3
ФИО учителя: Панина Оксана Анатольевна
Тема: «Метод координат»
Класс: 5.
Форма проведения: опрос, беседа, решение практических заданий.
Цели и задачи:
систематизировать и обобщить сведения, полученные на предыдущем уроке о кодировании информации;
объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования информации;
познакомить учащихся с методом координат.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о методе координат;
метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
код;
кодирование;
графический способ кодирования;
числовой способ кодирования;
символьный способ кодирования;
метод координат.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! (Слайд 1)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Дневник, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Возьмите листок настроения. (Приложение 1.) (Слайд 2)
- Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.
- Ребята, а что мы сейчас использовали? (Код!) Мы закодировали, таким образом, ваше настроение. Надеюсь, к концу урока оно у вас улучшиться.
III. Проверка домашнего задания. Систематизация знаний обучающихся.
Дана таблица, в которой закодировано слово. Раскодируйте его.
8 | 4 | 3 | 1 | 6 | 2 | 5 | 7 | 9 | 10 |
ц | о | ф | и | м | н | р | а | и | я |
Расшифруйте слово. (Слайд 4)



Расшифруйте слово. (Слайд 5)

Расшифруй слово. (Слайд 6)
– • • ⁄ • ⁄ – • – ⁄ – – – ⁄ – • • ⁄ • • ⁄ • – • ⁄ – – – ⁄ • – – ⁄ • – ⁄ – • ⁄ • • ⁄ •
- Что такое декодирование? (Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.)
- А зачем кодировать информацию? ( Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.)
А теперь сыграем в игру “Информация-код”. (Слайд 7)
Музыка - ноты, управление движением на дороге – дорожные знаки, речь человека - буквы, обозначения явлений природы в календаре погоды – значки, математически выражения - цифры, язык немых людей – жесты, азбука слепых людей – азбука Брайля, сообщение по рации – азбука Морзе, графическая информация – рисунки.
IV. Подготовка к основному этапу занятия.
3. Изучение нового материала
На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:
Графический – с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?
Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.
Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.
Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | к | л | м | н | о | ь | ъ | ы | э | ю | я |
2 | п | р | с | т | у | ф | х | ч | ц | ш | щ |
3 | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
Ответ: Метод координат
Итак, тема нашего урока: «Метод координат». Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
V. Первичное усвоение новых знаний.
Задание № 1. (Слайд 10)
У вас начерчена прямая. (Рис.1) Отметьте на ней точку 0.
Выберите единичный отрезок равный одной клетке.
Отметьте на прямой точки 1, 2, 3, … справа от точки 0 и точки -1, -2, -3, … слева от нее (расстояние между точками равно длине единичного отрезка, в нашем случае одна клетка).
- Получившаяся прямая носит название координатной прямой.
Запишите определение.
Координатная прямая - прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением. Каждая точка на этой прямой закодирована одним числом, которое называют координатой точки. (Слайд 11)
Отметьте на координатной прямой точки с координатами: 2; 6; -5.
- Молодцы. (Слайд 12)
- Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат.
- Назвали её в честь французского математика Рене Декарта.
- Посмотрите на изображение точки, сколько значений нам надо знать, что бы определить её положение на плоскости? (Два.) Правильно.
Чтобы определить положение точки на плоскости, надо знать тоже два значения – координаты точки.
Задание № 2. (Слайд 19)
У вас начерчены две перпендикулярные оси. (Рис. 2) (Следующие обозначения обучающие выполняют совместно с учителем.)
Точку их пересечения обозначьте через О – начало координат.
Горизонтальную ось – OХ.
Вертикальную – OY.
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.
Это пара чисел:
первое число по оси OX,
второе число по оси OY.
Выберем единичный отрезок равный одной клетке.
Отметьте на координатной прямой точку: А(3;4)
Числа (3;4) называются координатами точки. (Слайд 20)
- Чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси ОY).
- В жизни мы часто встречаемся с подобной системой. Кто из вас скажет где? (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе). (Слайд 21)
VI. Физкультминутка. (Слайд 22)
VII.Закрепление пройденного материала
Выполнение задания на раздаточном материале

Какая координата на плоскости записывается первой?
Где в повседневной жизни мы используем метод координат для кодирования информации?
Какие еще способы кодирования используем мы в повседневной жизни или на других уроках?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Отметьте в листках настроения цифрой 2 какое вас настроение в конце сегодняшнего урока:
VIII.Инструктаж домашнего задания. § 7 (домашний проект: Придумать, нарисовать и написать координаты рисунка) + РТ стр. 69 № 99 вариант 2-6(любой на выбор или все). Учащиеся записывают задания в дневник.
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок по итогам выполнения заданий из рабочей тетради и работе на уроке.
Методическая литература:
УМК 5 класс, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Технологическая карта урока
Класс: 5
Учебник: «Информатика 5» ФГОС Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 2015 год, издательство БИНОМ
Тема урока: Метод координат
Тип урока: Урок рефлексии
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о методе координат; ученик получит возможность кодировать информацию «методом координат»
метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи; ученик получит возможность организовывать собственную учебную деятельность для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Формы организации работы – фронтальные, индивидуальные и групповые
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска;
Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы деятельности | ууд |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к занятию; положительный настрой. | Готовятся к работе на занятии, настраиваются на активную мыслительную деятельность. | Фронтальная, словесный метод. | - уважение к личности - расширение кругозора -Формирование своей позиции и принятие чужой - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. У каждого обучающегося индивидуальный «Листок настроения». | Показывает «Листок настроения». | Выбирают изображение лица с соответствующим для них настроением в начале урока. | Фронтальная, наглядный метод. | - уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; - классифицировать, выбирать основания для классификации |
III. Проверка домашнего задания. Систематизация знаний обучающихся. Вопросы обучающимся. Задания на карточках «Расшифруй слово». Игра «Информация – код». | Попутно на экране расшифровывание закодированных слов, задает вопросы и контролирует ответы. Называет вид информации. | Расшифровывают закодированные слова. Отвечают на вопросы. (У каждого на столе бумажный вариант закодированных слов.)    Показывают карточку с соответствующим используемым знаком. (У каждого на столе набор с картинками знаков.) | Фронтальная, словесный, наглядный метод. Фронтальная, наглядный. | - доброжелательное отношение к окружающим; - грамотно использовать речевые средства для представления результата; |
IV. Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности. | Предлагает учащимся решить головоломку из решения которой появляется тема урока- Метод координат. | Записывают тему занятия на печатной основе. (Приложение 1 | Словесный | - уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим определять метод координат; -расширить представление о методах координат. |
V. Первичное усвоение новых знаний. Сообщение новых знаний: - метод координат, - координатная прямая, - координата точки, - прямоугольная система координат, - Рене Декарт, - точка пересечения, - ось ОХ, - ось ОY, - координаты точки. | Объясняет новый материал с использованием мультимедийных слайдов. | Слушают учителя, на печатной основе выполняют практическую работу и записывают основные положения; усваивают учебный материал с опорой на зрительное восприятие. | Фронтальная, объяснительно-иллюстративный. | - выполнять учебные задания в соответствии с целью и планом; -применять полученные знания в практической деятельности |
VI. Физкультминутка | На слайде показывает физкультминутку. | Выполняют упражнения. | Фронтальная, наглядный метод. | -знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий |
VII. Закрепление с помощью практической части. Закрепление нового учебного материала приемом работы в электронной тетради и на индивидуальных карточках. | Задает вопросы (на экране задание , которое учитель предлагает выполнить детям самостоятельно | Выполняют задания. Систематизируют полученные знания. | Фронтальная, наглядный метод, беседа. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
VIII. Подведение итогов занятия. Анализ и оценка успешности достижения поставленной задачи. | Анализирует и оценивает работу обучающихся. Был ли полезен урок? | Получают информацию о результатах своей работы. Отвечают на вопросы, делают вывод. | Фронтальная, словесный. | -уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; развитие навыков самоконтроля, самооценки - применять полученные знания в практической деятельности |
IX. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. | Показывает «Листок настроения». | Выбирают изображение лица с соответствующим для них настроением на конец урока. | Фронтальная, наглядный метод. | уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; развитие навыков самоконтроля, самооценки - применять полученные знания в практической деятельности |
X. Информация о домашнем задании. | Выдает и поясняет домашнее задание (параграф, кон-спект, карточки) | Слушают, записывают в дневник. | Словесный. | - применять полученные знания в практической деятельности |