СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена уроку русского языка в 5 классе по теме "Антонимы". Урок разработан в виде сказки, которую читает учитель.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Антонимы"»

УРОК 6. Тема урока: «АНТОНИМЫ».


Цели урока: познакомить пятиклассников с антонимами; научить подбирать антонимы к словам; прививать любовь к русскому языку.


Кусты раздвинулись, крепкая рука схватила мальчика за шиворот и подняла

вверх. Петя увидел перед собой ехидно улыбающееся бородатое лицо великана.

- Ага,— довольно сказал тот,— я же говорил, что их было четверо.

Он повернулся и что-то напевая пошёл к расположенной рядом поляне, держа перед собой Двойкина. Петя увидел уже знакомую картину: Чака, Чока и Чука были привязаны к столбам, а хохочущая толпа метала в них дротики. Заметив соплеменника, они прекратили своё заня­тие и повернули головы.

- Смотрите, ещё один,— проговорил великан, на шее у которого болталось ожерелье из дротиковых наконечников.— Анта был прав: от корабля отделились четыре точки. Зря мы спорили.

- Ещё бы,— усмехнулся великан по имени Анта, нашедший Петю.— Я неда­ром обыскал все кусты.

Петю привязали к четвёртому столбу рядом с Чокой. Верёвки впились в плечи и руки.

- Кто они? — шёпотом спросил Петя у Чоки.

- Это антонимы,— был ответ.— Сло­ва одной и той же части речи с противопо­ложным лексическим значением.

(Учащиеся записывают определение).


- Господи, опять одна и та же часть речи,— огорчённо вздохнул Двойкин.— Кажется, я уже никогда не забуду эти слова.

- Ты о чём? — спросил Чока.

- Потом расскажу,— сказал мальчик.

Антонимы сидели у костра и о чём-то

оживлённо спорили. Казнить — помило­вать, казнить — помиловать,— доноси­лось оттуда.

- Ну, теперь ты понял, кто такие антонимы? — снова заговорил Чока.

- Они уже третий час не могут договориться, что же делать с нами. Ведь они противоположны по лексическому значению.

- Да, понимаю,— ответил Петя.— Сейчас время работает на нас, нужно попытаться бежать.— Но как это сде­лать?

- Вот именно, как? — согласился Чо­ка.— Они великаны, а мы — карлики против них.

Странную картину наблюдал Двойкин перед собой. Никто из спорящих антони­мов не хотел согласиться с другим. Один говорил о казни, другой — о помилова­нии, один вставал, другой садился. Когда кто-то поднимал руки вверх, обращаясь к соплеменникам, остальные опускали их вниз, не желая его слушать. Даже если большинство и соглашалось с чем-то, всё равно находился один, отрицавший их предложения.

- Они же близкие нам существа,— говорили одни.

- Нет, далёкие,— отрицали другие.

- Они же пришли к нам с миром,— уговаривали одни.

- Нет, с войной,— отвечали другие.

(Задание для учащихся: выписать из текста антонимы).


- «Эх, жаль,— думал Петя,— никто не может нам помочь. На свободе осталась электронная собака, но она ведь лишь собака».

И только стоило Двойкину вспомнить об электронной собаке, как он увидел в кустах напротив два светящихся глаза. Луч, пущенный собакой из одного глаза, вонзился в великана с ожерельем из дротиковых наконечников. Тот вскрикнул и свалился в костёр.

- А-а-а! — завопил он.— Меня ужа­лила кровожадная злая оса-антима.

(Задание для учащихся: закончить предложения, подобрав к словам антони­мы).

- Ха-ха-ха! — засмеялись велика­ны.— И вовсе она не злая, а...

- Да, да, добрая,— обиделся вели­кан, вылезая из костра и туша лохмотья, висевшие на нём.— Вы видели, какое у неё длинное жало.

- И вовсе не длинное, а...,— отвечали его соплеменники.

- Она была, наверное, слишком голод­на,— заметил один из антонимов, давясь от смеха.

- Ну что ты,— вмешался в разговор другой.— В наших краях столько души­стых цветов. - -

- Она никогда не бывает голодна, она всегда.... Видно, её привлек­ли другие запахи.

И он начал качаться потраве, дрожа от хохота.

- Смейтесь, смейтесь,— обиженно проговорил великан с ожерельем из наконечников, но сразу же подучил ответ:

- Мы совсем не смеёмся, мы сейчас..., глядя на тебя.

Но, кажется, терпению пострадавшего пришёл конец. Подойдя вплотную к анто­ниму, смеявшемуся пуще всех, он схватил его за плечи и поставил перед собой.

- Ты, несчастный!.. — заговорил он.

- Ну что ты, я самый... антоним на свете,— спокойно ответил тот.

(Задание для учащихся: к именам прилагательным добавить существитель­ные, обозначающие названия животных).

- Как смеешь ты смеяться надо мной,— возбуждённо говорил великан,— надо мной, сильным, как...

Слабым, как.., — не унимался дру­гой.

Храбрым, как.. ,— продолжал один.

Трусливым, как..,— парировал дру­гой.

Огромным, как...

Маленьким, словно...,

Трудолюбивым, как...

Ленивым, как...

Их ссора могла перерасти в драку, и соплеменники начали уговаривать одно­го и другого разойтись с миром.

- «Да, дела,— думал Двойкин,— чего доброго, они сейчас отыграются на нас».

Он попытался развязать узел, но чем упорнее тянул он к себе верёвки, тем жгуче становилась боль.

Антонимы, между тем, помирив рвав­шихся к драке соплеменников, перевели взоры на привязанных к столбам.

- Эй, ты! — обратился Анта, указы­вая на Петю.— Хочешь жить?

- Хочу! — ответил мальчик.— Но своих друзей в беде не оставлю.

- Ладно, ладно,— засмеялся анто­ним.— Пока тебе и им всё равно жизни ещё никто не дарит. Но ты можешь её заслужить. Развесели нас, потешь!

- А чем же вас потешить? — спросил Петя.

- Ну песенку спой или станцуй. Ах, да, ты же привязан. А можешь загадку загадать. Только такую, чтобы мы не отгадали, иначе...

- Ну что ж, попробую,— согласился мальчик.— Слушайте!


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада

А зовут меня...

- Прохлада,— хором закричали вели­каны, расхохотавшись.

- Ладно,— сказал Петя,— Вот вам ещё одна.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь..

- Тишина,—ещё пуще расхохотались антонимы.

- Ну хорошо, вот вам третья загад­ка — вымолвил Петя, заметно волнуясь.

Что мне ваша кутерьма!

Плохо, если нет ума.

Кто умны, те молодцы,

Вы жесущие...

- Глупцы? — закричал Анта, вско­чив.— Я тебе покажу глупцы!

Он схватил лежавший около него дротик и размахнулся. Но в этот момент луч электронной собаки попал ему прямо в запястье.

- Ой! — закричал антоним, выронив дротик.— Что это? Проклятая оса-анти­ма, наверно, сговорилась с этими негодя­ями.

Разозлившись, великан начал разбра­сывать и топтать костёр. Искры столбом взметнулись вверх и обожгли его лицо. Ещё яростнее завопил Анта и бросился в лес, крича:

- Горю, горю!

- Беги к реке! — подсказал великан в ожерелье.— Бросайся в воду, иначе сгоришь.От разлетевшихся искр вспыхнула копна сена, стоявшая неподалёку. Языки пламени лизнули соломенную крышу шалаша, в котором почивал вождь антонимов. Крыша загорелась. Перепуганный вождь выскочил из ша­лаша в одной набедренной повязке, размахивая руками.

- Пожар! — яростно кричал он.— Скорее тушите пожар! Антонимы, хватая вёдра и котелки, понеслись к реке.Петя увидел электронную собаку, пере­грызавшую зубами верёвку, которой был привязан Чока. Наконец ей это удалось: Чока, растирая онемевшие руки, бро­сился распутывать Петю. Ему удалось сначала освободить Петину правую руку.

- Теперь я сам,— закричал мальчик Чоке.— Помоги электронной собаке осво­бодить Чаку и Чуку.

Через мгновение все были свободны.

- Бежим, они возвращаются,— крик­нул Петя.

Чака, Чока, Чука и электронная собака метнулись в кусты.

- Видеотелефон,— испуганно загово­рил Двойкин.— Я потерял свой видеоте­лефон. Где же он?



Мальчик вернулся и начал осматривать траву около столба. Видеотелефона нигде не было. Единственная связь с домом, с Землёй, была потеряна.

Петя вскочил и сделал движение, чтобы бежать, но в этот момент сильная рука начала трясти его за плечо. Двойкин обернулся назад и увидел вездесущего Анту.

- Чака, бегите! Я их задержу! — что есть силы закричал Петя.

В этот момент Анта ласково прогово­рил:

- Петя, сынок, что случилось?

- Я тебе не сынок? — сквозь туман в глазах крикнул Петя.

- Петя, проснись, сыночек! Утро уже.

Мальчик услышал бодрые звуки музыки

и открыл глаза. Мама, его добрая мама, стояла над диваном и ласково смотрела на него.

Итог урока: Вот и закончилась наша замечательная сказка.

  1. Какой раздел науки о языке мы начали изучать?

  2. А что изучает лексика?

  3. Какие слова мы изучили, благодаря этой сказке?

  4. Что вам больше сего понравилось и запомнилось?