник Земли


3.

Ты что, Федя, с луны свалился? (фразеологизм)

1)К каким стилям принадлежат эти предложения?

2)Какое ключевое слово их объединяет?

3 )Сформулируйте вывод о стилистической принадлежности ключевых слов.

4)Определите художественные средства выразительности







ИКТ 10









Узелок на память:


Слово музыка имеет 280 эпитетов ИКТ 11

ФИЗКУЛЬТ

МИНУТКА


по 2 раза

1. «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд - подбородок к груди, плечи назад – голову вперёд.

2. «Сова»: поворот головы вправо - влево.

3. Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо - влево

4. Ладони на закрытые глаза, резкий вдох через нос, затем медленный выдох через рот, ладони убираем. (сидя)






Практическое исследование

№1

Лингвистический

эксперимент

№2


3 группа:

морфемный эксперимент:


Напылили кругом. Накопытели. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.

С.А. Есенин



К тому же в последнее время я так оравнодушел ко всему, что мне положительно всё равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин.

А.П. Чехов


Вывод: в словарях нет таких слов, а в языке есть

1)Найдите индивидуально-авторское образование слов (окказионализмы- от лат. «случайный») 2)Какие морфемы создали эти слова? 3)Подберите к ним однокоренные слова 4)Дайте лексическое значение этим словам. 5)Назовите тропы




ИКТ 12



Копыто

Копытце

Копытный



Равнодушие-сущ.

Равнодушный

Равнодушен- кр. прил

Равнодушно –нареч


НЕТ глагола




Практическое исследование

№1



Лингвистический

эксперимент

№2

4 группа:

фонетический эксперимент:


К.Бальмонт: «Едва слово заговорит о ветре, оно невольно играет легковейным звуком В или цепкими, шуршащими, шероховатыми звуками С, З, Ш, Щ, Ч живописующее передающими шорохи и звуки природы»


Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн

Близко буря. В берег бьётся

Чуждым чарам чёрный челн.



Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную.

А. Прокофьев




1) Докажите справедливость этих слов:


2) Как называется звуковой повтор согласных? (аллитерация)

3)Как называется звуковой повтор гласных? (ассонанс)

4) Определите тропы.


Вывод: гибкость и выразительность нашей речи достигается…





ИКТ 13


Результаты своей деятельности отмечайте в листе


Звукопись- благозвучие

Узелок на память:

Прочитайте высказывание

П. Н. Тихонова: «Русский язык многообразен, щедр, богат ЗВУКОПИСЬЮ, удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности»

Прочитайте стихотворение

Всю ночь шуршало и шумело, Шептало в темень уходя,

Текло, срывалось, шелесте И что-то мне сказать хотело

Под шум дождя, под шум дождя.

Вс. Рождественский







Чтение цитаты и стихотворения










ИКТ 14


7 Этап самоконтроля

(10 мин )




Практическое исследование

№ 3

Лингвистический эксперимент:


Определите средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:

1 «Рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари»

2. «Синь то дремлет, то вздыхает»

3 «Как серёжки, зазвенит девичий смех»

4. «В водах лонных звенящая борозда»

5. «Звонко чахнут тополя»

ответы

1 метафора

2 олицетворение

3 метафорическое сравнение

4 эпитеты

5 звукопись


работа с тестом





Запишите №

предложения напротив троп



задания № 2





ИКТ 15



Таблица троп






Результаты своей деятельности отмечайте в листе достижений



11. Рефлексия


Итог урока


Давайте подведём итоги:


Исследование слов проведено?



Гипотеза доказана?


слова с переносным значением – тропы присутствуют в языке



Какая роль их в нашей речи ?


Изобразительно.- выразительные средства делают нашу речь богатой, выразительной, музыкальной и красивой.













ИКТ 16


12. Домашнее задание



Сайт Д. Гущина

№ 5996095

№ 5996097


Учебник стр.20

Упр.26, 30


Таблица троп




ИКТ 17


13. Оценивание


листы достижений сдайте


ИКТ 18