СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 3 классе по теме: «Сошлись два друга – мороз да вьюга» по предмету Родной русский язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: научатся распознавать слова, называющие природные явления: образные названия снега; находить имена прилагательные и глаголы, которые подходят для описания снега; составлять предложения по теме урока.

Регулятивные:  уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия, строить устные высказывания с учетом учебной задачи; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; формирование умения поиска информации в учебнике,  словарях; умение работать с текстом; обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями одноклассников, находить неточности и корректировать их.

Личностные УУД: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; контролировать процесс и результат своей деятельности; развитие эстетических  чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 3 классе по теме: «Сошлись два друга – мороз да вьюга» по предмету Родной русский язык.»

Урок в 3 классе по теме: «Сошлись два друга – мороз да вьюга» по предмету Родной русский язык.


Предмет: родной русский язык

Класс: 3 класс,

УМК: «Гармония»



Тема

Сошлись два друга – мороз да вьюга

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель

Познакомить со словами, называющими природные явления: образные названия снега.

Планируемые результаты обучения

Предметные: научатся распознавать слова, называющие природные явления: образные названия снега; находить имена прилагательные и глаголы, которые подходят для описания снега; составлять предложения по теме урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия, строить устные высказывания с учетом учебной задачи; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; формирование умения поиска информации в учебнике, словарях; умение работать с текстом; обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.

Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями одноклассников, находить неточности и корректировать их.

Личностные УУД: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; контролировать процесс и результат своей деятельности; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Основные понятия

Мороз, иней, изморозь, куржак, кухта.


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник «Русский родной язык», 3 класс, О.М.Александрова и др. – М: «Просвещение», 2019.


  • Раздаточный материал для работы в группах.



  • Презентация к уроку



  • Аудиозапись «Вьюга», «Хруст снега под ногами», инструментальная музыка «Вьюга и вальс снежинок»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу


Мотивация к учебной деятельности


  1. Актуализация знаний.



Прослушайте два звуковых отрывка, определите с чем они связаны, назовите основные понятия и сформулируйте тему урока.

  1. «Завывание вьюги»

  2. «Хруст снега под ногами при морозе»

В какой пословице соедилились оба эти слова?

«Сошлись два друга – мороз да вьюга»

Что означает эта пословица?

1. Прямой смысл: эта пословица подразумевает, что вьюга всегда сопровождается морозом, они вместе идут как погодные явления.


Определяют звуковые отрывки










Вспоминают полученные ранее знания о ветре на уроках окружающего мира.

Коммуникативные: строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение.

3. Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока.)



Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Давайте определим цель урока.

- Выберите фразеологизмы, которые необходимы нам для усвоения темы урока. Объясните значение этих фразеологизмов.

«Бить баклуши», «смотреть в оба», «ловить ворон», «слушать в два уха», «думать своей головой», «слушать краем уха», «работать не покладая рук», «зарубить себе на носу».

- Я надеюсь, что вы будете стараться грамотно и аккуратно писать, слушать и понимать учителя и своих одноклассников, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.

Самостоятельно определяют цель и задачи урока

Формулируют тему урока





Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в речи




Регулятивные: целеполагание

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач.

4.«Открытие» учащимися новых знаний




Словарно-орфографическая работа

Поземка, пурга, метель, вьюга, перенова, мороз, веялица

-Что это за слова записаны на доске? Почему они собраны в одну группу?

- Какой общей темой они объединены?

-Какое слово из этой цепочки можно выделить? По какому признаку?

- Что это за согласный, требующий проверки?

- Почему так получается, что звук слышится один, а буква пишется другая?

- В каких случаях это происходит?







Итак, вы доказали, что лишнее слово в цепочке слов – это слово мороз. Дома вы должны были подобрать фразеологизмы, пословицы и поговорки со словом мороз, объяснить их значение. Проверим домашнее задание.

- «Мороз по коже» - стало страшно, очень сильно испугался.

«Сморозить чушь» – сказать глупость. На молодежном сленге слово морозить означает «нести чепуху».







Где вы нашли эту информацию? Какими источниками пользовались?

Сегодня мы продолжим работать с лексическим значением слов, будем работать с текстами, строить устные и письменные высказывания.

Откройте учебник на с. 31, упр. 8. Прочитаем текст Б.Петров «Морозные слова»(Приложение 1)

Как вы понимаете смысл последнего предложения? Какие слова автор называет морозными? Почему?

Выпишите в тетрадь «морозные слова». Что общего у них? Как их назвать одним словом?

Продолжим работать с текстом.

Работа в паре:

1.Выписать из текста толкование значения слова иней.

2.Найдите в тексте и запишите в тетрадь все однокоренные слова к слову изморозь. 


3.В Толковом словаре В.И.Даля есть слово кухта со значением «косматый иней на деревьях». Каким словом назван такой иней в тексте?

4.Рассмотрите картинки. Определите, где изображены иней, изморозь и куржак. В тетради напиши номер картинки и ее название.

Какую новую информацию узнали из задания 3?

Проверка задания по критериям:

1.Найдено верное толкование слова

2.Выписаны однокоренные слова

3.Верно соотнесены картинки с названием.



Объясняют значения слов.

У: - В этой цепочке словарные слова.

У: - Они объединены общей темой «Зима».

У: - Все слова с безударным непроверяемым гласным и только одно слово с парным согласным, требующим проверки. Это слово мороз.

У: - Буква З обозначает звук (с), так как стоит в слабой позиции. Это согласный, глухой, парный звук. В данном слове он твердый, потому что стоит в конце слова.

У - Это происходит, когда согласный находится в конце слова, в середине слова перед согласным. Чтобы убедиться в правильности написания буквы, нам нужно проверить орфограмму.

У - «Мороз по коже» - стало страшно, очень сильно испугался.

«Сморозить чушь» –сказать глупость. На молодежном сленге слово морозить означает «нести чепуху».

Мороз невелик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

В словарях, интернете, спросили у родителей.

Строят свои высказывания


Работа в паре.













Оценить работу товарищей.

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные:

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


Коммуникативные : строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение






Познавательные:

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме,

Осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


Коммуникативные : строят правильные речевые высказывания , формулируют и аргументируют собственное мнение

5.Физминутка


Гимнастика для глаз «Снежинка»

Игра « Снежинки, сосульки, сугробы»

- Если я говорю «снежинки» вы кружитесь, «сосульки»- обе руки вверх, «сугробы»- садитесь.






Ученики выполняют действия согласно игре

.


Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7. Применение полученных знаний












С каким словом мы поработали? Вспомните тему урока.

Эта пословица имеет метафорический смысл: так можно сказать о двух людях, у которых одинаковый или похожий характер, что и делает дружбу интересной. О людях с одинаковым темпераментом и интересами.


Как называет этот текст автор? (Звукописный)

Люди какой профессии создают звуковые произведения?

А цветные? Могут ли быть схожие интересы у людей этих профессий?

Заглянем в творческую мастерскую. Какой зимний месяц идет? Познакомимся с рассказом Н.Сладкова «Февраль» (Приложение 2). Каким синонимом заменил автор слово «вьюга»?

Для создания текста автор использовал слова разных частей речи. Какие части речи помогают описывать предметы? А показывать действия? Я предлагаю вам поработать в группах с рассказом. Мы попробуем его озвучить и нарисовать.

Вспомните порядок работы в группе.

(Дети объединятся в группы по 4 человека. Учитель предлагает раздаточный материал). Каждой группе нужно выписать слова, с помощью которых композитор услышит звуки, художник возьмет цвета?





Составьте 2-3 предложения с выписанными словами.

Работа в группах.




Проверка задания. Оценивание работы товарищей.














Ученики отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы.






Читают задание. Понимают план выполнения, распределят между собой слова. Работают с информацией (отрывки из текстов и фотографиями). Зачитывают информацию, составленную самостоятельно (по одному человеку от группы).Оценивают работу одноклассников.(остальные работы подписывают и сдают учителю).

Работают с текстом упражнения, выбирают подходящие для описания вьюги имена прилагательные и глаголы.

Составляют и записываю предложение.



Оценивание работы товарищей.


Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, применять полученные знания, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные:

осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной формах. Осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные: строят правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.

Регулятивные: осуществляют поиск необходимой информации, Выбирают слова, составляют предложения

8. Рефлексия.

Итог урока.


- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы цели урока?


Итог совместной работы в виде схемы-снежинки





Сегодня мы











- Оцените свои успехи:

Выберите «фразиологизм»,

который характеризует вашу работу на уроке

-«хлопать ушами»

-«шевелить мозгами»

- «краем уха»

- «витать в облаках»

-«работать не покладая рук»

- «войти во вкус»

Кому из одноклассников хотели бы выразить благодарность за сотрудничество?


Оценить работу учеников.


Анализируют собственную деятельность на уроке.










Научатся определять свои успехи по изученной теме. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Личностные: самоконтроль,

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

9. Домашнее задание на выбор


А)Придумать двустишья, используя рифмы:

Очень сильно щиплет нос…

У метели есть подруга…

Б)Придумать сказку по теме «Сошлись два друга – мороз да вьюга»










Приложение 1

Петров Б.М. Морозные слова

Утром все кусты по краю поля были опушены мороз­ным инеем...Между прочим, сказал я сейчас неправильно: есть иней, а есть изморозь, и это разные вещи.

В конце осени бывает: на рассвете вся трава белая, словно за ночь поседела. Значит, лег на поляны первый иней — застывшая роса. Он нежный и пушистый, в нем от настоящего мороза ничего нет. А изморозь сверкает и серебрится на ветвях звонким зимним утром после трескучей ночи.

Мороз—сердитое, крутое слово, правда? Изморозь - порождение мороза, но она легкая и красивая. Прислу­шайтесь: из-мо-розь. Морозные звуки сохранились, но стали мягче и тоньше. Потому что одно дело—сам вое­вода Мороз, береги уши и нос, совсем другое — измо­розь, тонкое искрящееся украшение на березовых вет­вях. Если же деревья тяжело увешаны мохнатой белой бахромой, сибиряки говорят:

— Экий куржак понавешало.

Иней — как бы тонкий пуховый платок-паутинка, из­морозь — серебряное кружево, а куржак — мохнатая морозная шаль. Куржак — тоже слово крепкое мороз­ное, даже, кажется, щеки пощипывает.

Какой у нас язык — звукописный!




Приложение 2

Н.Сладков Февраль

Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся голубые вихри за санями, машинами, кружат серебристые хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом − снеговорот. Над каждой елью − белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

Игра «В снежки»

- Предлагаю игру « В снежки». Я кину вам этот снежный ком, а вы с ответом обратно.

- Мне нравится снег искристый, сверкающий, переливающийся всеми цветами радуги.

-А вам? (липкий, пушистый, рыхлый, колючий, сухой, свежевыпавший, чистый, ослепительный, скрипучий, холодный, плотный, белый)

-А что такое снежная пыль?

(Снежная пыль- метель, пурга, позёмка, вьюга)

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Придумать двустишья, используя рифмы:

Пришла зима, а с ней мороз нам

Очень сильно щиплет нос…

У метели есть подруга

В серебристом платье вьюга.