СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся со средствами художественного изображения разными методами и приемами

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему Изобразительно-выразительные средства языка»

незаметные     простые 5 А класс доверчивые счастливые   маленькие  скромные

незаметные

простые

5 А класс

доверчивые

счастливые

маленькие

скромные

I Создание коллаборативной среды Приветствие Игра «У оленя дом большой» Объединение в группы «Собери картинку». 1-ая группа «Осень», 2-ая группа «Зима», 3-я группа «Лето».

I Создание коллаборативной среды

  • Приветствие
  • Игра «У оленя дом большой»
  • Объединение в группы «Собери картинку». 1-ая группа «Осень», 2-ая группа «Зима», 3-я группа «Лето».
Приклеить картинки на А4 и написать по одному четверостишию или загадку. Кто знает верную примету Высоко солнце, значит лето. А если холод, снег и тьма. И солнце низко, то …. Обменяйтесь заданиями.

Приклеить картинки на А4 и написать по одному четверостишию или загадку.

Кто знает верную примету

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, снег и тьма.

И солнце низко, то ….

Обменяйтесь заданиями.

  I этап «Стадия вызова» Организация «Ситуации успеха»   

 

I этап «Стадия вызова»

Организация

«Ситуации успеха»  

Пятнадцатое января Классная работа Тема: “Изобразительно –выразительные средства языка”.

Пятнадцатое января

Классная работа

Тема: “Изобразительно –выразительные средства языка”.

       Актуализация опорных знаний. Формирование информационной компетенции – извлечение первичной информации. 1. Какие средства необходимы строителю, чтобы построить дом? 2. А что нужно художнику, чтобы нарисовать картину? 3. Кого ещё можно назвать художником? 4. Какую роль играют эти слова? 5. Что вы сегодня хотите узнать? Вывод: И наверное, у этих слов есть особое название. Обратите внимание на тему урока.

Актуализация опорных знаний. Формирование информационной компетенции – извлечение первичной информации.

  • 1. Какие средства необходимы строителю, чтобы построить дом?
  • 2. А что нужно художнику, чтобы нарисовать картину?
  • 3. Кого ещё можно назвать художником?
  • 4. Какую роль играют эти слова?
  • 5. Что вы сегодня хотите узнать?
  • Вывод: И наверное, у этих слов есть особое название. Обратите внимание на тему урока.
Картина Красками  В ИЗО В литературе Словами Карандашами Фломастером

Картина

Красками

В

ИЗО

В литературе

Словами

Карандашами

Фломастером

Целевое самоопределение. Аспект – целеполагание и планирование. Цель: Хорошо, если бы я... - узнал (а)... - научился (лась)...

Целевое самоопределение. Аспект – целеполагание и планирование.

Цель:

Хорошо, если бы я...

  • - узнал (а)...
  • - научился (лась)...
II этап «Стадия осмысления» Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы.

II этап «Стадия осмысления»

  • Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы.
Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы. Давайте поиграем. Угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь? (пахучая, колючая, с шипами, благоухающая, ароматная). Итак, 1 группа называете свойства, а другие угадывают. Вывод: При помощи каких слов мы выделили свойства признаки времён года?

Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы.

  • Давайте поиграем. Угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь? (пахучая, колючая, с шипами, благоухающая, ароматная).
  • Итак, 1 группа называете свойства, а другие угадывают.
  • Вывод:
  • При помощи каких слов мы выделили свойства признаки времён года?

Модель ответа – постера (кластер) ароматная благоухающая Роза колючая пахучая с шипами

Модель ответа – постера (кластер)

ароматная

благоухающая

Роза

колючая

пахучая

с шипами

Организация поиска  новых знаний ?

Организация поиска новых знаний

  • ?
«Жучок». В желтке ромашки жил жучок, Смешной, смотрите сами: Такой потешный мужичок С короткими усами. Ромашка в вазочке стоит, А в вазочке – вода, Жучок на острове сидит – Не выйти никуда! С неделю в комнате моей Ромашка простояла, И хоть менял я воду ей, Но всё ж она завяла! Цветок я выбросил в траву Упал он на бочок. Ура! Свободен! Вновь живу! – Сказал жучкам жучок. - Как вы выполняли это задание?

«Жучок».

В желтке ромашки жил

жучок,

Смешной, смотрите сами:

Такой потешный мужичок

С короткими усами.

Ромашка в вазочке стоит,

А в вазочке – вода,

Жучок на острове сидит –

Не выйти никуда!

С неделю в комнате моей

Ромашка простояла,

И хоть менял я воду ей,

Но всё ж она завяла!

Цветок я выбросил в траву

Упал он на бочок.

  • Ура! Свободен! Вновь живу!
  • – Сказал жучкам жучок.

- Как вы выполняли это задание?

Организация поиска новых знаний. Формирование компетенции разрешения проблем, аспект – поиск и разрешение проблемы. Задание А: 1. Прочитайте стихотворение Чижикова «Жучок». Найдите в стихотворении слова, помогающие представить картину. Что это за слова? Задание Б: 2. Встречаются ли здесь слова, которые выражают отношение автора? 3. По каким признакам мы будем определять средства художественного изображения ?

Организация поиска новых знаний. Формирование компетенции разрешения проблем, аспект – поиск и разрешение проблемы.

  • Задание А:
  • 1. Прочитайте стихотворение Чижикова «Жучок».
  • Найдите в стихотворении слова, помогающие представить картину. Что это за слова?
  • Задание Б:
  • 2. Встречаются ли здесь слова, которые выражают отношение автора?
  • 3. По каким признакам мы будем определять средства художественного изображения ?
Задание Г: 4. Какой жучок жил в ромашке? 5. К какой части речи относятся слова-описания? 6. Можно ли назвать прилагательные, помогающие создать художественный образ, средством художественного изображения? 7. Попробуйте из всего сказанного вывести словесное описание нового понятия. (прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения)
  • Задание Г:
  • 4. Какой жучок жил в ромашке?
  • 5. К какой части речи относятся слова-описания?
  • 6. Можно ли назвать прилагательные, помогающие создать художественный образ, средством художественного изображения?
  • 7. Попробуйте из всего сказанного вывести словесное описание нового понятия. (прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения)
Задание Д: 8. Изобрази своё знание графически, т.е. составь модель. Формирование информационной компетенции – первичная обработка информации, перевод текстовой информации в графическую.
  • Задание Д:
  • 8. Изобрази своё знание графически, т.е. составь модель.
  • Формирование информационной компетенции – первичная обработка информации, перевод текстовой информации в графическую.
Описание нового знания. Прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения.

Описание нового знания.

Прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения.

Модельный ответ Вывод: Образные выражения, выраженные прилагательными, помогающие представить картину – это ЭПИТЕТЫ. Они всегда необычные, неожиданные, с помощью них автор выражает своё отношение.  смешной выражает симпатию, нежность, иронию автора Жучок потешный эпитеты с короткими усами

Модельный ответ

  • Вывод: Образные выражения, выраженные прилагательными, помогающие представить картину – это ЭПИТЕТЫ. Они всегда необычные, неожиданные, с помощью них автор выражает своё отношение.

смешной

выражает симпатию, нежность, иронию автора

Жучок

потешный

эпитеты

с короткими усами

Образные выражения, выраженные прилагательными , помогающие нам представит ь описанную картину - это эпитеты – образное, художественное определение.  Эпитеты всегда необычные, неожиданные определения. С помощью эпитетов автор выражает свое отношение к тому, что описывает.

Образные выражения, выраженные

прилагательными , помогающие нам представит ь описанную картину - это эпитеты – образное, художественное определение.

Эпитеты всегда необычные, неожиданные определения. С помощью эпитетов автор выражает свое отношение к тому, что описывает.

Применение в практической деятельности. Аспект – оценка результата деятельности, оценка собственного продвижения в знаниях. Я попрошу вас создать опорный конспект, используя метод кластера и диаграмму Венна.

Применение в практической деятельности. Аспект – оценка результата деятельности, оценка собственного продвижения в знаниях.

  • Я попрошу вас создать опорный конспект, используя метод кластера и диаграмму Венна.
Кластер художественное определение заряжают настроением Эпитеты передают отношение автора яркие прилагательные, которые выделяют свойства, качества

Кластер

художественное определение

заряжают настроением

Эпитеты

передают отношение автора

яркие прилагательные, которые выделяют свойства, качества

Диаграмма Венна

Диаграмма Венна

Средства художественного изображения   Эпитет  Олицетворение  Прил .+ сущ.  Это средство художественной выразительности, в котором прилагательное употреблено в переносном значении. Гл. + сущ.  Это средство художественной выразительности, в котором глагол употреблен в переносном значении.

Средства художественного изображения

Эпитет

Олицетворение

Прил .+ сущ.

Это средство художественной выразительности, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

Гл. + сущ.

Это средство художественной выразительности, в котором глагол употреблен в переносном значении.

Эффективные вопросы Какие прилагательные могут быть эпитетами? Какой частью речи бывают эпитеты ? Можно ли назвать прилагательные, помогающие нарисовать любую картину, средством художественного изображения или понять отношение автора к тому, что он изображает ?

Эффективные вопросы

  • Какие прилагательные могут быть эпитетами?
  • Какой частью речи бывают эпитеты ?
  • Можно ли назвать прилагательные, помогающие нарисовать любую картину, средством художественного изображения или понять отношение автора к тому, что он изображает ?
Дифференцированные задания АВС
  • Дифференцированные задания АВС
Задание №1. Составить 4 предложения с эпитетами описания осеннего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака. Задание №2. Составить 4 предложения с эпитетами описания зимнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака. Задание №2. Составить 4 предложения с эпитетами описания летнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.    Дескрипторы: Обучающийся: Составляет эпитеты к словам солнце, деревья, облака.
  • Задание №1.
  • Составить 4 предложения с эпитетами описания осеннего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
  • Задание №2.
  • Составить 4 предложения с эпитетами описания зимнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
  • Задание №2.
  • Составить 4 предложения с эпитетами описания летнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
  • Дескрипторы:
  • Обучающийся:
  • Составляет эпитеты к словам солнце, деревья, облака.
Критериальное оценивание Задание «Времена года!» Определить, что характерно для каждого времени года? Составить 4 -6 предложений о своем времени года и чем занимается человек в это время, описать погоду. Используя эпитеты. Критерии Составляет рассказ о временах года, использует эпитеты. Дескрипторы 1.Определяет признаки времени года. 2.Сравнивает деятельность людей в разное время года. 3.Описывает погоду, используя эпитеты.

Критериальное оценивание

  • Задание «Времена года!»
  • Определить, что характерно для каждого времени года? Составить 4 -6 предложений о своем времени года и чем занимается человек в это время, описать погоду. Используя эпитеты.

Критерии

Составляет рассказ о временах года, использует эпитеты.

Дескрипторы

1.Определяет признаки времени года.

2.Сравнивает деятельность людей в разное время года.

3.Описывает погоду, используя эпитеты.

Организация применения новых знаний Тесты 1. Какой частью речи бывают эпитеты: А) существительные; Б) прилагательные; В) глаголы. 2. Какие прилагательные могут быть эпитетами: А) любые; Б) необычные; В) выражающие отношение автора. 3. Укажи эпитет: А) Северный ветер; Б) Серебряный снег; В) Белый снег.

Организация применения новых знаний

Тесты

1. Какой частью речи бывают эпитеты:

А) существительные;

Б) прилагательные;

В) глаголы.

2. Какие прилагательные могут быть эпитетами:

А) любые;

Б) необычные;

В) выражающие отношение автора.

3. Укажи эпитет:

А) Северный ветер;

Б) Серебряный снег;

В) Белый снег.

Модель поиска нового знания что делает? не человек, но помогает увидеть картину что делает? что делает?

Модель поиска нового знания

что делает?

не человек, но

помогает увидеть картину

что делает?

что делает?

Модельный ответ думает не человек, но олицетворение чувствует говорит

Модельный ответ

думает

не человек, но

олицетворение

чувствует

говорит

Какой бывает снег? Золотой, – ответило утро, осветив морозную тундру. Голубой, - ответило дневное чистое небо. Синий-пресиний, - прошептали тени старых лиственниц. Холодный, – крякнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку. Теплый, – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать. Легкий-легкий! – прошумел ветер и закружил, как пух одуванчика, густые снежинки. Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки кедра. Алый-алый, – сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами сопок. Серебряный, конечно! – улыбнулась ясная луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.
  • Какой бывает снег?
  • Золотой, – ответило утро, осветив морозную тундру.
  • Голубой, - ответило дневное чистое небо.
  • Синий-пресиний, - прошептали тени старых лиственниц.
  • Холодный, – крякнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку.
  • Теплый, – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать.
  • Легкий-легкий! – прошумел ветер и закружил, как пух одуванчика, густые снежинки.
  • Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки кедра.
  • Алый-алый, – сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами сопок.
  • Серебряный, конечно! – улыбнулась ясная луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.
Тест 1. Как называется изобразительное средство литературы, когда персонаж произведения – не человек, но наделяется человеческими качествами (способность говорить, думать, чувствовать): А) олицетворение; Б) оживление; В) очеловечивание. 2. Есть ли олицетворение в следующем отрывке (докажите): Золотой, - ответило утро. Синий-пресиний прошептали тени. Тяжелый, -вздохнули ветки. Серебряный, - улыбнулась луна.

Тест

1. Как называется изобразительное средство литературы, когда персонаж произведения – не человек, но наделяется человеческими качествами (способность говорить, думать, чувствовать):

А) олицетворение;

Б) оживление;

В) очеловечивание.

2. Есть ли олицетворение в следующем отрывке (докажите):

  • Золотой, - ответило утро.
  • Синий-пресиний прошептали тени.
  • Тяжелый, -вздохнули ветки.
  • Серебряный, - улыбнулась луна.
Модельный ответ Ответ: Олицетворение: у лыбнулась, ответило, прошептали, в здохнули, пробормотала

Модельный ответ

Ответ: Олицетворение: у лыбнулась, ответило, прошептали, в здохнули, пробормотала

А) На эмоциональное состояние:

А) На эмоциональное состояние:

III этап «Стадия рефлексия» - Какое новое понятие вы сегодня узнали? - Может ли в одном произведении быть несколько изобразительных средств? - Как ты думаешь, есть ли еще какие изобразительные средства? - Хочешь ли ты узнать какие?

III этап «Стадия рефлексия»

  • - Какое новое понятие вы сегодня узнали?
  • - Может ли в одном произведении быть несколько изобразительных средств?
  • - Как ты думаешь, есть ли еще какие изобразительные средства?
  • - Хочешь ли ты узнать какие?
Рефлексия на уроке было комфортно и всё понятно  на уроке немного затруднялся, не всё понятно  на уроке было трудно, ничего не понял  © Шарифулина А.А .

Рефлексия

на уроке было комфортно и всё понятно

на уроке немного затруднялся, не всё понятно

на уроке было трудно, ничего не понял

© Шарифулина А.А .

В) На содержание: Кратко написать самое важное, что уяснил с урока. С) На активность:

В) На содержание:

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.

С) На активность:

Домашнее задание 1 группа. Придумать небольшой рассказ, используя олицетворение. 2 группа. Подобрать эпитеты разных авторов к словам-образам: зима, весна, лето, осень. 3 группа. Придумать небольшой рассказ на свободную тему, используя изобразительно-выразительные средства языка.

Домашнее задание

  • 1 группа. Придумать небольшой рассказ, используя олицетворение.
  • 2 группа. Подобрать эпитеты разных авторов к словам-образам: зима, весна, лето, осень.
  • 3 группа. Придумать небольшой рассказ на свободную тему, используя изобразительно-выразительные средства языка.
 Одуванчик Снежинка

Одуванчик Снежинка