СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе "Способы размножения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный урок - это "приглашение" учащихся к проекту. На уроке учащиеся определяют проблемные вопросы для работы в группах, цели и задачи своего проекта.

Тип урока: введение в проект

Цель урока: организация самостоятельной деятельности учащихся по проекту

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся по теме «Способы размножения организмов» (знание   способов размножения организмов и их характерных особенностей);
  2. создать условия для развития умения учащихся организовывать собственную деятельность по проекту (определять цель и задачи работы);
  3. воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимообогащению.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе "Способы размножения"»

Урок «Способы размножения организмов». 10В класс

Учитель: Макшакова Наталия Алексеевна (1 категория, стаж работы – 13 лет)

Форма организации: учебный проект

Цель проекта: формирование компетентности учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности

Тип урока: введение в проект

Цель урока: организация самостоятельной деятельности учащихся по проекту

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся по теме «Способы размножения организмов» (знание способов размножения организмов и их характерных особенностей);

  2. создать условия для развития умения учащихся организовывать собственную деятельность по проекту (определять цель и задачи работы);

  3. воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимообогащению.


ХОД УРОКА

Самоопределение к учебной деятельности (мотивационно-ориентировачный этап)

Цель: мотивация к учебной деятельности, формулирование учебной темы (индивидуальная и фронтальная работа, опрос, беседа)

Приветствие

- Давайте вспомним, чем мы занимались с вами на последних уроках. (Над какой темой работали? В какой форме?)

- Я предлагаю вам провести маленький экспресс-опрос по формам обучения. Бланки с вопросами находятся у вас на столах. Поставьте плюс в выбранной колонке.

Экспресс-опрос



Вопросы

Формы учебной деятельности

получать знания в готовом виде от учителя

работать с информацией самостоятельно (учебный проект)

1. В какой форме изучать новый материал было легче?



2. При какой форме вы получили больше умений и навыков (приёмы работы с информацией, в группе и т.п.)?



3. В какой форме вы лучше усвоили учебный материал?



- Пока подводятся итоги опроса, обратимся к листам самоконтроля по прошлому проекту. Выставляя свои баллы по каждому критерию, я увидела, что в большинстве случаев совпадают с вашими. Это значит, что вы критически подошли к оценке собственных работ и нашли в них сильные и слабые стороны. Давайте посмотрим, по каким критериям вы поставили наименьшую оценку? (варианты)

- Итак, обратимся к результатам опроса (заполнение учащимися таблицы на доске, озвучивание результатов опроса).

- Я бы хотела добавить и свой голос в результаты опроса. Я считаю, что легче учиться, если материал заранее отобран учителем или автором учебника. Умений и навыков больше - при учебном проекте. Лучше усваивается материал в ходе проекта, так как если знания добыты самим, то они более прочные.

- Скажите, а может минус по первому вопросу превратиться в плюс? (Сколько тем мы изучили в форме проекта? И???)

- Я согласна, что работать над проектом действительно трудно, особенно в первый раз и предлагаю пополнить наш опыт проектной деятельности и перейти к новому проекту: «Способы размножения организмов».

Актуализация опорных знаний по теме

Цель: актуализация знаний, определение информированности учащихся по теме (самостоятельная работа в парах, фронтальная беседа)

- Мы изучали эту тему в 9 классе. Какие способы размножения организмов вы знаете? В чем их главное отличие? (ответы учащихся)

- Давайте выясним, какой информацией о способах размножения вы владеете. Первому ряду я предлагаю дать характеристику бесполого размножения по плану (план на доске):

1. Какие клетки участвуют?

2. Какие процессы лежат в основе?

3. Сколько родителей участвует?

4. Какие потомки образуются в сравнении с родителями?

5. Как быстро происходит?

- Второй ряд характеризует половое размножение по этому же плану. И третьему ряду предлагаю определить, какие способы размножения использует человек при разведении земляники, пшеницы, томатов, картофеля? Можете работать в парах, у вас всего 3 минуты.

Озвучивание результатов работы

Постановка проблемы и организация проекта

Цель: вызов затруднения, определение совместно с учащимися цели проекта

(фронтальная беседа)

- Скажите, пожалуйста, какой же способ размножения эффективней? (половое, так как…) Почему же тогда не исчез бесполый способ? (???) Это неоднозначный вопрос, и я предлагаю его в качестве основополагающего вопроса проекта. Но прежде уточним, как вы понимаете слово «эффективный»? (варианты)

- В словаре иностранных слов эффективный трактуется как имеющий какой-то эффект, результат, то есть результативный. Что мы будем считать результатом размножения? (количество потомков)

- А если большинство потомков не доживают до периода размножения, то можно считать такое размножение результативным в целом для вида? Так что же мы будем понимать под результатом размножения? (количество жизнеспособных плодовитых потомков)

- Итак, давайте, определим цель нашего проекта (цель: выяснить ответ на основополагающий вопрос...)

- Как дальше организовать проект? (разбиться на группы и определить тему работы для каждой группы)

- Давайте подробнее остановимся над темами (варианты)

Варианты: 1. В каких случаях бесполое размножение эффективней?

2. В каких случаях половое размножение эффективней?

  1. В каких случаях человек использует для разведения организмов бесполое размножение, а когда половое?

  2. Клонирование человека: за и против

- Итак, мы определили вопросы для каждой группы, осталось поделиться на группы. Я предлагаю вам немного размяться: подойдите ко мне с ручкой и тетрадью, возьмите номер группы и пройдите за соответствующий стол и выполните предложенное на листочке задание (задание на листе: найдите слово или словосочетание, которое объединяло бы вас и/или отличало бы вас от других групп). Выступление групп (записать название групп на доске напротив вопросов)

Организация работы в группах

Цель: определение цели и задач работы учащимися (групповая и фронтальная работа)

- Мы начинаем работу в группах. Скажите, с чего начнете? (определить цели и задачи) У вас 5 минут сформулировать и записать в тетради цель и задачи работы в группе. Обсуждение

- Вы определили цель и задачи работы группы. Это самый сложный и самый важный этап. Почему это самый важный этап? (определяет весь дальнейший ход) Каким будет ваше домашнее задание? (поиск и анализ информации, необходимой для ответа на вопрос) Итак, домашнее задание уже записано у вас в тетради

Подведение итогов урока (рефлексия)

Цель: оценка учащимися и учителем достижения цели урока

- Как вы считаете, удалось ли нам организовать сегодня работу по проекту и почему?

- Скажите, сегодня на уроке было легче или труднее сформулировать цель, задачи работы, чем в первый раз?

- Какие затруднения возникли лично у вас? Что понравилось?

Оценка работы класса учителем (отметить готовность или неготовность учащихся работать в группе, организованной случайным образом, а не только с друзьями как в прошлом проекте).