УРОК 6. Тема урока: «АНТОНИМЫ».
Цели урока: познакомить пятиклассников с антонимами; научить подбирать антонимы к словам; прививать любовь к русскому языку.
Кусты раздвинулись, крепкая рука схватила мальчика за шиворот и подняла
вверх. Петя увидел перед собой ехидно улыбающееся бородатое лицо великана.
- Ага,— довольно сказал тот,— я же говорил, что их было четверо.
Он повернулся и что-то напевая пошёл к расположенной рядом поляне, держа перед собой Двойкина. Петя увидел уже знакомую картину: Чака, Чока и Чука были привязаны к столбам, а хохочущая толпа метала в них дротики. Заметив соплеменника, они прекратили своё занятие и повернули головы.
- Смотрите, ещё один,— проговорил великан, на шее у которого болталось ожерелье из дротиковых наконечников.— Анта был прав: от корабля отделились четыре точки. Зря мы спорили.
- Ещё бы,— усмехнулся великан по имени Анта, нашедший Петю.— Я недаром обыскал все кусты.
Петю привязали к четвёртому столбу рядом с Чокой. Верёвки впились в плечи и руки.
- Кто они? — шёпотом спросил Петя у Чоки.
- Это антонимы,— был ответ.— Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
(Учащиеся записывают определение).
- Господи, опять одна и та же часть речи,— огорчённо вздохнул Двойкин.— Кажется, я уже никогда не забуду эти слова.
- Ты о чём? — спросил Чока.
- Потом расскажу,— сказал мальчик.
Антонимы сидели у костра и о чём-то
оживлённо спорили. Казнить — помиловать, казнить — помиловать,— доносилось оттуда.
- Ну, теперь ты понял, кто такие антонимы? — снова заговорил Чока.
- Они уже третий час не могут договориться, что же делать с нами. Ведь они противоположны по лексическому значению.
- Да, понимаю,— ответил Петя.— Сейчас время работает на нас, нужно попытаться бежать.— Но как это сделать?
- Вот именно, как? — согласился Чока.— Они великаны, а мы — карлики против них.
Странную картину наблюдал Двойкин перед собой. Никто из спорящих антонимов не хотел согласиться с другим. Один говорил о казни, другой — о помиловании, один вставал, другой садился. Когда кто-то поднимал руки вверх, обращаясь к соплеменникам, остальные опускали их вниз, не желая его слушать. Даже если большинство и соглашалось с чем-то, всё равно находился один, отрицавший их предложения.
- Они же близкие нам существа,— говорили одни.
- Нет, далёкие,— отрицали другие.
- Они же пришли к нам с миром,— уговаривали одни.
- Нет, с войной,— отвечали другие.
(Задание для учащихся: выписать из текста антонимы).
- «Эх, жаль,— думал Петя,— никто не может нам помочь. На свободе осталась электронная собака, но она ведь лишь собака».
И только стоило Двойкину вспомнить об электронной собаке, как он увидел в кустах напротив два светящихся глаза. Луч, пущенный собакой из одного глаза, вонзился в великана с ожерельем из дротиковых наконечников. Тот вскрикнул и свалился в костёр.
- А-а-а! — завопил он.— Меня ужалила кровожадная злая оса-антима.
(Задание для учащихся: закончить предложения, подобрав к словам антонимы).
- Ха-ха-ха! — засмеялись великаны.— И вовсе она не злая, а...
- Да, да, добрая,— обиделся великан, вылезая из костра и туша лохмотья, висевшие на нём.— Вы видели, какое у неё длинное жало.
- И вовсе не длинное, а...,— отвечали его соплеменники.
- Она была, наверное, слишком голодна,— заметил один из антонимов, давясь от смеха.
- Ну что ты,— вмешался в разговор другой.— В наших краях столько душистых цветов. - -
- Она никогда не бывает голодна, она всегда.... Видно, её привлекли другие запахи.
И он начал качаться потраве, дрожа от хохота.
- Смейтесь, смейтесь,— обиженно проговорил великан с ожерельем из наконечников, но сразу же подучил ответ:
- Мы совсем не смеёмся, мы сейчас..., глядя на тебя.
Но, кажется, терпению пострадавшего пришёл конец. Подойдя вплотную к антониму, смеявшемуся пуще всех, он схватил его за плечи и поставил перед собой.
- Ты, несчастный!.. — заговорил он.
- Ну что ты, я самый... антоним на свете,— спокойно ответил тот.
(Задание для учащихся: к именам прилагательным добавить существительные, обозначающие названия животных).
- Как смеешь ты смеяться надо мной,— возбуждённо говорил великан,— надо мной, сильным, как...
Слабым, как.., — не унимался другой.
Храбрым, как.. ,— продолжал один.
Трусливым, как..,— парировал другой.
Огромным, как...
Маленьким, словно...,
Трудолюбивым, как...
Ленивым, как...
Их ссора могла перерасти в драку, и соплеменники начали уговаривать одного и другого разойтись с миром.
- «Да, дела,— думал Двойкин,— чего доброго, они сейчас отыграются на нас».
Он попытался развязать узел, но чем упорнее тянул он к себе верёвки, тем жгуче становилась боль.
Антонимы, между тем, помирив рвавшихся к драке соплеменников, перевели взоры на привязанных к столбам.
- Эй, ты! — обратился Анта, указывая на Петю.— Хочешь жить?
- Хочу! — ответил мальчик.— Но своих друзей в беде не оставлю.
- Ладно, ладно,— засмеялся антоним.— Пока тебе и им всё равно жизни ещё никто не дарит. Но ты можешь её заслужить. Развесели нас, потешь!
- А чем же вас потешить? — спросил Петя.
- Ну песенку спой или станцуй. Ах, да, ты же привязан. А можешь загадку загадать. Только такую, чтобы мы не отгадали, иначе...
- Ну что ж, попробую,— согласился мальчик.— Слушайте!
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня...
- Прохлада,— хором закричали великаны, расхохотавшись.
- Ладно,— сказал Петя,— Вот вам ещё одна.
Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь..
- Тишина,—ещё пуще расхохотались антонимы.
- Ну хорошо, вот вам третья загадка — вымолвил Петя, заметно волнуясь.
Что мне ваша кутерьма!
Плохо, если нет ума.
Кто умны, те молодцы,
Вы же — сущие...
- Глупцы? — закричал Анта, вскочив.— Я тебе покажу глупцы!
Он схватил лежавший около него дротик и размахнулся. Но в этот момент луч электронной собаки попал ему прямо в запястье.
- Ой! — закричал антоним, выронив дротик.— Что это? Проклятая оса-антима, наверно, сговорилась с этими негодяями.
Разозлившись, великан начал разбрасывать и топтать костёр. Искры столбом взметнулись вверх и обожгли его лицо. Ещё яростнее завопил Анта и бросился в лес, крича:
- Горю, горю!
- Беги к реке! — подсказал великан в ожерелье.— Бросайся в воду, иначе сгоришь.От разлетевшихся искр вспыхнула копна сена, стоявшая неподалёку. Языки пламени лизнули соломенную крышу шалаша, в котором почивал вождь антонимов. Крыша загорелась. Перепуганный вождь выскочил из шалаша в одной набедренной повязке, размахивая руками.
- Пожар! — яростно кричал он.— Скорее тушите пожар! Антонимы, хватая вёдра и котелки, понеслись к реке.Петя увидел электронную собаку, перегрызавшую зубами верёвку, которой был привязан Чока. Наконец ей это удалось: Чока, растирая онемевшие руки, бросился распутывать Петю. Ему удалось сначала освободить Петину правую руку.
- Теперь я сам,— закричал мальчик Чоке.— Помоги электронной собаке освободить Чаку и Чуку.
Через мгновение все были свободны.
- Бежим, они возвращаются,— крикнул Петя.
Чака, Чока, Чука и электронная собака метнулись в кусты.
- Видеотелефон,— испуганно заговорил Двойкин.— Я потерял свой видеотелефон. Где же он?
Мальчик вернулся и начал осматривать траву около столба. Видеотелефона нигде не было. Единственная связь с домом, с Землёй, была потеряна.
Петя вскочил и сделал движение, чтобы бежать, но в этот момент сильная рука начала трясти его за плечо. Двойкин обернулся назад и увидел вездесущего Анту.
- Чака, бегите! Я их задержу! — что есть силы закричал Петя.
В этот момент Анта ласково проговорил:
- Петя, сынок, что случилось?
- Я тебе не сынок? — сквозь туман в глазах крикнул Петя.
- Петя, проснись, сыночек! Утро уже.
Мальчик услышал бодрые звуки музыки
и открыл глаза. Мама, его добрая мама, стояла над диваном и ласково смотрела на него.
Итог урока: Вот и закончилась наша замечательная сказка.
Какой раздел науки о языке мы начали изучать?
А что изучает лексика?
Какие слова мы изучили, благодаря этой сказке?
Что вам больше сего понравилось и запомнилось?