СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 11 классе на тему "Народно-поэтическая основа лирики С. А. Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока представлен композиционный анализ народных иесен и ранних стихотворений С. А. Есенина.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему "Народно-поэтическая основа лирики С. А. Есенина"»



Тема: Народно-поэтическая основа лирики С. А. Есенина

Урок литературы в 11 классе

Учитель: Бадмаева Наталья Викторовна

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с народно-поэтической основой лирики

С. А. Есенина на примере стихотворений «Под венком лесной ромашки…» (1911), «В хате» (1914), «Берёза» (1918); привести учащихся к пониманию фольклорно-песенного начала в творчестве поэта.

Развивающая: совершенствовать читательскую и культуроведческую компетенции учащихся, развивать коммуникативную и речевую компетенции.

Воспитывающая: формировать эстетические компетенции учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация «Константиново», художественные тексты, тексты русских народных песен.

Ход урока:



Моя лирика жива

одной большой любовью,

любовью к Родине.

С .А .Есенин



1.Организационный момент. Учитель напоминает учащимся, что им до урока было дано предварительное задание: прочитать ранние стихотворения Есенина, познакомиться с историей рода поэта.

2.Подготовка к изучению материала.

Учитель: «Поэзия Сергея Александровича Есенина наполнена глубокой сыновней любовью к Родине и не только к большой Руси, но и к «дому с голубыми ставнями», в котором он родился и вырос».

Учитель задаёт проблемный вопрос: «Каким образом проявилось народно-поэтическое начало в ранних стихотворениях Есенина».

Класс, предварительно разделившийся на 3 учебные группы, приступает к работе.

3.Работа в группах.

Первая группа.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Под венком лесной ромашки…» (1911). Далее учащиеся слушают аудиозапись народной русской песни «Потеряла я колечко».

Под венком лесной Потеряла я колечко Где девался тот цветочек,

ромашки Сокрушилося сердечко Что долину украшал,

Я строгал, чинил челны, Взволновалась в сердце Где мой миленький

Уронил кольцо милашки кровь, дружочек,

В струи пенистой волны. Потеряла я колечко, Что словами обольщал?

Потеряла я любовь. Обольщал милый

Лиходейная разлука, Я по этом по колечке словами,

Как коварная свекровь. Буду плакать-горевать, Уговаривал всегда:

Унесла колечко щука, По любезном по дружочке Не плачь, девица,

С ним - милашкину любовь. Поневоле тосковать. слезами,

Я по бережку гуляла, Не покину никогда.

Не нашлось моё колечко, По долинушке прошла; Мил уехал и оставил

Я пошёл с тоски на луг, Там цветочек я искала, Мне малютку на руках,

Мне вдогон смеялась речка: Но цветочек не нашла Обесчестил, обесславил,-

«У милашки новый друг». Много цветиков пригожих, Жить заставил в сиротах.

Да цветочки всё не те Как взгляну я на

Не пойду я к хороводу: Всё цветочки непохожи сыночка,

Там смеются надо мной, По заветной красоте. Вся слезами обольюсь,

Повенчаюсь в непогоду Непохожи на те очи, Пойду с горя к быстрой

С перезвонною волной. Что любовью говорят, речке

Что, как звёзды полуночи, Я, сиротка, утоплюсь.

Ясно блещут и горят. Нет уж Бог один

свидетель,

Полагаюсь на него

Мне не жаль тебя,

мучитель,

Жаль малютку твоего.









Учащиеся выполняют сравнительный композиционный анализ стихотворения и песни.

Примерный сравнительный композиционный анализ стихотворения Есенина «Под венком лесной ромашки…» и русской народной песни «Колечко».

Элементы анализа

Стихотворение Есенина

Песня

1

Характеристика лирического героя

Деревенский плотник, чиня лодку на берегу реки нечаянно обронил «кольцо милашки в струи пенистой волны». Лирический герой тоскует, страдает.

Девушка, мечтающая о замужестве, потеряла колечко; милый уехал, «обесчестил, обесславил», оставил сыночка.

Лирическая героиня тяжело переживает разлуку с любимым.

2

Композиция текста:

  • На какие части делится?











  • Ключевые слова и их тематические словесные ряды.

Стихотворение состоит из четырёх строф.

Каждое четверостишие рассказывает р развитии сюжета:

1 – «уронил кольцо милашки»;

2 – «унесла колечко щука»;

3 – «не нашлось моё колечко»;

4 – останусь один, потому что «не пойду я к хороводу: там смеются надо мной».






«Уронил» - «разлука» - «унесла» - «не нашлось» - «с тоски» - «не пойду». Весь словесный ряд показывает растерянность лирического героя, его одиночество, потеря кольца – это и потеря «милашки».

Песня делится на десять куплетов – четверостиший:

1,2 – «потеряла я колечко»;

3,4 – лирическая героиня ищет утешения у природы: «там цветочек я искала»;

5,6 – она вспоминает своего «миленького дружочка»;

7,8 – обвиняет его в том, что он бросил её и малютку на руках»;

9,10 – лирическая героиня в отчаянии: «пойду с горя к быстрой речке я сиротка утоплюсь», но мысли о сыне останавливают её.


«Потеряла» - «плакать - горевать» - «токовать» - «обесчестил, обесславил» - «слезами обольюсь».

Происходит нагнетание ситуации, лирическая героиня в конце песни забывает своего «мучителя».

3

Тропы и фигуры

Поэт использует сравнения «как коварная любовь», олицетворения «смеялась речка», авторские эпитеты «лиходейная любовь», «перезвонною волной».

В песне мы находим сравнения «как звёзды полуночи», народно-поэтические эпитеты «пригожих», «по любезном»…



Вторая группа.

Учащиеся работают над стихотворением «В хате».

Пахнет рыхлыми драченами; Квохчут куры беспокойные

У порога в дёжке квас, Над оглоблями сохи,

Над печурками точеными На дворе обедню стройную

Тараканы лезут в паз. Запевают петухи.



Вьется сажа над заслонкою, А в окне на сени скатые,

В печке нитки попелиц, От пугливой шумоты,

А на лавке за солонкою – Из углов щенки кудлатые

Шелуха сырых яиц. Заползают в хомуты.



Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(1914)



Автор изображает нравы и обычаи рязанских «мужиков и баб», их быта, их чувств с помощью соответствующего языкового выражения: в есенинских стихах немало местных рязанских слов – диалектизмов.

Ученики выписывают незнакомые слова и работают со словарём, заранее заготовленным учителем.

А на лавке за солонкою шелуха сырых яиц.

Что такое солонка? Солонка в деревенской хате – это большая деревянная миска, которая наполнена крупной, грубого помола серой солью, обычно стояла на лавке у обеденного стола.

Третья группа.

Учащиеся работают над стихотворением «Береза» (1918)

Белая береза И стоит береза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.



На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

(1913)

Особенно часто поэт обращается к образу, который олицетворяет собой русскую природу – образу березы. В народном творчестве часто встречаются условно-символические обозначения деревьев: дуб – в русской культуре символ мужского начала, символ большой Родины; сосна – символ бессмертия; береза – символ женского начала у славян, символ родного края (малая родина), девичья чистота. У Есенина береза – «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд.



Очеловечивание природы – прием издавна известный народному творчеству. Но у Есенина мы находим дальнейшую конкретизацию этого поэтического приёма – природа способна поступать, как человек.

Выписать из стихотворения тропы, характерные для народно - поэтической речи.

4.обобщение.

Группы представляют итоги своих исследований.

Первая группа отмечает, что Есенин отказывается от поверхностной стилизации русских народных песен, творчески осмысливая художественные богатства фольклора, придавая им своеобразный поэтический характер.

Вторая группа приходит к выводу, что диалектизмы активно живут в поэтическом слове Есенина. По-особому вплетённые в ткань стихотворной речи, они помогают создать неповторимый творческий почерк поэта.

Третья группа выяснила, что в народном творчестве чаще всего олицетворяются стихийные силы природы (вьюга злится, ветер гуляет), то в поэзии Есенина этот поэтический прием конкретизируется: поэт говорит о березе, как можно говорить только о человеке.

5.Подведение итогов.

Группы анализируют собственную деятельность, отмечают, что нового узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников.

6.Задание на дом:

1.Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина.

2.Написать эссе «Мое любимое стихотворение Есенина».

Литература:

1.Санжажаева Г.С., Казарцева И.В., Пашина Н.В. Постижение лирики (Готовимся к ЕГЭ по литературе). – г. Улан-Удэ, 2007.

2.Жбанкова Т.С. Диалектизмы в поэзии С.А.Есенина. – РЯШ,1995,№5.