СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -утренник " Край мой родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной  работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения  духовно-культурных традиций. Учитывает познавательные интересы младших школьников,ориентировано на развитие творческих и актёрских способностей.Цель- воспитание любви  учащихся к родному краю, его природе, уважение к прошлому и настоящему страны,края.

Просмотр содержимого документа
«Урок-утренник Край мой родной»

Урок-утренник «Край мой родной!»



Цель:  Уточнить  и расширить знания детей о Кубани.

Формировать интерес к истории родного края, к творчеству кубанского народа, к его обычаям и традициям.

Приобщать подрастающее поколение  к великим ценностям кубанского народа.

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к старшему поколению и к людям труда.

Оборудование:  выставка книг о Кубани, использование мультимедийной  установки  (презентации «История Кубани», «Природа и курорты Кубани», «Кубань – житница России», «Кубань – наш общий дом», «Устное народное творчество»). Кубанские пословицы и поговорки, кроссворд «Кубанские слова», запись песни «Ой, да Краснодарский край»- из репертуара Кубанского хора.


Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

«Дорогие, ребята! Наш сегодняшний урок посвящается Краснодарскому краю. В Краснодарском крае мы живём, учимся, работаем.

«Кубань» -так ласково зовут в народе наш южный край. А значит и мы с вами зовёмся «кубанцы». Цель нашего урока- всестороннее знакомство с краем, его природой.

2. Если скажут слово Родина, сразу

в памяти встаёт,

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот!

Или степь от маков красная

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна..

(Хор исполняет песню А.Пришельца, Д Кабалевского «Наш край»)


3.Наш урок мы построим в виде утренника. Наиболее подготовленные учащиеся получили задания для выступлений.

(Выступление 1 ученика)

Итак:

Краснодарский край входит в Российскую Федерацию. Границы края: на севере и севере-востоке с Ростовской областью, на востоке – со Ставропольским краем, на юге – с Абхазией.

С запада и юго-запада край омывается тёплыми морями: Азовским и Чёрным. Эти моря соединены Керченским проливом. Длина границ-1540 км, из которых 800 км по суше и 740 км – по морю.

Поверхность Краснодарского края делится рекой Кубанью на две различные части: северную равнинную и южную горную.

Северная –занята кубанской равниной и Ставропольской возвышенностью, южная- предгорной полосой, горной частью и Черноморским побережьем.

Кубанская равнина- это Кубано-Приазовская низменность и Прикубанская равнина. Кубано –Приазовская низменность расположена между Кубанью и Азовским морем. На востоке она примыкает к Ставропольскому плато, на севере сливается с Доно-Манычской низменностью. Прикубанская равнина раскинулась к югу от реки Кубань до подножия Кавказских гор. Таманский полуостров занимает западную часть края. Площадь его 2000 кв.км. Таманский полуостров омывается водами Азовского, Чёрного морей и Керченского пролива. На острове много озёр, плавней.

Предгорная полоса представляет собой северную окраину Кавказских гор. Тянется от посёлка Верхне-Баканского до реки Уруп. Горы здесь невысоки,200-300 м над уровнем моря. Сложены они известняками, глинами, песчаниками и др. породами. Горная часть занимает 1/3 площади края. Наиболее высокие горы: г.Фишт-2852 м, Чугуш-3240 м,Агентса-3261 м.Самая высокая гора- гора Смидовича-3363 м, расположена в районе озера Кардывач. Высокие горы сложены из гранита, низкие - из известняков и песчаников.

Черноморское побережье тянется узкой полосой между Чёрным морем и Кавказскими горами, от района Анапы до реки Псоу, протекающей по границе с Абхазией. Длина побережья 400 км. Климат здесь субтропический, позволяет выращивать апельсины, мандарины.

(Выступление 2 ученика)

А что говорит язык цифры?

Краснодарский край занимает площадь 83,3 тысячи кв.м. В состав края входит республика Адыгея. Численность населения - более 5 миллионов человек. В городах проживает более половины всего населения края. А сколько же городов и сёл на территории края? Городов- 26, 24 посёлка городского типа, 1754 сельских населённых пункта. В крае 38 районов, в том числе и наш Гулькевичский район. Протяженность дорог по краю -8600км. В Сочи действует международный аэропорт.

4.(Выступление учителя)

Маленькой точкой на карте Кубани затерялось село Соколовское - наше родное село, наша маленькая Родина. Вот таким представляют дети из нашего класса село Соколовское – в своих рисунках, а ещё посвящают нашему селу песню.

(Звучит песня К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя»)

5.(Выступление 3 ученика)

О растительности края:

В Краснодарском крае много степей. Зона степи занимает всю Кубано-Приазовскую низменность. Здесь возделывают более 3000 видов растений. По берегам рек, вдоль дорог, по склонам балок, очень много дикорастущих трав: зверобой, мать-и- мачеха, лебеда, подорожник, бессмертник, полынь. Леса занимают четвёртую часть края в горной части края. Вначале степь переходит в лесостепь, а потом в лес. Лесостепь располагается на Прикубанской равнине .В лесах у нас и широколиственные деревья:бук, ясень, берёза, осина, дуб, клён, граб и хвойные – ель, сосна, пихта. Причём чем выше над уровнем моря, тем чаще встречаются хвойные деревья. Лес оказывает определённое влияние на климат и реки. Реки предохраняет от высыхания, поля от засухи, очищают воздух от вредного углекислого газа. Лес- прекрасное место для отдыха. Лес – это гигантский фильтр. Он очищает воздух от пыли и микробов. Подсчитано, что посадка из 400-т молодых тополе задерживает за лето около 400 кг пыли.

6.(Выступление 4 ученика)

О животном мире Кубани:

В Северо-восточной части края распространены степные животные – здесь встречаются зайцы, лисицы, ежи, ласки, кроты. В камышах и плавнях Кубано-Приазовской низменности водятся дикие кабаны и много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, утки, гуси, красивый зверёк ондатра. В горах и предгорьях живут дикие кабаны, бурые медведи, косули, кавказские олени, серны, туры(горные козлы), куница лесная и куница- белодушка, на берегах рек – норка и выдра. Из хищников в этой зоне водятся шакалы, волки, рысь, которая на свою добычу нападает из засады, чаще всего прыгая с дерева. Прижилась у нас енотовидная собака, есть и ласка-небольшой, но смелый зверёк. Живут у нас в крае: черепахи, ужи, гадюки.

Какие птицы поют у нас в долинах, горах и степях? Это 320 видов птиц. в садах и парках можно встретить зябликов, синиц, овсянок, скворцов, ласточек. Скворцы у скворешен появляются уже в конце февраля. В лесах и долинах живут иволги, дрозды, стучат дятлы, перекликаются сойки, кукушки, в кустарниках встречаются фазаны. Птицы уничтожают вредных насекомых и грызунов, приносят большую пользу народному хозяйству. В морях и реках водятся промысловые рыбы: до 170 видов только в Чёрном море! Это «красная рыба»-севрюга, белуга, осётр, сельдь, хамса, тюлька, лещ, кефаль, рыбец. В реках: таранка, судак, сазан, щука, карась и другие рыбы.

7.(Выступление учителя)

Весь наш край, словно голубые артерии пронизали реки и речушки.

8.(Выступление 5 ученика)

В крае насчитывается около 700 больших и малых рек. По своему характеру они делятся на равнинные и горные. Главной рекой является река Кубань. Её протяжённость 906 км .Она берёт начало на склонах седого Эльбруса и впадает у Темрюка в Азовское море. Своё название Кубань меняла 11 раз. Она называлась «Гипанис», т.е. « конская», «Антикирс»-т.е. «осётр», «Вардан»-т.е. «дождевая», « Кобан»-т.е. « стремительная». В Кубань впадает много притоков с лесистых северных склонов Большого Кавказа. Это Теберда, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Лаба, Белая, Псекупс, Афипс. Справа впадают в Кубань ещё 20 рек. Их называют «закубанскими». Наши кубанские реки трудятся с большой пользой для хозяйства. Кубань, например, от Усть-Лабинска судоходна. По ней везут много грузов. Реки Лаба и Белая используются для сплава леса. На многих реках построены ГЭСы, вырабатывающие за счёт энергии воды- электрический ток. Самые крупные гидроэлектростанции – на реке Белой –Белореченская ГЭС и Майкопская ГЭС. На реке Лабе построены четыре ГЭС.

За счёт воды наших рек орошаются сады и поля. Близ Краснодара построено Кубанское водохранилище.

9.(Выступление учителя)

Издавна на берегах рек, вдоль рек возникали поселения, города и сёла. Интересным представляется сообщение (Выступление 6 ученика) о городах нашего края.

Административным, культурным, промышленным центром нашего края является город Краснодар. Годом рождения Краснодара является 1793 г. Казачество по повелению Екатерины –II-царицы решило основать на Кубани войсковой город Екатеринодар. Начинался город с 40 глиняных казарм, крытых камышом. Вначале в городе проживало 580 человек, сейчас 853000 человек. В Краснодаре много промышленных предприятий. В городе много институтов, техникумов. Назовём другие крупные города: г. Майкоп, столица Адыгеи, г.Армавир, г.Тихорецк, г.Кропоткин, города –курорты: г. Ейск, г. Анапа, г.Геленджик, города –порты: г.Новороссийск, г.Сочи, г.Туапсе.

10.(Выступление учителя)

Кубань – житница и кормилица нашей страны- так издавна считают в народе. Короткое сообщение – информацию о промышленности края имеет

( выступление 7 ученика).

В Краснодарском крае открыто более 50 видов полезных ископаемых. Это нефть, газ. Нефть добывают в Абинском , Апшеронском, Крыловском районах. Неисчерпаемые запасы гранита, мрамора, известняка, песка, гравия. У нас близ Гулькевичей добывают песок и гравий. Близ Новороссийска горы состоят из мергеля. А из него получают цемент. Сырьё для строительства. Открыты залежи медных руд, каменной соли, др. полезных ископаемых. В крае развита нефтегазовая промышленность, в г.Краснодаре и г.Туапсе работают нефтеперерабатывающие заводы.

11.(Выступление 8 ученика)

Каким выглядит сельское хозяйство края? В царской России на Кубани девять полей из десяти засевалось зерновыми культурами, т.е. пшеницей, ячменём, овсом. Это объяснялось тем, что за границей был большой спрос на русский хлеб. В основном выращивалась пшеница, которая скупалась по дешевым ценам и морским путём отправлялась в Германию. Сейчас же в крае выращивают различные культуры, и что, очень важно перерабатывают тут же, в крае. Сеют и пашут в основном в северных и центральных районах. Сеют в крае более 100 различных культур. Высокие урожаи дают прославленная кубанская пшеница, кукуруза, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Край занимает одно из первых мест по производству риса, чая. Наш край – это край садов и виноградников. Краснодарский край делится на северную, центральную, западную, предгорную и черноморскую зоны. В предгорной зоне хорошо растут картофель, табак, конопля. На Черноморском побережье выращивают чай, виноград, цитрусовые. И всё таки в земледелии нашего края основные культуры – зерновые.

12.(Дети рассказывают стихи о хлебе)

1.Вот он хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

2.В нём здоровье наше, сила

В нём- чудесное тепло.

В нём- земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём!

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

3.Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4.Хлеб…Не наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку -беда!

Нет важнее труда хлебороба!

5.Хлеб не бросайте, он святой!

Бывало скажет дед седой

Вам, детворе проворной.

Затем. Что труд и крепкий пот,

И жита дух медовый

Всему живому жизнь даёт.

13. Всегда ли мы бережно относимся к кусочку хлеба?

Посмотрите сценку Ирины Сенченко «Хлеб святой»

Автор:

Принесла бабушка хлеб из магазина, а Катя не была голодна, откусила кусочек и даже нос сморщила.

Катя: Фу, какой плохой хлеб!

Автор: Бабушка рассердилась и стала поучать внучку.

Бабушка: Так про хлеб говорить нельзя! Его уважать надо! Если хлеб невкусный, говорят, хлеб плохо выпечен.

Катя: А Юра тоже хлеб не уважает(насупилась). На улице не доел кусочек, и бросил на землю. Потом с Сергеем стали его футболить.

Бабушка: Ай! Как нехорошо! Ты так никогда не делай! И Юре не позволяй так делать! Не доела,- в хлебницу положи! После доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько на белом свете умирает людей от голода. Хлеб святой!

Катя: Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб! И разбрасывать не буду, Юре тоже не позволю. Только не надо сердится! (прижимается к бабушке)

Автор: Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла ёе.

14.(Выступление учителя)

Сколько раз в беседе с Вами я говорила о бережном отношении к хлебу! Пусть эта сценка станет ещё одним напоминанием Вам, ребята, о том, что хлебом разбрасываться нельзя!

На Кубани живут очень жизнерадостные, трудолюбивые и добрые люди. Писатели и поэты, доярки и механизаторы, певцы и композиторы, учителя и врачи, слесари и токари- всех их объединяет любовь к нашему южному краю. Давайте послушаем стихи кубанских поэтов. По глубине лирики эти стихи не уступают Есенинским.

И.Варрава «Доярка»



Повязав два конца полушалка,

Наш кубанский встречая рассвет,

К своей ферме выходит доярка,

По росе её тянется след.



Зорьки,Звёздочки,

Ласточки,Майки,

Упирая в кормушки рога,

Тихим мыком встречают хозяйку

Как бы ни была с ними строга.



Молока заповедные реки

Шелестящего сена стога

Поднимают шершавые руки

Хоть судьба этих рук нелегка.



И.Варрава «Шумит пшеница на Кубани»



Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в жёлтом океане

Зелёный парус тополей.



Стоят хлеба…

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За щедрость, выдержку казачью,

За доблесть мужество и труд.



Рисуют жатки величаво

Такие ровные валки,

И в общий наш венок вплетают

Кубани чудо-колоски.



В.Бакалдин «Я не рос среди берёз…»



Я не рос среди берёз,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой мороз

Вьюгами, метелями,

Я черёмух не ломал,

Ночью под окошком,

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее,

Наши южные края,

Степи необъятные.

Горы хлеба до небес

Ветки вишни алые,

Если лес – так южный лес-

Пред перевалами.





Я запомнил у крыльца

Тополя зелёные,

Черномазого скворца

Песни немудрёные,

И поток, что вечно рад

Меж теснин отплясывать…

Но, наверно потому, что рождён

В России я,

Не пойму, в каком краю,

Где у нас красивее

Вид везде, знакомый, свой

Близким с детства кажется-

Над Окою ли рекой, на Урале кряжистом,

Велики у нас края-

Вся земля российская

И везде она моя,

Потому что близкая.



В Бакалдин « Распустила рябина косы»



Распустила рябина косы,

Золотые склонила пряди,

Проплывает неслышно осень

В хороводном своём наряде.

Паутина в согретом небе.

Кот на солнце зевает сладко

Залихватски надвинув гребень

Ходит кочет вокруг хохлатки.

Тыквы тяжко лежат на крышах.

Редких тучек прозрачных пряжа.

И разносится: «Коля! Миша!

Вот завеялись! Что ты скажешь!

Мальчуганы бегут босые!

По карманам -шафран из сада!

Двор обсыпан, вест мир обсыпан

Светлым золотом листопада!»



15.(Слова учителя)

А частушки у нас задорные на Кубани!



1.Просторный народ

У нас на Кубани

Под окном огород

В огороде баня.

2.Во саду ли в огороде

Картошечка родит

Каждый день кубаночки

Кучери наводят.

3.И капуста, и рассада

На Кубани то, что надо,

Ты бери и покупай,

Про Кубань не забывай.

4.И народ у нас поёт

Хорошо и топает,

Посади его за стол

И барана слопает.

5.Мои глазки как коляски

Только разница одна:

На колясках ездить можно,

А на глазках никогда.

6. Стоит милка у ворот

Широко разинув рот

И никто не разберёт,

Где ворота ,а где рот!

7.Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Барахло моё забрали,

А меня забыли!

8.У мово милёночка

Худа кобылёночка

Не доехал до горы

Её съели комары!

9.На охоте милый был

Лису рыжую убил,

А с моей фигурою

Надо чернобурую!

10.Полюбила я пилота

Так и думала, что мой!

Пока брови наводила

Он спикировал с другой!

11.На Кубани мужички

С полными карманами

Думала там прянички1

А там болты и гаечки!

12.Про Кубань мы Вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы Вас попросим,

Чтобы нам похлопали.



15.(Выступление 9 ученика)

Краснодарский край представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный и животный мир, в недрах земли таятся огромные запасы полезных ископаемых.

Природные богатства нужно охранять. На территории края действует 1 заповедник и 8 заказников. Кавказский государственный заповедник создан ещё в 1924 году, расположен он в юго-восточной части края, вдоль склонов Кавказских гор. Горы делят заповедник на две части. В заповеднике насчитывается более 1400 видов растений, есть и очень редкие, например, могучая лиана -колхидский плющ, лавровишня, рододендрон и др.Из животных в заповеднике живут красавцы-зубры. Похожи они на быков. Зубр самое крупное и ценное животное. В лесах заповедника можно встретить медведя, косулю, тура-горногокозла, дикого кабана, серну, кавказского благородного оленя. В заповеднике нужно сохранить нетронутой природу. Это задача общечеловеческая!



16.(Слово учителя)

Вы ещё малы по возрасту, но уберечь птичку от гибели, посадить дерево и ухаживать за ним, прибить скворечню к дереву-в ваших силах. Давайте вместе же воспитывать в себе чувство бережливого отношения к природе.



Дети исполняют песню Е.Птичкина и Е. Пляцковского «Не дразните собак»