незаметные
простые
5 А класс
доверчивые
счастливые
маленькие
скромные
I Создание коллаборативной среды
- Приветствие
- Игра «У оленя дом большой»
- Объединение в группы «Собери картинку». 1-ая группа «Осень», 2-ая группа «Зима», 3-я группа «Лето».
Приклеить картинки на А4 и написать по одному четверостишию или загадку.
Кто знает верную примету
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, снег и тьма.
И солнце низко, то ….
Обменяйтесь заданиями.
I этап «Стадия вызова»
Организация
«Ситуации успеха»
Пятнадцатое января
Классная работа
Тема: “Изобразительно –выразительные средства языка”.
Актуализация опорных знаний. Формирование информационной компетенции – извлечение первичной информации.
- 1. Какие средства необходимы строителю, чтобы построить дом?
- 2. А что нужно художнику, чтобы нарисовать картину?
- 3. Кого ещё можно назвать художником?
- 4. Какую роль играют эти слова?
- 5. Что вы сегодня хотите узнать?
- Вывод: И наверное, у этих слов есть особое название. Обратите внимание на тему урока.
Картина
Красками
В
ИЗО
В литературе
Словами
Карандашами
Фломастером
Целевое самоопределение. Аспект – целеполагание и планирование.
Цель:
Хорошо, если бы я...
- - узнал (а)...
- - научился (лась)...
II этап «Стадия осмысления»
- Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы.
Пробуждение жизненных впечатлений. Аспект – определение проблемы.
- Давайте поиграем. Угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь? (пахучая, колючая, с шипами, благоухающая, ароматная).
- Итак, 1 группа называете свойства, а другие угадывают.
- Вывод:
- При помощи каких слов мы выделили свойства признаки времён года?
Модель ответа – постера (кластер)
ароматная
благоухающая
Роза
колючая
пахучая
с шипами
Организация поиска новых знаний
«Жучок».
В желтке ромашки жил
жучок,
Смешной, смотрите сами:
Такой потешный мужичок
С короткими усами.
Ромашка в вазочке стоит,
А в вазочке – вода,
Жучок на острове сидит –
Не выйти никуда!
С неделю в комнате моей
Ромашка простояла,
И хоть менял я воду ей,
Но всё ж она завяла!
Цветок я выбросил в траву
Упал он на бочок.
- Ура! Свободен! Вновь живу!
- – Сказал жучкам жучок.
- Как вы выполняли это задание?
Организация поиска новых знаний. Формирование компетенции разрешения проблем, аспект – поиск и разрешение проблемы.
- Задание А:
- 1. Прочитайте стихотворение Чижикова «Жучок».
- Найдите в стихотворении слова, помогающие представить картину. Что это за слова?
- Задание Б:
- 2. Встречаются ли здесь слова, которые выражают отношение автора?
- 3. По каким признакам мы будем определять средства художественного изображения ?
- Задание Г:
- 4. Какой жучок жил в ромашке?
- 5. К какой части речи относятся слова-описания?
- 6. Можно ли назвать прилагательные, помогающие создать художественный образ, средством художественного изображения?
- 7. Попробуйте из всего сказанного вывести словесное описание нового понятия. (прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения)
- Задание Д:
- 8. Изобрази своё знание графически, т.е. составь модель.
- Формирование информационной компетенции – первичная обработка информации, перевод текстовой информации в графическую.
Описание нового знания.
Прилагательные, помогающие создать художественный образ, являются средством художественного изображения.
Модельный ответ
- Вывод: Образные выражения, выраженные прилагательными, помогающие представить картину – это ЭПИТЕТЫ. Они всегда необычные, неожиданные, с помощью них автор выражает своё отношение.
смешной
выражает симпатию, нежность, иронию автора
Жучок
потешный
эпитеты
с короткими усами
Образные выражения, выраженные
прилагательными , помогающие нам представит ь описанную картину - это эпитеты – образное, художественное определение.
Эпитеты всегда необычные, неожиданные определения. С помощью эпитетов автор выражает свое отношение к тому, что описывает.
Применение в практической деятельности. Аспект – оценка результата деятельности, оценка собственного продвижения в знаниях.
- Я попрошу вас создать опорный конспект, используя метод кластера и диаграмму Венна.
Кластер
художественное определение
заряжают настроением
Эпитеты
передают отношение автора
яркие прилагательные, которые выделяют свойства, качества
Диаграмма Венна
Средства художественного изображения
Эпитет
Олицетворение
Прил .+ сущ.
Это средство художественной выразительности, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
Гл. + сущ.
Это средство художественной выразительности, в котором глагол употреблен в переносном значении.
Эффективные вопросы
- Какие прилагательные могут быть эпитетами?
- Какой частью речи бывают эпитеты ?
- Можно ли назвать прилагательные, помогающие нарисовать любую картину, средством художественного изображения или понять отношение автора к тому, что он изображает ?
- Дифференцированные задания АВС
- Задание №1.
- Составить 4 предложения с эпитетами описания осеннего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
- Задание №2.
- Составить 4 предложения с эпитетами описания зимнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
- Задание №2.
- Составить 4 предложения с эпитетами описания летнего дня, используя данные слова: солнце, деревья, облака.
- Дескрипторы:
- Обучающийся:
- Составляет эпитеты к словам солнце, деревья, облака.
Критериальное оценивание
- Задание «Времена года!»
- Определить, что характерно для каждого времени года? Составить 4 -6 предложений о своем времени года и чем занимается человек в это время, описать погоду. Используя эпитеты.
Критерии
Составляет рассказ о временах года, использует эпитеты.
Дескрипторы
1.Определяет признаки времени года.
2.Сравнивает деятельность людей в разное время года.
3.Описывает погоду, используя эпитеты.
Организация применения новых знаний
Тесты
1. Какой частью речи бывают эпитеты:
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) глаголы.
2. Какие прилагательные могут быть эпитетами:
А) любые;
Б) необычные;
В) выражающие отношение автора.
3. Укажи эпитет:
А) Северный ветер;
Б) Серебряный снег;
В) Белый снег.
Модель поиска нового знания
что делает?
не человек, но
помогает увидеть картину
что делает?
что делает?
Модельный ответ
думает
не человек, но
олицетворение
чувствует
говорит
- Какой бывает снег?
- Золотой, – ответило утро, осветив морозную тундру.
- Голубой, - ответило дневное чистое небо.
- Синий-пресиний, - прошептали тени старых лиственниц.
- Холодный, – крякнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку.
- Теплый, – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать.
- Легкий-легкий! – прошумел ветер и закружил, как пух одуванчика, густые снежинки.
- Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки кедра.
- Алый-алый, – сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами сопок.
- Серебряный, конечно! – улыбнулась ясная луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.
Тест
1. Как называется изобразительное средство литературы, когда персонаж произведения – не человек, но наделяется человеческими качествами (способность говорить, думать, чувствовать):
А) олицетворение;
Б) оживление;
В) очеловечивание.
2. Есть ли олицетворение в следующем отрывке (докажите):
- Золотой, - ответило утро.
- Синий-пресиний прошептали тени.
- Тяжелый, -вздохнули ветки.
- Серебряный, - улыбнулась луна.
Модельный ответ
Ответ: Олицетворение: у лыбнулась, ответило, прошептали, в здохнули, пробормотала
А) На эмоциональное состояние:
III этап «Стадия рефлексия»
- - Какое новое понятие вы сегодня узнали?
- - Может ли в одном произведении быть несколько изобразительных средств?
- - Как ты думаешь, есть ли еще какие изобразительные средства?
- - Хочешь ли ты узнать какие?
Рефлексия
на уроке было комфортно и всё понятно
на уроке немного затруднялся, не всё понятно
на уроке было трудно, ничего не понял
© Шарифулина А.А .
В) На содержание:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.
С) На активность:
Домашнее задание
- 1 группа. Придумать небольшой рассказ, используя олицетворение.
- 2 группа. Подобрать эпитеты разных авторов к словам-образам: зима, весна, лето, осень.
- 3 группа. Придумать небольшой рассказ на свободную тему, используя изобразительно-выразительные средства языка.
Одуванчик Снежинка