Урок - творческая мастерская по русскому языку
Класс | 6 |
Тема (языковая) | Повторение темы «Имя прилагательное» |
Тема мастерской | Бабочка |
Оборудование | Иллюстрации с изображением бабочек, стихотворения про бабочек, музыка «звуки природы», схема построения стихотворения-метафоры, листы белой бумаги (для выполнения творческой работы) |
Цели: обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», в процессе их творческого осмысления
Обучающие задачи: - расширять кругозор учеников по предмету;
- обобщать знания, полученные учениками;
- способствовать формированию интереса учащихся к
различным разделам лингвистики;
- отрабатывать навыки использования знаний на
практике
Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес учащихся, их
творческую активность.
Воспитывающие задачи: - воспитывать умение творчески подходить к
выполнению задания,
- воспитывать любовь к родному языку.
1. Фаза индукции.
Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать его красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Легкая, как перышко,
Садится на цветок,
Складывает крылышки
И раскрывает вновь.
Нежный и красивый
Видим мы узор,
От нее не в силах
Оторвать свой взор!
(Бабочка)
Сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», – как сказал поэт Е. Винокур.
-Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).
-Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.
На сегодняшнем занятии мы с вами повторим всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также попрактикуем свои умения в составлении стихотворения по метафоре.
Учитель сообщает ученикам о том, что на данном уроке они должны повторить всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также познакомиться с новым для них жанром – лингвистическая сказка. Перед вами лежат белые листы бумаги. Они для вас будут рабочими (здесь вы можете записывать то, о чём мы будем говорить в течение урока), а также именно на них вы будете выполнять ваше итоговое задание.
2. Актуализация знаний
Учитель: Но сначала давайте вспомним те правила и темы, которые нами были пройдены.
Ученики перечисляют темы, учитель записывает на доске, а ученики на листочках.
Ученики: - определение имени прилагательного,
- разряды прилагательных,
- степени сравнения прилагательных, способы их образования,
- роль прилагательных в речи,
- правописание НЕ с прилагательными,
- правописание Н и НН в суффиксах прилагательных,
- слитное, дефисное и раздельное написание прилагательных и т.д.
(Ученики вспоминают те темы, которые ими были изучены).
Учитель: Правильно. Всё это мы с вами изучили и сделали частью наших знаний о языке.
Если бы я облетела весь свет,
Я собрала бы чудесный букет.
В нём бы цветочками стали
И лепестками махали
Бабочки, бабочки, бабочки...
3. Создание творческого продукта
Самоконструкция: написать на альбомном листе слово бабочка. От него отходят стрелки. Написать ассоциации к слову «бабочка»
крылья,насекомое,летает,цветок,капустница,гусеница,лето,усики,кокон,куколка,махаон, нектар, пыльца, красота, полёт, природа,цвет,сачок,солнце, ловить, мотылёк, тепло, поляна, галстук, поле, хоботок, крапивница, смокинг, фрак, костюм, стрекоза, взмах, пиджак, бантик, заколка, рубашка, превращение , воротничок, джентльмен, тычинка, аристократ, трава, размах, жилетка, брошь, крыло, распыление, булавка, лепесток , татуировка, шёлк, шея, свадьба , огонёк , ночь , чудо и др.
Работа с материалом. ( со словами, ассоциациями).
Социконструкция. Ребята говорят те слова, которые написали. Слов, которых нет, записывают себе в словарь (копилку).
Ребята, а какой бывает бабочка
Дописать в своих альбомных листах прилагательные ( по возможности использовать степень сравнения прилагательных )
яркая большая, цветная, красивая,экзотическая, ночная, разноцветная, тропическая, пёстрая ...
Символ бабочки
Символ бабочки исходит из глубокой древности, символизирующий Богиню, Великую Матерь, что олицетворяло Землю и Небо, смерть и жизнь. С самой Богиней ассоциировались бабочки и птицы.
Но, у разных народов свои поверья и символика бабочки.
У Греков, бабочка символ бессмертия души.
У мексиканцев, бабочка символ любви и весны, тепла и света солнца, огня.
У славян, бабочка символ души.
В скандинавской мифологии, бабочка символ духа воздуха, изображалось в образе эльфов, человечков с крыльями бабочки.
В христианстве, бабочка символизирует жизнь, смерть и воскресение. Возрождение и воскресение души.
В Китае, бабочка символизирует бессмертие, радость, лето, изобилие, также как долгожительство, долголетие, красоту.
А теперь поработай те в парах.
А как вы думаете, что символизирует бабочка? Расскажите друг другу свои предположения. Выберите самое интересное, чтобы рассказать всем.
1.Бабочка это символ души, бессмертия души, вечной жизни, святой чистоты, красоты, нежности, и любви.
2. Бабочки дивные существа их можно ассоциировать по разному. Но прежде всего это конечно фантазия, мечта, иллюзия, стремление к красоте и идеалу, иногда самообман, иногда наоборот что то новое неизведанное и тем интересное.
4.Социализация
Как много всего связано с бабочкой. Ребята, давайте напишем с вами небольшую работу, называется она «Стихотворение по метафоре»
Объединитесь в группы
Мы с вами по литературе учили, что метафора – это троп, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
То есть мы с вами напишем стихотворение в котором будем сравнивать бабочку с чем-то, что для нас определяет это насекомое, будем использовать слова и выражения, которые вызывают у нас ассоциации с бабочкой. Посмотрите на схему построения этого стихотворения ( схема написана на доске или роздана на парты).
«Стихотворение по метафоре»
(состоит из шести строчек, каждая строчка называет какое-то качество того предмета о котором мы пишем: новая строчка начинается с названия предмета о котором пишем)
1.цвет
2.вкус
3.запах
4.внешность
5.звук
6.качество переживаний
Дети пишут стихотворения под спокойную музыку ( звуки природы)
Бабочка – это цвет яркой летней поляны
Бабочка – это вкус меда и спелых ягод
Бабочка – это нежный аромат полевых цветов и скошенной травы
Бабочка – это мигание живого бархата
Бабочка – это пение птиц, стрекот кузнечика, шелест трав
Бабочка – это радостные, волнительные минуты долгожданного лета.
Давайте прочитаем, что же у нас получилось. Назовем прилагательные, которые мы использовали в своем сочинении, назовем разряды прилагательных и способы их образования ( дети читают свои варианты)
Молодцы! У вас получились очень интересные стихотворения!
5.Корректировка и создание нового текста.
Ребята,мы с вами прошли уже тему «Текст» и я предлагаю вам еще одну работу – составить текст по заданному началу, используя ранее выполненные задания.
Напишите небольшой текст-описание бабочки-монарха по заданному началу.
Бабочка, летающая над костром, была необычайно красива. Несущая в себе некую таинственность, та меня просто заворожила и не отпускала, не давая возможности отвести взора…
Каждый участник группы сочиняет 2-3 предложения.(Звучит музыка). Учащиеся работают индивидуально, пишут предложения, затем соединяют их в единый текст.
6.Общая рефлексия.
Зачитывают текст, анализируют, получился ли текст-описание. Рассуждают о том, как лучше описать бабочку, на что обращать внимание, образные выражения о бабочке.
Пример:
Бабочка, летающая над костром, была необычайно красива. Несущая в себе некую таинственность, та меня просто заворожила и не отпускала, не давая возможности отвести взора…
Читающая в моём заинтересованном взгляде некую таинственность и задумчивость, она ещё сильней стала красоваться своими крыльями, поблёскивающими и такими сверкающими на огне, её крылья - зеркала, отражающие пламя... Два больших, пёстрых и красочных крыла переливались с оранжевого в огненно-красный цвет, весело и безмятежно порхали над дымом нашего походного костра. Она казалась такой лёгкой и безмятежной, что я невольно начал одурманиваться этим видом: бликами костра и сверкающей бабочкой-монархом.
7.Домашнее задание.
Написать лингвистическую сказку «Имя прилагательное»
Напомнить детям её особенности и законы.
8. Итог урока
1)Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?
2) Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока?
3) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
4) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?