Сравнение группы предметов ( с использованием количественных и порядковых числительных).
Цель: в ходе практической работы и наблюдений выявить умение вести счет предметов, считать и сравнивать их количественный и порядковый состав; развивать навыки устного счёта; воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете; анализировать действия по выполнению счета и управлять ими; сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: счётный материал, натуральный ряд чисел.
Ход урока
ӏ.Организационный момент
ӏӏ. Актуализация знаний
— Чему мы научились на прошлом уроке математики? (Работать с учебником, читать его условные обозначения.)
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте тему урока.
Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке?
Откройте учебники на с. 4. О чем нам говорит красный треугольник? (О начале урока.)
Прочитайте, что записано под этим знаком. Верны ли были ваши предположения о том, чем мы будем заниматься?
IV. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
(Учащиеся считают одновременно.)
Девочки, скажите, мальчики правильно сосчитали? (Мы не слышали.)
Почему? (Сами тоже считали, было шумно.)
Что нужно делать, чтобы ответы учеников слышали все? (Говорить по одному, не разговаривать во время ответа товарищей, внимательно слушать.)
Молодцы, вы сами вывели правила поведения учеников на уроке. Если вы хотите ответить на уроке, нужно поднять руку и дождаться, когда вас спросят.
А сейчас девочки хором считают от 1 до 5, мальчики слушают. Правильно ли сосчитали девочки?
Сейчас мальчики хором считают от 5 до 10, девочки слушают. Правильно сосчитали мальчики?
Мальчик из стихотворения В. Орлова тоже умеет и любит считать.
Я еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз — Это раз.
Чистит перышки сова — Это два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать — Это пять.
(И ходе чтения учитель выставляет на доску изображения животных,
о которых говорится в стихотворении.)
Сколько животных насчитал мальчик? (5.)
Давайте сосчитаем их, начиная с пингвина. А сейчас еще раз их сосчитаем, но начнем с волка.
Сколько животных получилось? (5.)
Почему получилось тоже самое количество, мы же считали не с начала, а с конца.
Правильно. Считать количество предметов можно в любом порядке.
Еще раз сосчитаем, сколько животных на доске?
Я показываю указкой животных, a вы их считаете. (Учитель два раза показывает сову.)
Сколько животных вы насчитали? (6.)
Почему? (Два раза сосчитали сову.)
Хорошо, я исправлюсь. Считаем еще раз. (Учитель пропускает черепаху.)
Сколько животных насчитали сейчас? (4.)
Почему? (Пропустили черепаху.)
Вы очень внимательны. Кто сможет назвать правила счета? (Считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счете или считать их несколько раз.)
Назовите животных, которые помогли нам вывести это правило.
Что вы знаете о них?
2. Работа по учебнику
Откройте учебник на с. 4.
Гуляя по лесу, мы очутились в лесной школе. Чем она отличается от нашей школы?
А чем похожа эта школа на нашу? Прочитайте, чему учатся животные. (Они тоже учатся считать предметы.)
Мудрая сова приготовила своим ученикам считалку. Я вам ее прочитаю, а вы ответьте на вопрос: для чего нужно уметь считать?
Посмотрите на рисунок и задайте по нему друг другу вопросы со словом «сколько».
Прочитайте, какое задание нужно выполнить по рисунку на полях. (Задать вопросы со словом «сколько».)
Чем отличаются кубики? (Цветом и размером.)
Какие вопросы можно задать? (Сколько синих кубиков? Сколько красных кубиков ? Сколько больших кубиков ? Сколько маленьких кубиков? Сколько всего кубиков?)
Вспомните, о чем говорит следующее условное обозначение. (Задание нужно выполнять в парах.)
Что это значит? (Работу будут выполнять вместе два человека.)
Правильно. Вы будете работать с соседом по парте. Как вы будете работать?(Сначала считает один, потом другой, затем ответы сравниваются.)
(Выполнение задания.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.)
Закачалось деревцо. (Покачаться вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Какие слова главные на с. 5? (Первый, второй, третий...)
Когда мы так считаем? (Когда говорим, кто за кем стоит, который по счету предмет.)
Веселый поезд везет друзей. Прочитайте стихотворение. Кто едет в поезде? (Кот, чижик, собака, петух, обезьяна, попугай.)
Кто такой чижик? (Птица — чиж.)
(Учащиеся читают вопросы к стихотворению и отвечают на них.)
Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в третьем вагоне едет собака? (Нельзя точно сказать, так как неизвестно, откуда начинаем счет.)
А теперь поиграем в игру «Топай — хлопай». Если вы согласны с утверждением, хлопаете, если нет — топаете.
В третьем от зеленого паровоза вагоне едет собака. (Нет.)
В третьем от красного паровоза вагоне едет собака. (Да.)
Обезьяна едет второй, если считать от красного вагона. (Нет.)
Кот едет в первом вагоне. (Нельзя точно ответить.)
Кот едет в первом вагоне, если считать от красного паровоза. (Нет.)
Вывод : когда спрашивают «какой по счету?», нужно говорить, откуда начинают счет.
2. Работа в тетради с печатной основой
Откройте тетрадь на с. 3.
Что изображено на рисунке? (Лесная школа.)
Ответьте на вопросы под картинкой. (1 заяц, 2 ежа, 3 белки.)
Составьте свои вопросы со словом «сколько».
Прочитайте, каким цветом будете закрашивать листочки.
Какой листочек закрасите зеленым цветом? (Третий слева.)
Какой листочек закрасите желтым цветом? (Шестой слева.)
Как скажете про жёлтый лист, если считать справа налево? (Четвертый справа )
Как скажете про желтый листок, если будете считать справа налево? (Первый справа.)
Обведите рисунок по клеточкам, закончите его.
VII. Рефлексия
Посмотрите на условное обозначение внизу на с. 5. Прочитайте задание. Для чего авторы учебника предлагают выполнить это задание? (Чтобы мы смогли проверить, как поняли тему.)
Сосчитайте, сколько кругов на рисунке. Поднимите руку, у кого получилось 2 круга.
У кого получилось 3, 4, 5, 6 кругов?
Какой ответ правильный? (3.)
Сколько красных фигур? Поднимите руку те, кто насчитал 4, 5, 6 фигур.
Какой ответ правильный? (4.)
Сколько всего фигур? У кого получилось 4, 5, 6, 7 фигур?
Какой ответ правильный? (6.)
Оцените себя. Если вы ни разу не ошиблись, ставите знак!, если одна ошибка — знак +.
Встаньте те, кто поставил себе знак! Вы уже очень хорошо считаете предметы.
Кто ошибся один раз?
Молодцы, хорошо считаете, но нужно быть немного внимательнее.
Ребята, которые ошиблись два и три раза, подойдите к учителю и сосчитайте еще раз.
VIII. Подведение итогов урока
Сравнение групп предметов столько же,
больше, меньше.
Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же; развивать память, мышление, логику; воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Оборудование: натуральный ряд чисел.
Ход урока
ӏ. Организационный момент
Актуализация знаний
позже, сначала, потом.)
Какой день недели сегодня?
Какой день недели идет сначала: среда или четверг?
Что наступает раньше: суббота или воскресенье?
Какой день недели наступает после вторника?
Назовите все дни недели по порядку.
Расскажите, как у вас сегодня прошло утро, используя эти слова.
ӏӏ. Сообщение темы и цели
ӏӏӏ. Работа по теме.
1. Самоопределение к деятельности
На доске две группы фигур: квадраты и круги.
Как, не считая, сказать, каких фигур больше?

(Учащиеся предлагают различные варианты. Останавливаются
на том, что нужно расставить фигуры парами.
Фигуры расставляются одна под другой.)

Каких фигур больше? (Кругов.)
Как вы узнали? (Кругу не хватило пары.)
Каких фигур меньше? (Квадратов.)
Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? (Убрать Круг или
добавить квадрат.)
определять, каких предметов больше, каких меньше.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
Приготовьте геометрические фигуры.
Положите несколько синих кругов.
Ниже положите столько же красных кругов. Как вы это сделали? (Под
каждым синим кругом положили красный, объединив их в пары.)
сколько синих кругов.)
красных кругов.)
круг.)
У кого есть другой способ решения? (Убрать синий круг.)
Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же? (Когда
их можно поставить в пары и лишних предметов не останется.)
2. Работа по учебнику
Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться.
На какие вопросы мы уже научились отвечать?
Рассмотрите рисунок. К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию?
(«Три поросенка».)
учебнике. (Домиков столько же, сколько поросят. Поросят столько же,
сколько домиков.)
домиков нет, поросят, оставшихся без домика, тоже нет.)
пары.)
образовать пару.)
V. Физкультминутка
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
желтых и красных сарафанах поровну, потому что они стоят парами.)
Как составлены пары? (Слева все матрешки в желтых сарафанах, а
справа — в красных. Слева матрешки сверху вниз становятся меньше, а справа — больше.)
Рассмотрите иллюстрацию на с. 11.
Какая это сказка? («Доктор Айболит».)
Кто автор сказки? (К. Чуковский.)
О чем можно сказать «столько же»? (Блюдец и шоколадок, тигрят и
блюдец, тигрят и шоколадок, тигрят и кроватей, тигрят и одеял и т. д.)
больше, чем стаканов, шоколадок больше, чем стаканов, градусников
больше, чем тигрят и т. д.)
тигрят меньше, чем градусников, стаканов меньше, чем тигрят, и т. д.)
(Бусинки можно нанизывать на верхнюю часть нитки: маленькая
красная, зелёная, большая красная. Можно нанизывать на нижнюю
часть нитки: зелёная, маленькая красная, большая красная.)
2. Работа в тетради с печатной основой
Откройте тетрадь на с. 6. Рассмотрите рисунок с листочками.
В каком ряду листьев меньше? (В нижнем.)
Как дорисовать листья, чтобы их в обоих рядах стало поровну? (Под каждым зеленым листком нарисовать желтый лист).
Сколько листьев дорисовали? (3.)
Обведите грибы.
Какую закономерность вы заметили? (Большой гриб, маленький гриб.)
Раскрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.
Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор?
Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал?
Что может случиться, если не выполнять команды светофора?
Закрасьте светофор по заданию.
Выполните задание на клеточках. Обведите линии.
Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак!,
если работа выполнена аккуратно и правильно, знак +, если работа
выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак —, если работа получилась неаккуратной, много ошибок.
VII. Рефлексия
«Проверь себя» (учебник, с. 11).
Учащиеся устно отвечают на вопросы и объясняют свой выбор.
Как вы справились с работой?
Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.
Встаньте те, кому нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов.)
Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары)
Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу» не хватило пары? (Их больше.)
Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше.)