СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворение "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворение "Бородино"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворение "Бородино"»

Класс: 5

Дата:

Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

Цель: ознакомить с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить с историей создания стихотворения «Бородино»; прививать интерес и уважение к героическому прошлому; развивать навыки монологической речи.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с биографией М. Ю. Лермонтова; обеспечить формирование умения анализировать произведение.

Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве.

Воспитательные: прививать интерес и уважение к героическому прошлому народа.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведению, карточки с заданием, учебники.

Ход урока

Эпиграф урока:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

1. Организационный момент, постановка цели.

– Ребята, чем, по-вашему, может гордиться человек, проживший жизнь? А бывает ли, когда что – то является предметом гордости всего народа? О чем пойдет разговор на нашем уроке?

2. Актуализация опорных знаний.

– Кто такой М.Ю. Лермонтов?

– Что вы знаете об этом поэте?

– В каких жанрах он писал?

– Какие роды литературы вам известны?

– Что такое лирическое произведение и чем оно отличается от эпического?

– Какие стихи Лермонтова вы читали?

М.Ю. Лермонтов – достойный преемник А.С.Пушкина. Так же как и у А.С.Пушкина судьбы Родины и народа были основным содержанием его творчества.

3. Знакомство с биографией Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму «Черкесы» он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением «Смерть поэта». Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.

Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится «Бородино».

4. Соотнесение даты и события.

– Какое впечатление сложилось у вас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

– Можно ли его назвать патриотом Родины?

Соотнесите дату и событие, помогите восстановить ход исторических событий.

1812, 1837 – на доске

(1812 г. - Бородинское сражение; 1837 г. – дата написания «Бородино»).

– Что связывает эти даты?

– Бородинское сражение состоялось в 1812 году, а Лермонтов написал стихотворение в 1837. Сколько лет прошло?

5. Историческая справка об Отечественной войне 1812 года.

Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино в 124 км. от Москвы произошло генеральное сражение Отечественной войны. Оно вошло в историю как Бородинское.

Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию вглубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит всей России.

Сломить русское войско не удалось. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве.

Москва была оставлена русскими, Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна Россией, закончилась она в 1814 г. в Париже.

Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова «Бородино». События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение «Бородино».

6. Прочтение стихотворения «Бородино».

7. Работа в парах. (Задание на карточках)

Во время прочтения стихотворения вам встретилось много устаревших слов из военной лексики. Задание: соединить стрелками слова из первого столбика с правильным определением из второго.

редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак - стоянка войск под открытым небом;

кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;

улан, драгун - солдаты конных полков.

8. Опрос. Работа с учебником.

– Как построено стихотворение «Бородино»?

– Кто является в этом произведении рассказчиком?

– Почему автор не дал ему имени?

– Что интересует молодого солдата, что его волнует?

– С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?

Перечитайте эти строки.

9. Подведение итогов.

Из стихотворения «Бородино» выросло впоследствии величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, схватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!» И с этими словами бросился в бой. Таким образом, «Бородино» Лермонтова можно считать гимном родной стране и ее великому народу.

10. Рефлексия.

– О чем мы говорили на этом уроке?

– Какими чувствами проникнуто это стихотворение?

– Почему мы восхищаемся армией Кутузова в этой битве?

– Какое значение имеет стихотворение «Бородино» и подвиг солдат для последующих поколений.

11. Домашнее задание.

Выучить отрывок из стихотворения «Бородино».