Актуализация знаний. | Прослушайте два звуковых отрывка, определите с чем они связаны, назовите основные понятия и сформулируйте тему урока. «Завывание вьюги» «Хруст снега под ногами при морозе» В какой пословице соедилились оба эти слова? «Сошлись два друга – мороз да вьюга» Что означает эта пословица? 1. Прямой смысл: эта пословица подразумевает, что вьюга всегда сопровождается морозом, они вместе идут как погодные явления. | Определяют звуковые отрывки | Вспоминают полученные ранее знания о ветре на уроках окружающего мира. | Коммуникативные: строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение. |
3. Постановка учебной задачи (Формулирование темы урока.) | Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Давайте определим цель урока. - Выберите фразеологизмы, которые необходимы нам для усвоения темы урока. Объясните значение этих фразеологизмов. «Бить баклуши», «смотреть в оба», «ловить ворон», «слушать в два уха», «думать своей головой», «слушать краем уха», «работать не покладая рук», «зарубить себе на носу». - Я надеюсь, что вы будете стараться грамотно и аккуратно писать, слушать и понимать учителя и своих одноклассников, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы. | Самостоятельно определяют цель и задачи урока Формулируют тему урока | Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в речи | Регулятивные: целеполагание коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач. |
4.«Открытие» учащимися новых знаний | Словарно-орфографическая работа Поземка, пурга, метель, вьюга, перенова, мороз, веялица -Что это за слова записаны на доске? Почему они собраны в одну группу? - Какой общей темой они объединены? -Какое слово из этой цепочки можно выделить? По какому признаку? - Что это за согласный, требующий проверки? - Почему так получается, что звук слышится один, а буква пишется другая? - В каких случаях это происходит? Итак, вы доказали, что лишнее слово в цепочке слов – это слово мороз. Дома вы должны были подобрать фразеологизмы, пословицы и поговорки со словом мороз, объяснить их значение. Проверим домашнее задание. - «Мороз по коже» - стало страшно, очень сильно испугался. «Сморозить чушь» – сказать глупость. На молодежном сленге слово морозить означает «нести чепуху». Где вы нашли эту информацию? Какими источниками пользовались? Сегодня мы продолжим работать с лексическим значением слов, будем работать с текстами, строить устные и письменные высказывания. Откройте учебник на с. 31, упр. 8. Прочитаем текст Б.Петров «Морозные слова»(Приложение 1) Как вы понимаете смысл последнего предложения? Какие слова автор называет морозными? Почему? Выпишите в тетрадь «морозные слова». Что общего у них? Как их назвать одним словом? Продолжим работать с текстом. Работа в паре: 1.Выписать из текста толкование значения слова иней. 2.Найдите в тексте и запишите в тетрадь все однокоренные слова к слову изморозь. 3.В Толковом словаре В.И.Даля есть слово кухта со значением «косматый иней на деревьях». Каким словом назван такой иней в тексте? 4.Рассмотрите картинки. Определите, где изображены иней, изморозь и куржак. В тетради напиши номер картинки и ее название. Какую новую информацию узнали из задания 3? Проверка задания по критериям: 1.Найдено верное толкование слова 2.Выписаны однокоренные слова 3.Верно соотнесены картинки с названием. | Объясняют значения слов. У: - В этой цепочке словарные слова. У: - Они объединены общей темой «Зима». У: - Все слова с безударным непроверяемым гласным и только одно слово с парным согласным, требующим проверки. Это слово мороз. У: - Буква З обозначает звук (с), так как стоит в слабой позиции. Это согласный, глухой, парный звук. В данном слове он твердый, потому что стоит в конце слова. У - Это происходит, когда согласный находится в конце слова, в середине слова перед согласным. Чтобы убедиться в правильности написания буквы, нам нужно проверить орфограмму. У - «Мороз по коже» - стало страшно, очень сильно испугался. «Сморозить чушь» –сказать глупость. На молодежном сленге слово морозить означает «нести чепуху». Мороз невелик, да стоять не велит. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Сошлись два друга – мороз да вьюга. В словарях, интернете, спросили у родителей. Строят свои высказывания Работа в паре. Оценить работу товарищей. | Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы | Познавательные: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, Осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные : строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение Познавательные: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, Осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные : строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение |
7. Применение полученных знаний | С каким словом мы поработали? Вспомните тему урока. Эта пословица имеет метафорический смысл: так можно сказать о двух людях, у которых одинаковый или похожий характер, что и делает дружбу интересной. О людях с одинаковым темпераментом и интересами. Как называет этот текст автор? (Звукописный) Люди какой профессии создают звуковые произведения? А цветные? Могут ли быть схожие интересы у людей этих профессий? Заглянем в творческую мастерскую. Какой зимний месяц идет? Познакомимся с рассказом Н.Сладкова «Февраль» (Приложение 2). Каким синонимом заменил автор слово «вьюга»? Для создания текста автор использовал слова разных частей речи. Какие части речи помогают описывать предметы? А показывать действия? Я предлагаю вам поработать в группах с рассказом. Мы попробуем его озвучить и нарисовать. Вспомните порядок работы в группе. (Дети объединятся в группы по 4 человека. Учитель предлагает раздаточный материал). Каждой группе нужно выписать слова, с помощью которых композитор услышит звуки, художник возьмет цвета? Составьте 2-3 предложения с выписанными словами. Работа в группах. Проверка задания. Оценивание работы товарищей. | Ученики отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы. Читают задание. Понимают план выполнения, распределят между собой слова. Работают с информацией (отрывки из текстов и фотографиями). Зачитывают информацию, составленную самостоятельно (по одному человеку от группы).Оценивают работу одноклассников.(остальные работы подписывают и сдают учителю). Работают с текстом упражнения, выбирают подходящие для описания вьюги имена прилагательные и глаголы. Составляют и записываю предложение. Оценивание работы товарищей. | Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, применять полученные знания, слушать, наблюдать, делать выводы | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной формах. Осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Коммуникативные: строят правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение. Регулятивные: осуществляют поиск необходимой информации, Выбирают слова, составляют предложения |
8. Рефлексия. Итог урока. | - Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Достигли ли мы цели урока? Итог совместной работы в виде схемы-снежинки Сегодня мы - Оцените свои успехи: Выберите «фразиологизм», который характеризует вашу работу на уроке -«хлопать ушами» -«шевелить мозгами» - «краем уха» - «витать в облаках» -«работать не покладая рук» - «войти во вкус» Кому из одноклассников хотели бы выразить благодарность за сотрудничество? Оценить работу учеников. | Анализируют собственную деятельность на уроке. | Научатся определять свои успехи по изученной теме. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке |