СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Стучит, гремит, кикимора..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Стучит, гремит, кикимора..."»

Леонова Валерия Дмитриевна

МОУ «СОШ №4»

Тема  урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». 

«Стучит, гремит Кикимора».

Класс: 5

Возраст -11-12 лет

Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

Раздел: Музыка и литература.

Тип урока: урок-путешествие в сказку.

Цель: постижение чуда красоты окружающего мира через музыку, изобразительное искусство и собственное творчество. Развитие умения видеть, слышать, чувствовать и передавать прекрасное зрительное через рисунки, создавая эмоциональные фантазийные образы, используя как средство пластику линии и цвет.

Задачи:

1. Предметно-информационная составляющая:

Интеллектуально-познавательный аспект – «Кикимора».

Эстетико-познавательный аспект – зрительные ассоциации и образы, увиденные и услышанные посредством музыки.

Знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приёмами работы.

2. Деятельно-коммуникативная составляющая:

Осваивание различных техник и приёмов работы с художественными материалами.

Развитие абстрактного мышления, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.

3Личностно-ориентационная составляющая:

Воспитываем усидчивость, аккуратность в работе.

Учимся умению получать удовольствие от работы.

Расширяем кругозор детей, формируем музыкальный и художественный вкус.

Материал урока:

УМК 5 класс «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева: учебник.

«Кикимора» А. Лядов

Картинки с изображением ладошек.

Презентация по теме урока

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.

У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Дмитриевна, и я буду вести у вас урок музыки. Попрошу взять с собой на урок хорошего настроения, креатива и улыбок.

У: Сейчас я включу вам прослушать отрывок одного произведения. Попрошу внимательно послушать и потом ответить на мои несложные вопросы.

Прослушивание отрывка «Кикимора» А.К. Лядов.

У: Мы с вами прослушали произведение, какой характер у этого произведения?

Какие ассоциации у вас были при прослушивании?

Где мы можем встретить такие мотивы? Было ли это сказочно? Можем ли мы утверждать что это похоже на сказку?

  1. Актуализация знаний.

У: Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира. Без музыки сказки бы не были нам настолько интересны.

Ребята ответьте мне на вопрос: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) 

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.


Как вы думаете какая тема нашего урока?

Фольклор в творчестве русских композиторов.

У: Мы в начале урока слушали отрывок одного произведения, с которым мы и будем сегодня знакомится. Давайте снова переместимся в сказку. Вспомним сказочных героев. Назовите каких сказочных героев вы помните? А подруга Бабы Яги? Кто она?

Кикимора. Именно так называется наше произведение. И перед тем как продолжить прослушивание мы познакомимся в автором произведения.

Его зовут Анатолий Константинович Лядов.

Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Давайте я вам о нем немного расскажу, а вы запишете в тетрадь. Учебник стр. 18.

Беседа.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н. А. Римский-Корсаков).

Теперь давайте послушай отрывок этого произведения. Но для того чтобы нас было интереснее, давайте нарисуем на листочках свои ладошки, и в каждом пальчике напишем характер этого произведения.

«Кикимора» А. К. Лядова (прослушивание)

У: Вот мы и прослушали, расскажите , что же вы написали? Какой был характер?

У: и финальная часть нашего урока, тоже будет сказочной, мы с вами выучим песню, которая называется «В Гостях у сказки».

Разучивание и пение песни.

И давайте с вами подведем итоги нашего урока. С чем мы с вами познакомились? Куда мы путешествовали? С какой композицией познакомились? Как зовут автора этого произведения? Какую песню мы с вами разучили?

Ребята как вы думаете, на какую оценки вы сегодня поработали? Поднимите ладошки и пальчиками покажите какая оценка.

Всем спасибо за урок. Было очень увлекательное путешествие в мир сказок. До свидания.