СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-творческая мастерская по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-творческая мастерская по русскому языку по теме"Повторение  темы "Имя прилагательное"

Цели: обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», в процессе их творческого осмысления

Просмотр содержимого документа
«Урок-творческая мастерская по русскому языку»

Урок - творческая мастерская по русскому языку

Класс

6

Тема (языковая)

Повторение темы «Имя прилагательное»

Тема мастерской

Бабочка

Оборудование

Иллюстрации с изображением бабочек, стихотворения про бабочек, музыка «звуки природы», схема построения стихотворения-метафоры, листы белой бумаги (для выполнения творческой работы)

Цели: обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное», в процессе их творческого осмысления

Обучающие задачи:  - расширять кругозор учеников по предмету;

                              - обобщать знания, полученные учениками;

                              - способствовать формированию интереса учащихся к 

                                различным разделам лингвистики;

                              - отрабатывать навыки использования знаний на

                                практике

Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес учащихся, их   

                                 творческую активность.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение творчески подходить к

                                     выполнению задания,

                                   - воспитывать любовь к родному языку.

1. Фаза индукции.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать его красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Легкая, как перышко,

Садится на цветок,

Складывает крылышки

И раскрывает вновь.


Нежный и красивый

Видим мы узор,

От нее не в силах

Оторвать свой взор!

(Бабочка)



Сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», – как сказал поэт Е. Винокур.

-Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).

-Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.

На сегодняшнем занятии мы с вами повторим всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также попрактикуем свои умения в составлении стихотворения по метафоре.

Учитель сообщает ученикам о том, что на данном уроке они должны повторить всё, что изучили по теме «Имя прилагательное», а также познакомиться с новым для них жанром – лингвистическая сказка. Перед вами лежат белые листы бумаги. Они для вас будут рабочими (здесь вы можете записывать то, о чём мы будем говорить в течение урока), а также именно на них вы будете выполнять ваше итоговое задание.

2. Актуализация знаний

Учитель: Но сначала давайте вспомним те правила и темы, которые нами были пройдены.

Ученики перечисляют темы, учитель записывает на доске, а ученики на листочках.

Ученики: - определение имени прилагательного,

              - разряды прилагательных,

              - степени сравнения прилагательных, способы их образования,

              - роль прилагательных в речи,

              - правописание НЕ с прилагательными,

              - правописание Н и НН в суффиксах прилагательных,

              - слитное, дефисное и раздельное написание прилагательных и т.д.

(Ученики вспоминают те темы, которые ими были изучены).

Учитель: Правильно. Всё это мы с вами изучили и сделали частью наших знаний о языке.

Если бы я облетела весь свет,

Я собрала бы чудесный букет.

В нём бы цветочками стали

И лепестками махали

Бабочки, бабочки, бабочки... 



3. Создание творческого продукта

Самоконструкция: написать на альбомном листе слово бабочка. От него отходят стрелки. Написать ассоциации к слову «бабочка»

крылья,насекомое,летает,цветок,капустница,гусеница,лето,усики,кокон,куколка,махаоннектарпыльцакрасотаполётприрода,цвет,сачок,солнцеловитьмотылёктепло,  полянагалстук, поле, хоботок, крапивница, смокинг, фрак, костюм,   стрекоза,  взмах,     пиджак,   бантик,      заколка,   рубашка,   превращение ,  воротничок,   джентльмен,   тычинка,       аристократ,      трава,   размах,   жилетка,      брошь,   крыло,       распыление,   булавка,  лепесток ,  татуировка,   шёлк,       шея,   свадьба ,  огонёк , ночь ,  чудо  и др. 

Работа с материалом. ( со словами, ассоциациями).

Социконструкция. Ребята говорят те слова, которые написали. Слов, которых нет, записывают себе в словарь (копилку).

Ребята, а какой бывает бабочка

Дописать в своих альбомных листах прилагательные ( по возможности использовать степень сравнения прилагательных )

     яркая большая, цветная, красивая,экзотическая, ночная, разноцветная, тропическая, пёстрая ...

Символ бабочки

Символ бабочки исходит из глубокой древности, символизирующий Богиню, Великую Матерь, что олицетворяло Землю и Небо, смерть и жизнь. С самой Богиней ассоциировались бабочки и птицы.

Но, у разных народов свои поверья и символика бабочки.

У Греков, бабочка символ бессмертия души.

У мексиканцев, бабочка символ любви и весны, тепла и света солнца, огня.

У славян, бабочка символ души.

В скандинавской мифологии, бабочка символ духа воздуха, изображалось в образе эльфов, человечков с крыльями бабочки.

В христианстве, бабочка символизирует жизнь, смерть и воскресение. Возрождение и воскресение души.

В Китае, бабочка символизирует бессмертие, радость, лето, изобилие, также как долгожительство, долголетие, красоту.

А теперь поработай те в парах.

А как вы думаете, что символизирует бабочка? Расскажите друг другу свои предположения. Выберите самое интересное, чтобы рассказать всем.

1.Бабочка это символ души, бессмертия души, вечной жизни, святой чистоты, красоты, нежности, и любви.

 2. Бабочки дивные существа их можно ассоциировать по разному. Но прежде всего это конечно фантазия, мечта, иллюзия, стремление к красоте и идеалу, иногда самообман, иногда наоборот что то новое неизведанное и тем интересное.

4.Социализация

Как много всего связано с бабочкой. Ребята, давайте напишем с вами небольшую работу, называется она «Стихотворение по метафоре»

Объединитесь в группы

Мы с вами по литературе учили, что метафора – это троп, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

То есть мы с вами напишем стихотворение в котором будем сравнивать бабочку с чем-то, что для нас определяет это насекомое, будем использовать слова и выражения, которые вызывают у нас ассоциации с бабочкой. Посмотрите на схему построения этого стихотворения ( схема написана на доске или роздана на парты).

«Стихотворение по метафоре»

(состоит из шести строчек, каждая строчка называет какое-то качество того предмета о котором мы пишем: новая строчка начинается с названия предмета о котором пишем)

1.цвет

2.вкус

3.запах

4.внешность

5.звук

6.качество переживаний

Дети пишут стихотворения под спокойную музыку ( звуки природы)

Бабочка – это цвет яркой летней поляны

Бабочка – это вкус меда и спелых ягод

Бабочка – это нежный аромат полевых цветов и скошенной травы

Бабочка – это мигание живого бархата

Бабочка – это пение птиц, стрекот кузнечика, шелест трав

Бабочка – это радостные, волнительные минуты долгожданного лета.

Давайте прочитаем, что же у нас получилось. Назовем прилагательные, которые мы использовали в своем сочинении, назовем разряды прилагательных и способы их образования ( дети читают свои варианты)

Молодцы! У вас получились очень интересные стихотворения!

5.Корректировка и создание нового текста.

Ребята,мы с вами прошли уже тему «Текст» и я предлагаю вам еще одну работу – составить текст по заданному началу, используя ранее выполненные задания.

Напишите небольшой текст-описание бабочки-монарха по заданному началу. 
Бабочка, летающая над костром, была необычайно красива. Несущая в себе некую таинственность, та меня просто заворожила и не отпускала, не давая возможности отвести взора…

Каждый участник группы сочиняет 2-3 предложения.(Звучит музыка). Учащиеся работают индивидуально, пишут предложения, затем соединяют их в единый текст.

6.Общая рефлексия.

Зачитывают текст, анализируют, получился ли текст-описание. Рассуждают о том, как лучше описать бабочку, на что обращать внимание, образные выражения о бабочке.


Пример:

Бабочка, летающая над костром, была необычайно красива. Несущая в себе некую таинственность, та меня просто заворожила и не отпускала, не давая возможности отвести взора…

Читающая в моём заинтересованном взгляде некую таинственность и задумчивость, она ещё сильней стала красоваться своими крыльями, поблёскивающими и такими сверкающими на огне, её крылья - зеркала, отражающие пламя... Два больших, пёстрых и красочных крыла переливались с оранжевого в огненно-красный цвет, весело и безмятежно порхали над дымом нашего походного костра. Она казалась такой лёгкой и безмятежной, что я невольно начал одурманиваться этим видом: бликами костра и сверкающей бабочкой-монархом.

7.Домашнее задание.

Написать лингвистическую сказку «Имя прилагательное»

Напомнить детям её особенности и законы.

8. Итог урока

1)Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?

2) Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока?

3) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?

4) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?