Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Базовый учебник: «География. 5-6 классы», авторы: А.И.Алексеев, М. Просвещение, 2014 . |
Тип урока | комбинированный. |
Тема урока | Солнечный свет на Земле |
Цель урока | формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли; создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей Коммуникативные: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Методы обучения | Поисковый. ИКТ деятельность. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | индивидуальная, групповая, в парах. |
Средства обучения | учебник, ПК, проектор, глобус, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси» |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Организационный момент. | Входит в класс и приветствует учащихся Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами. И вперед, за новыми знаниями! | Отвечают на приветствие учителя Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем Слушание учителя | Мобилизуют силу и энергию, прогнозируют результат Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока | С неба смотрит солнце Миллионы лет. Льет на землю солнце И тепло и свет. Но посветит солнце И уходит прочь, А живое сердце Греет день и ночь. Значит, сердце лучше Солнца самого. Никакие тучи Не затмят его! Слайд 1-2 | Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем Построение понятных для собеседникавысказываний, суждений. | Контроль правильных ответов учащихся Принятие и запоминание учебной цели и задачи. Дополнение к ответам обучащихся |
3. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков. | Подумай и ответь Слайд 3-4 | Выполнение задания Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей | Формирование умения систематизировать, делать выводыИспользовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Развити регуляции учебной деятельности Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
4. Актуализация знаний | Беседа с элементами самостоятельной деятельности (по группам) с использованием учебника. Как распределяется свет и тепло на поверхности Земли? Используя текст учебника на стр.25-26, рис. 15-16 Слайд 5-9 Что происходит на Земле в дни солнцестояния и равноденствия? Используя текст учебника на стр.27, рис. 17-18 Слайд 11-15 | Работают с текстом учебником Узнают интересные факты Формулируют вывод. Компетенция обучающихся в области первичных сведений о материке. | Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. Слушают учителя и сверстников. Развитие логического мышления. | Развитие регуляции учебной деятельности Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения. |
5. Первичное усвоение новых знаний | Найдите в тексте параграфа образные выражения, которые помогают понять, почему наша планета у экватора получит больше света и тепла, чем в полярных областях? | Читают текст учебника. Систематизируют материал Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Анализ параграфа | Участвуют в обсуждении содержания параграфа Понимать вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение | Осуществляют самоконтроль понимания вопросов Умение слушать. Принятие и сохранение цели и задачи урока. |
6.Физкультминутка | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе) Руки в сторону согнули Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. Слайд 15 | | | |
7.. Первичная проверка понимания | Ответы на вопросы стр.28. Это я знаю Слайд 16 | Решают поставленную задачу Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы в фронтальном режиме. Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
8. Первичное закрепление | Давайте ответим и пофантазируем! Слайд 17-19 | Компетенция обучающихся в области первичных сведений о материке. | Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами. Развитие логического мышления. | Развитие регуляции учебной деятельности Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения. |
9. Домашнее задание | § 7 Ответы на вопросы стр.28 Слайд 20 | Слушают учителя и записывают дом.задание в дневник Выделение существенно информации из слов учителя | | Составляют план и последовательность действий . Регуляция учебной деятельности |
10.Итог урока | - О чем мы говорили на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - Чье сообщения вам больше понравилось? | Отвечают на вопросы. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока. Формулируют собственное мнение и позицию | Проводят контроль и самоконтроль. Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
11. Рефлексия | Проводит рефлексию с помощью цветового изображения усвоения материала. Зеленый – усвоено. Красный – имеются затруднения. Слайд 21 | Рефлексируют. Умение делать выводы | Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение и позицию | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция |