СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме " Метод координат"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 5 классе по теме " Метод координат"  по ФГОС УМК Босова Л.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме " Метод координат"»

3


ФИО учителя: Панина Оксана Анатольевна

Тема: «Метод координат»

Класс: 5.

Форма проведения: опрос, беседа, решение практических заданий.

Цели и задачи:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке о кодировании информации;

  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;

  • познакомить учащихся с методом координат.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представление о методе координат;

  • метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;

  • личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • код;

  • кодирование;

  • графический способ кодирования;

  • числовой способ кодирования;

  • символьный способ кодирования;

  • метод координат.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска

  1. ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Дневник, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Возьмите листок настроения. (Приложение 1.) (Слайд 2)

- Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

- Ребята, а что мы сейчас использовали? (Код!) Мы закодировали, таким образом, ваше настроение. Надеюсь, к концу урока оно у вас улучшиться.

III. Проверка домашнего задания. Систематизация знаний обучающихся.

  • Давайте посмотрим, все ли из вас справились с домашним заданием. (Слайд 3)

  1. Дана таблица, в которой закодировано слово. Раскодируйте его.

8

4

3

1

6

2

5

7

9

10

ц

о

ф

и

м

н

р

а

и

я


  • Что такое информация?


  1. Расшифруйте слово. (Слайд 4)




  • Что такое код? (Код — это система условных знаков для представления информации.)


  1. Расшифруйте слово. (Слайд 5)



  • Что такое кодирование? (Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.)


  1. Расшифруй слово. (Слайд 6)


– • • ⁄ • ⁄ – • – ⁄ – – – ⁄ – • • ⁄ • • ⁄ • – • ⁄ – – – ⁄ • – – ⁄ • – ⁄ – • ⁄ • • ⁄ •

- Что такое декодирование? (Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.)

- А зачем кодировать информацию? ( Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.)

А теперь сыграем в игру “Информация-код”. (Слайд 7)

  • Я называет вид информации – вы показываете, используемые знаки. (У каждого ребёнка карточки со знаками.) (Приложение 2.)

Музыка - ноты, управление движением на дороге – дорожные знаки, речь человека - буквы, обозначения явлений природы в календаре погоды – значки, математически выражения - цифры, язык немых людей – жесты, азбука слепых людей – азбука Брайля, сообщение по рации – азбука Морзе, графическая информация – рисунки.

IV. Подготовка к основному этапу занятия.

3. Изучение нового материала

На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

  • Графический – с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков;

  • Числовой – с помощью чисел;

  • Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?

Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.

Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

Ответ: Метод координат

Итак, тема нашего урока: «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Задание № 1. (Слайд 10)

  1. У вас начерчена прямая. (Рис.1) Отметьте на ней точку 0.


  1. Выберите единичный отрезок равный одной клетке.

  1. Отметьте на прямой точки 1, 2, 3, … справа от точки 0 и точки -1, -2, -3, … слева от нее (расстояние между точками равно длине единичного отрезка, в нашем случае одна клетка).



- Получившаяся прямая носит название координатной прямой.

Запишите определение.

Координатная прямая - прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением. Каждая точка на этой прямой закодирована одним числом, которое называют координатой точки. (Слайд 11)

  1. Отметьте на координатной прямой точки с координатами: 2; 6; -5.

- Молодцы. (Слайд 12)

- Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат.

- Назвали её в честь французского математика Рене Декарта.

- Посмотрите на изображение точки, сколько значений нам надо знать, что бы определить её положение на плоскости? (Два.) Правильно.

Чтобы определить положение точки на плоскости, надо знать тоже два значения – координаты точки.

Задание № 2. (Слайд 19)

  1. У вас начерчены две перпендикулярные оси. (Рис. 2) (Следующие обозначения обучающие выполняют совместно с учителем.)

  2. Точку их пересечения обозначьте через О – начало координат.

  3. Горизонтальную ось – OХ.

  4. Вертикальную – OY.


Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.

Это пара чисел:

  • первое число по оси OX,

  • второе число по оси OY.

  1. Выберем единичный отрезок равный одной клетке.

  2. Отметьте на координатной прямой точку: А(3;4)

Числа (3;4) называются координатами точки. (Слайд 20)

- Чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси ОY).

- В жизни мы часто встречаемся с подобной системой. Кто из вас скажет где? (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе). (Слайд 21)

VI. Физкультминутка. (Слайд 22)





VII.Закрепление пройденного материала

Выполнение задания на раздаточном материале



  1. Какая координата на плоскости записывается первой?

Где в повседневной жизни мы используем метод координат для кодирования информации?

Какие еще способы кодирования используем мы в повседневной жизни или на других уроках?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Отметьте в листках настроения цифрой 2 какое вас настроение в конце сегодняшнего урока:

VIII.Инструктаж домашнего задания. § 7 (домашний проект: Придумать, нарисовать и написать координаты рисунка) + РТ стр. 69 № 99 вариант 2-6(любой на выбор или все). Учащиеся записывают задания в дневник.

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок по итогам выполнения заданий из рабочей тетради и работе на уроке.


Методическая литература:

  • УМК 5 класс, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

























Технологическая карта урока

Класс: 5

Учебник: «Информатика 5» ФГОС Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 2015 год, издательство БИНОМ

Тема урока: Метод координат

Тип урока: Урок рефлексии

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представление о методе координат; ученик получит возможность кодировать информацию «методом координат»

  • метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи; ученик получит возможность организовывать собственную учебную деятельность для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

  • личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Формы организации работы – фронтальные, индивидуальные и групповые

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска;

Основное содержание учебного материала

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы и методы деятельности

ууд

  1. Организационный момент.


Приветствие, проверка готовности к занятию; положительный настрой.

Готовятся к работе на занятии, настраиваются на активную мыслительную деятельность.

Фронтальная, словесный метод.

- уважение к личности

- расширение кругозора

-Формирование своей позиции и принятие чужой

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

У каждого обучающегося индивидуальный «Листок настроения».

Показывает «Листок настроения».

Выбирают изображение лица с соответствующим для них настроением в начале урока.

Фронтальная, наглядный метод.


- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

- классифицировать, выбирать основания для классификации

III. Проверка домашнего задания. Систематизация знаний обучающихся.

Вопросы обучающимся. Задания на карточках «Расшифруй слово».


































Игра «Информация – код».

Попутно на экране расшифровывание закодированных слов, задает вопросы и контролирует ответы.






































Называет вид информации.

Расшифровывают закодированные слова. Отвечают на вопросы. (У каждого на столе бумажный вариант закодированных слов.)






Показывают карточку с соответствующим используемым знаком. (У каждого на столе набор с картинками знаков.)

Фронтальная, словесный, наглядный метод.








































Фронтальная, наглядный.

- доброжелательное отношение к окружающим;

- грамотно использовать речевые средства для представления результата;

IV. Подготовка к основному этапу занятия.

Мотивация учебной деятельности.

Предлагает учащимся решить головоломку из решения которой появляется тема урока-

Метод координат.

Записывают тему занятия на печатной основе. (Приложение 1

Словесный

-  уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим определять метод координат;

-расширить представление о методах координат.

V. Первичное усвоение новых знаний.

Сообщение новых знаний:

- метод координат,

- координатная прямая,

- координата точки,

- прямоугольная система координат,

- Рене Декарт,

- точка пересечения,

- ось ОХ,

- ось ОY,

- координаты точки.

Объясняет новый материал с использованием мультимедийных слайдов.

Слушают учителя, на печатной основе выполняют практическую работу и записывают основные положения; усваивают учебный материал с опорой на зрительное восприятие.


Фронтальная, объяснительно-иллюстративный.


- выполнять учебные задания в соответствии с целью и планом;

 -применять полученные знания в практической деятельности




VI. Физкультминутка

На слайде показывает физкультминутку.

Выполняют упражнения.

Фронтальная, наглядный метод.

 -знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий

VII. Закрепление с помощью практической части.

Закрепление нового учебного материала приемом работы в электронной тетради и на индивидуальных карточках.


Задает вопросы (на экране задание , которое учитель предлагает выполнить детям самостоятельно

Выполняют задания. Систематизируют полученные знания.


Фронтальная, наглядный метод, беседа.

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


VIII. Подведение итогов занятия.

Анализ и оценка успешности достижения поставленной задачи.

Анализирует и оценивает работу обучающихся.

Был ли полезен урок?

Получают информацию о результатах своей работы.

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Фронтальная, словесный.

-уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

развитие навыков самоконтроля, самооценки

- применять полученные знания в практической деятельности

IX. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Показывает «Листок настроения».

Выбирают изображение лица с соответствующим для них настроением на конец урока.

Фронтальная, наглядный метод.


уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

развитие навыков самоконтроля, самооценки

- применять полученные знания в практической деятельности

X. Информация о домашнем задании.

Выдает и поясняет домашнее задание (параграф, кон-спект, карточки)

Слушают, записывают в дневник.

Словесный.

- применять полученные знания в практической деятельности