СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"»

Урок в 5 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Ярославцева Ольга Юрьевна

МОУ Шаранчинская СОШ

Цель урока: обеспечение усвоения учащимися правила расстановки запятых в предложениях с однородными членами.

Задачи урока:

  1. Обеспечить в ходе занятия освоение учащимися правила расстановки запятых в предложениях с однородными членами, алгоритма работы с такими предложениями.

  2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся в дискуссию.

  3. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности.

Оборудование: доска, карточки, учебник, рабочие тетради, смайлики.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас. Какое у вас сегодня настроение? Давайте это проверим. У вас на столе лежат смайлики: один грустный, один весёлый и один пустой. Те, кто сегодня грустный, поднимите грустные смайлики, кто сегодня весёлый, поднимите весёлые смайлики. А те, кому эти смайлики не подходят, изобразите своё настроение на пустых смайликах.

(Дети поднимают смайлы, учитель выборочно спрашивает учащихся, почему они выбрали именно эти смайлики)

Ребята, я надеюсь, что всем грустным ребятам наш урок поднимет настроение, весёлым – сделает еще веселее, я прошу вас плодотворно работать сегодня на уроке, быть активными и любознательными.

Давайте откроем тетради, аккуратно, разборчиво и красиво запишем число, «классная работа».

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Давайте запишем в тетрадь предложение:

Небо светлело холодело синело.

Учитель вызывает к доске учащегося, который записывает на доске предложение под диктовку

Ребята, есть ли ошибки в предложении?

Коллективное исправление ошибок.

Найдите в данном предложении грамматическую основу. Что такое грамматическая основа?

Один учащийся отвечает на вопрос, другой находит и выделяет в предложении грамматическую основу.

Что особенного в этом предложении? (три сказуемых)

Ответы детей

А как называются такие члены предложения? (однородные)

Ответы детей.

Вы так думаете? А я не уверена… Как вы можете доказать то, что это действительно однородные члены предложения? (вспомнить признаки однородных членов предложения и соотнести их с данными в предложении)

Ответы детей.

Итак, первый признак: однородные члены предложения отвечают …

Ответ учащихся: на один и тот же вопрос.

Проверим. Небо что делало?

Ответ детей: светлело

Что делало?

Ответ детей: холодело

Что делало?

Ответ детей: синело

Первый признак подходит?

Ответ детей: да

Следующий признак: относятся к…

Ответ детей: к одному и тому же слову.

Проверим. Светлело что?

Ответ детей: небо

Холодело что?

Ответ детей: небо

Синело что?

Ответ детей: небо

Второй признак подходит?

Ответ детей: да

Ещё один признак однородных членов предложения: однородные члены предложения выражаются…

Ответ детей: одной и той же частью речи

Молодцы. Проверим. На какой вопрос отвечают наши сказуемые (мы его с вами уже задавали)?

Ответ детей: что делало?

Какая часть речи отвечает на вопросы что делает? Что делало? Что делать?

Ответ детей: глагол.

Третий признак подходит?

Ответ детей: да

А ещё однородные члены предложения произносятся с перечислительной интонацией. Проверим?

1-2 ученика читают предложение с перечислительной интонацией.

Итак, доказали ли мы с вами, что это действительно однородные члены предложения?

Ответ детей: да

Скажите, а каких знаков препинания не хватает в нашем предложении? Почему?

Ответы детей

Значит, что мы с вами сегодня будем изучать?

Дети формулируют цель урока.

Что нам для этого нужно сделать?

Узнать…

Дети формулируют задачу.

Научиться…

Дети формулируют задачу.

Применять…

Дети формулируют задачу.

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрим схему на слайде:

Запятые в предложении с однородными членами



Ставятся Не ставятся

, , и



, но; а





Ребята, давайте посмотрим, в каких же случаях между однородными членами предложения должны ставиться запятые. В каких случаях запятые не ставятся?

Ответы детей.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, а какие члены предложения могут быть однородными?

Ответы детей.

Давайте вспомним, что же такое подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство?

Ответы детей.

Ребята, давайте запишем предложение: Ребята купались но не загорали.

Какие же члены предложения здесь однородные? Как мы это докажем?

Работа учащихся у доски, ответы, исправление допущенных ошибок.

Чего же не хватает?

Ответы детей

Почему здесь нужна запятая?

Ответы детей

Физкультминутка.

Ребята, у каждого из вас под столом приклеен листочек с напечатанным на нем слове. Ваша задача сейчас: найти их и всем вместе составить из них предложение, расклеив эти слова на доске в нужном порядке.

Дети выполняют задание.

Итак, какое получилось предложение? (Вечером мы пили чай с конфетами, печеньем, булочками.)

Ответы детей

А теперь встаем у своих парт. Я буду говорить вам утверждения об этом предложении. Если вы согласны с утверждением, поднимите руки вверх, а если не согласны, разведите руки в стороны. Готовы?

Утверждения:

1. Грамматическая основа предложения – мы чай.

2. Грамматическая основа предложения – мы пили.

3. В данном предложении знаки препинания не нужны.

4. В данном предложении есть однородные члены предложения.

5. В данном предложении однородными являются сказуемые.

6. В данном предложении однородными являются дополнения.

7. В данном предложении нужны запятые.

8. В данном предложении не нужны запятые.



Молодцы. А теперь запишем ещё одно предложение: В моём саду росли ромашки, васильки, колокольчики.

Запись одним учащимся предложения на доске, затем работа по каждому критерию отдельно с каждым учеником по желанию учащихся. Разбор предложения всем классом.

Запись учащимся предложения на доске: Я купил в магазине яблоки, груши и сливы.

Разбор предложения так же, как и ранее.

  1. Первичная проверка понимания.

Ребята, когда же между однородными членами нужны запятые? Когда не нужны?

Ответы детей

Разбор предложения:

Костя каждое утро выходил на крыльцо, отпирал ключиком ящик и доставал газеты.

1 ученик: найти грамматическую основу.

2 ученик: найти однородные члены предложения.

3 ученик: доказать, что однородные члены предложения найдены верно.

4 ученик: определить каким членом предложения являются однородные члены.

5 ученик: определить, нужны ли знаки препинания, и расставить их

  1. 6 ученик: доказать, что знаки препинания расставлены верно, пользуясь изученной схемой.

Остальные дети отвечают с места, помогают отвечающим.

  1. Первичное закрепление.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны однородные члены предложения?

Ответы детей

Когда в предложении с однородные члены предложения нужны, а когда не нужны?

Ответы детей

Работа на карточках (самостоятельная)

Задание: записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, найти и подчеркнуть как члены предложения однородные члены предложения, расставить знаки препинания.

Содержание карточки:

Предложение: В воскресенье мы не отдыхали, а работали.

Взаимопроверка по эталону. Эталон: ответ одного из учащихся, подтвержденного учителем.

Ребята, кто из вас испытывал трудности? Как вы думаете, почему?

Ответы детей

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание. Дома нужно выучить правило расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами (схема).

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

А теперь я прошу каждого из вас взять свой смайлик настроения и прикрепить его в нужный квадратик на стенде.

1 квадратик: я всё понял, мне было интересно.

2 квадратик: я понял не всё, мне было интересно не на всех этапах урока.

3 квадратик: я вообще ничего не понял, мне нужна дополнительная помощь учителя.

Спасибо вам, ребята, за вашу отличную работу на уроке. Вы молодцы! До встречи!