СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "Сера и её свойства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок для 9 класса "Сера и её свойства"разработан с соответствием с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Сера и её свойства"»

Урок в 9 классе. «Сера.»

Учитель первой квалификационной категории

Мещерякова Т.В.


Цель : изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, основные свойства серы и области её применения

Задачи :

1. Образовательная – изучить особенности строения атома серы в основном и возбужденном состоянии, аллотропные модификации серы, физические и химические свойства: взаимодействие с активными металлами, неметаллами, окислительно- восстановительные свойства.

2. Развивающая – развивать у учащихся умения работать с дополнительной литературой при подготовке к уроку, проводить эксперимент, наблюдать за результатами, делать выводы.

3. Воспитательная – формировать у учащихся

-взгляды и убеждения, соответствующие здоровому образу жизни, потребности в труде, познании, творчестве;

-чувство ответственности, умения работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.


Тип урока: урок овладения новым материалом.


Структура урока: 1. Организация начала урока

2. Проверка знаний

3. Введение нового материала

4. Закрепление

5. Домашнее задание

6.Окончание урока


Методы обучения, используемые на уроке:

1. Наглядные: а) Наблюдение( особенности строения атома серы)

б) Демонстрация( эксперимент, раскрывающий особенности физических свойств серы, перехода аллотропных модификаций)

2. Словесные: а) Рассказ(история применения серы в древности)

б)Объяснение(особенности физических и химических свойств серы)

3. Практические: а) практическая работа на уроке(исследование аллотропных модификаций серы

4. Упражнения: тестовая работа, помогающая учащимся закрепить полученные знания.


Формы организации познавательной деятельности, применяемые на уроке:

  1. Фронтальная работа.

  2. Индивидуальная работа.

  3. Парная работа.

  4. Групповая работа.

фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ

Характер деятельности учащихся:

  1. Репродуктивный.

  2. Частично- поисковый.

  3. Исследовательский.


План урока.

  1. Организационный этап: постановка цели и задач урока.

  2. Проверка знаний особенности строения атомов элементов VI-A подгруппы и причин закономерности их изменения

  3. Введение нового материала

  • Особенности строения атомов серы в основном и возбужденном состоянии

  • История появления и использования серы человечеством

  • Сера в природе

  • Аллотропия серы

  • Практическое исследование взаимного перехода аллотропных модификаций серы

  • Физические и химические свойства серы

  • Промышленное использование серы

3. Закрепление: тестовая работа (5мин.)

4. Домашнее задание.

5. Окончание урока.


Ход урока.

Постановка целей и задач:

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева и я не сомневаюсь в том, вас ждут сегодня открытия, потому что по словам Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь». Урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ .Сегодня на уроке мы должны изучить особенности строения атомов серы в основном и возбужденном состоянии, физические и химические свойства, составить соответствующие уравнения реакций; провести эксперимент, показывающий основные аллотропные модификации серы.

Учащиеся заранее распределяются по группам. Каждая группа получает задание самостоятельно подготовиться по каждому разделу(строение атомов, нахождение в природе, аллотропия, историческая справка, физические и химические свойства, области применения)

Проверка знаний

Учитель:На прощлом уроке мы начали изучение VI группы главной подгруппы ПСХЭ(подгруппы кислорода).

Какие элементы входят в состав VI-А подгруппы?

O, S, Se, Te, Po

Что общего и в чем различие в строении атомов элементов VI-А подгруппы?

Учащиеся на доске изображают особенности строения атомов элементов VI-А подгруппы и отмечают сходство и различие в строении атомов элементов

Общее: количество электронов на внешнем энергетическом уровне

Различие: число энергетических уровней

Каким образом изменяются свойства элементов в группе сверху вниз?

Объясните причины

Металлические свойства увеличиваются, неметаллические свойсва уменьшаются, т. к. радиус атома возрастает, энергия связи электронов внешнего энергетического уровня с ядром уменьшается, следовательно, они слабее удерживаются ядром и легче отщепляются.


Изучение нового материала

На прошлом уроке мы изучали особенности строения и свойства кислорода, темой нашего сегодняшнего урока будет Сера.


1 группа учащихся

Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.


Сера была известна народам с глубокой древности. Свое название она получила от санкритского слова «сира»- светло- желтый.

Сера применялась в Древнем Египте- уже за 2 тыс. лет до н. э.- для приготовления красок, косметических средств, для беления тканей;

в Древнем Риме- для лечения кожных заболеваний; в Древней Греции серу сжигали для дезинфекции вещей и воздуха в помещениях.

В средние века у алхимиков сера была выражением одного из «основных начал природы» и благодаря её горючести обязательной составной частью «философского камня».

В Ветхом завете также упоминается сера: на расплавленной сере сжигали грешников. Запах горящей серы олицетворяет запах ада.


Запишем строение атома серы

S 2 8 6 1s22s22p63s23p43d0

Составьте схему расположения электронов на энергетических уровнях?






3d

3p

3s

Имея 2 свободных электрона на внешнем энергетическом уровне, сера в обычном состоянии 2-хвалентна и проявляет степень окисления-2.

В кислородных соединениях сера может проявлять валентность IV и VI и степени окисления +4 и +6

Объясните причину, основываясь на особенностях строения атома серы?

При переходе в возбужденное состояние электроны распариваются и сера оказывается способной проявлять степени окисления +4 и +6










2 группа учащихся:

В природе сера встречается в 3-х формах:

Самородная:

Вулканическая сера образуется при извержении вулканов, содержит примеси, требует тщательной очистки.

2H2S+ SO2 3S + 2H2O

Комовую серу получают из сульфидов.

Серный цвет- порошок желтого цвета, применяют для экспериментов.

Черенковая сера- самая чистая


Сульфидная:

PbS- свинцовый блеск

Cu2S- медный блеск

ZnS- цинковая обманка

HgS- киноварь

H2S- сероводород( в природном газе- яд!; в минеральных источниках- лечебное средство от заболеваний кожи). Уникальное месторождение сероводорода- вода Черного моря.


Сульфатная:

Глауберова соль(Na2SO4 * 10H2O)- сильное слабительное средство

Гипс(CaSO4 * 2H2O)

Горькая соль(MgSO4 * 7H2O)




На прошлом уроке мы отмечали особенности аллотропных соединений кислорода.

Вспомним определение аллотропии?

Аллотропия- способность атомов одного элемента образовывать несколько простых веществ.

Какие аллотропные модификации кислорода вам известны?

Кислород О2 и озон О3

Для серы также характерны аллотропные модификации.


3 группа учащихся проводит эксперимент получения пластической серы.

По ходу эксперимента идет комментарий ученика:

Наиболее устойчива модификация, известная под названием ромбической серы( S8)














При нагревании происходит образование пластической серы- вязкого вещества темно- коричневого цвета.

В средние века пластическую серу использовали в качестве зубной пасты для дезинфекции полости рта.



По мере остывания пластическая сера будет опять переходить в ромбическую.



Рассмотрим основные свойства серы?

Физические свойства: твердое кристаллическое вещество желтого цвета, не проводит тепло и электрический ток, не растворяется в воде.

Учащийся проводит эксперимент, подтверждающий несмачиваемость серы водой( порошок серы насыпать в стакан с водой).

Сера- типичный химически активный неметалл, взаимодействующий с металлами, неметаллами, сложными веществами.

4 группа учащихся составляет уравнения соответствующих реакций, используя электронный баланс, уравнивают.

2Na0 +S0 = Na2S-2

Na0 -1e- = Na+1 2 в-ль

S0 + 2e- = S-2 2 1 о-ль

H20 + S0 = H2S-2

H20 -1e- *2 = 2H+1 1 в-ль

S0 + 2e- = S-2 2 1 о-ль


S0 + O20 = SO2

S0 - 4e- = S+4 4 1 в-ль

O20 +2e- *2 =2O-2 1 о-ль



Какие свойства- окислительные или восстановительные- наиболее характерны для серы- простого вещества?

И окислительные, и восстановительные.


5 группа учащихся рассказывает об областях применения серы.

Применение серы описано еще в романе А. Дюма « Граф Монте-Кристо». Герой романа аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему дали для лечения серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха.

Основные составные компоненты пороха( «греческого огня»): сера, калийная селитра, уголь. С его помощью еще в 670г. защитники Константинополя сожгли арабский флот.

В настоящее время серу используют в производстве спичек, бумаги, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, пластмассы, серной кислоты, «сусального золота» SnS2 –для покрытия куполов церквей, золочения украшений дворцов и скульптур, в сельском хозяйстве- для борьбы с вредителями.


Закрепление изученного материала( тест)

Вариант 1

Вставьте пропущенные слова

1. Сера- элемент… группы, … подгруппы.

2. В атоме серы …электронов.

3. На внешнем уровне в атоме …электронов.

4. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, 0, +4, +6.
в) –1, –2, 0, +6.

5. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

6. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

7. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

8. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота



Вариант 2

Вставьте пропущенные слова:

1. Заряд ядра атома серы равен…

2. Атом серы имеет … энергетических уровня.

3.Простое вещество сера является…

4. Сере принадлежит электронная формула:

а) 1s22s22p63s23p4
б) 1s22s22p6,
в) 1s22s22p63s23p6.

5. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

6. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

7. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

8. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.