Тема урока: «Творчество Аси Борисовны Горской»
Учитель: Здравствуйте, у нас сегодня необычный урок. Сегодня на уроке у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь, и мы начинаем работать.
На уроке будут работать 2 группы. У первой группы на столе - красное сердечко, а у второй группы – жёлтое. А что они обозначают, мы с вами узнаем в конце урока. Посмотрите на экран, вы видите числа, здесь зашифровано: фамилия, имя и отчество человека, о котором мы сегодня будем говорить.

Задание: Шифровка.
Красное сердечко - ваши числа в красном квадрате
Жёлтое сердечко – ваши числа в жёлтом квадрате.
Каждое число, соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.
(детям раздаётся алфавит с числами и буквами)
2 слайд:

Сегодня у нас с вами заключительный урок. На уроке вы должны вспомнить всё, что я вам рассказывала о замечательном человеке, поэте, учителе и нашей землячке Асе Борисовне Горской. Мы будем с вами читать стихи Аси Борисовны, петь песни на её стихи. Вы сами попробуете, сочинить маленький стишок.
3 слайд

Наш урок я хочу начать со стихотворных слов А. Б.
«Во мне звучит мелодия стиха….
Когда её ты нотами запишешь,
То музыку души моей услышишь,
Услышишь ты мелодию стиха»
Учитель: Как называют профессию человека, который мелодию записывает нотами?
Ответ детей.
Композитор, который « услышал мелодию души» А.Б. был – Валерий Иванович Ярушин
4 слайд

Валерий Иванович Ярушин, заслуженный артист России. Это наш Челябинский композитор и большой друг Аси Борисовны. Именно, Валерий Иванович, первый композитор с кем стала сотрудничать Ася Борисовна. Их славное содружество воплотилось в сборнике «Аквариум детства»
Замечательно когда встречаются два талантливых, красивых человека. Я сейчас говорю не о внешней красоте, а о внутренней.
А как вы понимаете: внутренняя красота?
Один великий русский писатель Фёдор Достоевский сказал «Красота – спасёт мир» наверно он прав, на всех языках мира можно услышать эту знаменитую фразу.
А вот Ася Борисовна, сказала по-другому: «А мир спасут, любовь и доброта»
5 слайд:

Девиз нашего урока будет: «А мир спасут, любовь и доброта».
« И если всё делать только добром –
Можно всю Землю наполнить теплом»
Я полностью с этими словами согласна. Ведь если я буду доброй, другой человек будет добрым, если мы все будем добрыми - то мир изменится. Всё творчество Аси Борисовны наполнено добротой и любовью.
Как вы думаете, какого цвета любовь? ( На Руси говорили: красна девица)
А какого цвета - доброта? (добрый молодец)
Почему у вас на парте красное сердечко и желтое??
Ученики:
Красное сердечко, олицетворяет: любовь, а жёлтое сердечко - доброту.
Говорят, что имя человека влияет на характер и судьбу человека.
Итак, внимание на экран:
6 слайд:

Как переводится имя Ася?
Аня, прочитай, пожалуйста, стих, который называется «Ася»
Стих читает ученик:
«Ася»
1 ..А имя моё с арабского
Означает – восток.
Не барское и не рабское.
Восток – это где восход,
Восход – это рассвет.
Свет……….
Учитель: На востоке что встаёт?
Ученики: Солнце.
Учитель: Солнце что нам несет?
Ученики: Свет, тепло, радость.
Учитель: Что обозначает имя Ася?
Вывод: Имя Ася несёт нам: свет, тепло, добро.
В народе говорят: «Где кто родится, там и пригодится»
7 слайд:

Где родилась Ася Борисовна?
В Челябинске
В Москве
В Минске
Учитель: Да, действительно, Ася Борисовна родилась в городе Минске, в 1937 году.
Учитель: В 1941 году семья А. Б. была эвакуированы в Челябинскую область, как вы думаете. С каким событием в жизни нашей страны это связанно?
Ученики: Началась Великая Отечественная война
Учитель: В 1945 году. Отец А.Б. вернулся с фронта, и вся семья переехала на новое место жительство в город Челябинск. В Челябинске А.Б. окончила школу, после школы поступила в университет. Для Аси Борисовны Челябинск стал вторым домом.
Ася Борисовна в своих стихах с такой любовью писала о Челябинске, о его людях, о природе родного края, что ее многие называли - певцом города Челябинска.
Послушайте, строки стихотворения о городе Челябинске, которое прочитает Саша Панов.
Стих читает ученик:
«Живи, Челябинск, добрый город,
И не стыдись своих седин
Красив ты и душою молод
Урала и России сын»
Учитель: Ася Борисовна сравнивает город с человеком.
Какие определения подобрала А. Б. для города Челябинска, как она его называет?
Ответы учеников.
Учитель: Каждый человек, любящий свой город, должен быть ему полезным и в профессиональной деятельности.
Вспомните, кто по профессии была А.Б.?
8 слайд:

Какой предмет в школе преподавала А.Б. в школе?
Биологию
Литературу
Географию
Учитель: Что изучает наука-география?
Да действительно, география это наука о природе Земли.
Учитель: Это был особый географ, географ с настоящей поэтической душой. Она любила и знала прекрасно свой предмет, с большим уважением всегда относилась к ученикам. Асю Борисовну называли « географ - влюблённый в литературу», в школе она проработала 35 лет.
Послушайте отрывок, который прочтёт Кристина.
Стих читает ученик:
« Как он быстро подходит, срок
Первый твой и последний урок!
Если б снова всё начинать,
Я бы в школу пришла опять»
Учитель: давайте немного отдохнём.
«Нет грибов, дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу»
9 слайд:

Физ. минутка
Давайте встанем и проведём физминутку.
(звучит фонограмма песни «Опята».)
Дети исполняют движения под музыку.
Учитель: Как истинный географ, она знала природу родного края. В её творчестве много произведений на эту тему.
И вот одно из этих произведений, вам нужно определить по картинкам на слайде.
10 слайд

Учитель: угадайте песню по картинкам.
Дети: «Не делай лесу больно»
Учитель: Сядьте, как хорошие исполнители, и чётко произнося слова, давайте споём песню.
Песня «Не делай лесу больно»
Учитель: Как нужно беречь лес?
Ответ детей.
Учитель: «В красных шапках на пути
Встали мухоморы
И не дали в лес войти,
Словно светофоры»
Учитель: Что общего между мухомором и светофором?
Вывод: В лес мы приходим в гости, а в гостях всегда нужно вести себя по-человечески, достойно.
Учитель: В начале урока мы говорили, что человек, который сочиняет музыку, называется – композитор. А как называют человека, который сочиняет стихи?
Ответ детей
11 слайд

Ответы детей.
Вы сейчас будете поэтами. Каждая группа должна сочинить стих.
1 группа: Школу я свою________________
Школьной дружбой ________________________
2 группа: Доброта нужна всем ___________________________
Пусть побольше добрых___________________________
Дети зачитывают свои стих.
Учитель: Какое чувство отражено в вашем стихотворении?
Вывод: любовь и доброта.
В жизни каждого человека, В.О. война оставила глубокий след. Не исключение и Ася Борисовна. В её творчестве очень много стихов о ветеранах В. О. в.
13 слайд

Учитель:
Семье Аси Борисовне, повезло, её папа вернулся с фронта.
А сейчас, Андрей и Артур прочтут нам отрывок из произведения поэтессы.
Стихи читают дети.
1«Пожалуйста, будьте любезны,
Прохожие, к нашим дворам,
Пока ещё сам из подъезда
Выходит седой ветеран»
2 «Парадная форма, погоны,
И орденских планок – экран…
Идет ветеран по району,
Смотрите, идет ветеран»
Учитель: К чему нас призывает Ася Борисовна?
Ответы детей.
Вывод: Ко всем пожилым людям необходимо относится с уважением.
Учитель: Конечно, говоря о доброте и любви к городу, детям, ветеранам, природе. Ася Борисовна, прежде всего, учила нас любить свою землю. Она напоминает нам: Земля наша - хрупкий цветок.
14 слайд

Валя прочитай стихотворение
Стих читают дети:
«А вам не хочется обнять,
Как глобус, Землю эту?
И как ребёнка покачать
Уставшую планету»
Учитель: «Земля наша - хрупкий цветок,
Выходит на новый виток.
Небесный цветок не губите –
Единственный он на орбите!»
Учитель даёт детям макет глобуса и задаёт обобщающие вопросы
1. О ком сегодня мы с вами говорили на уроке?
2. Почему А. Б. называли певцом города Челябинска?
3. Продолжи фразу: «В красных шапках на пути
Встали мухоморы……….. (и не дали в лес войти, словно светофоры)
4.Какая песня из творчества А. Б. тебе нравится?
5. Какой предмет в школе вела А.Б?
6. Чему нас учат стихи А.Б.?
7. В каком городе родилась А.Б.?
15 слайд

Учитель: Спасибо за урок.
«Ясного – ясного неба высокого,
Солнышка – светлого, чувства – глубокого.
Дождика теплого, ветра бодрящего,
В общем, всего вам, всего настоящего!!!»
Пришло время наших сердец. Девизом нашего урока были слова: А мир спасут………
Любовь и Доброта. Ребята, поделитесь своей любовью добротой с нашими гостями.
(дарят сердечки).