СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "В России есть город, который в сердцах наших свято храним..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по предмету "Краеведение", посвященный памятникам архитектуры города Ельца. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками данного урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок "В России есть город, который в сердцах наших свято храним..."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Елец, Липецкая область.















Методическая разработка урока по теме

«В России есть город, который в сердцах наших свято храним…»

















Автор разработки

учитель начальных классов Бутырина Г.Н.

















2016 год.



Методическое описание урока.

Тема урока: «В Росси есть город, который в сердцах наших свято храним…»

Уровень образования обучающихся: 2 класс общеобразовательной школы.

Время: 45 минут.

Предварительная работа: пешеходная экскурсия по центру города, экскурсия в краеведческий музей, проект «Я рисую любимый Елец», конкурс сочинений о Ельце.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок (краеведение, история, основы православной культуры).

Форма проведения урока: урок - виртуальная экскурсия.

Цели урока.

1. Повторение, закрепление и углубление знаний об истории города Ельца, его архитектурных памятниках.

2. Формирование личностно-ценностного отношения к родному городу, воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну и родной город, бережного отношения к историческому наследию.

Планируемые результаты.

1.Обучающиеся закрепят знания о родном городе и особенностях его архитектуры.

2. Получат развитие познавательные, творческие и коммуникативные способности обучающихся, психические процессы памяти: внимание, восприятие, мышление, эмоциональная лабильность.

3.Продолжат формироваться способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Оборудование: выставка книг, компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку, рисунки и сочинения обучающихся.



Краткая аннотация.

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу. Оно является важным средством повышения качества знаний и представлений детей об окружающем мире, способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Выбор данного типа урока продиктован дидактическими целями, которые поставлены с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня знаний и умений обучающихся, места урока в системе уроков по курсу «Краеведение».

Перед проведением урока была осуществлена предварительная работа: пешеходная экскурсия по центру города, экскурсия в краеведческий музей, проект «Я рисую любимый Елец», конкурс сочинений о Ельце.

На всех этапах урока осуществляется связь со знаниями, приобретенными обучающимися на предыдущих занятиях. Структура урока соответствует целям, задачам, типу и виду урока, этапы логически последовательны и взаимосвязаны при помощи сценария.

На данном уроке мотивация процесса обучения осуществляется на всех этапах. Слова учителя, выразительное чтение стихотворений и сочинений детьми, рассказы детей-экскурсоводов, слайд-шоу о городе, выставка детских рисунков способствуют увлеченности обучающихся процессом познания.

Специфике урока соответствует уровень трудности, содержание материала, виды, методы и приемы работы. На уроке применены следующие методы:

  • словесный (слово учителя, сообщения учеников, выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов);

  • практический (конкурс сочинений и проектная работа «Я рисую любимый Елец»);

  • наглядный (компьютерная презентация, видеофильм, выставка рисунков и книг).

Используются разные виды работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Виды работ чередуются с учетом нарастания трудности. Система методов, применяемая на уроке, положительно влияет на общее развитие детей. Проводится работа по развитию учебно-научной речи, выразительности чтения литературных текстов, умению слушать и, главное, развитие творческих способностей обучающихся. Раскрытию творческого потенциала, развитию детской фантазии способствует введение музыкальных произведений, отрывков из стихотворений местных поэтов, просмотр фотографий с видами старинных православных храмов города Ельца. Все это настраивает детей на восприятие, запоминание и осмысление материала урока.

План урока:

1.Мотивация познавательной деятельности.

2.Актуализация необходимых знаний.

3.Организация познавательной деятельности.

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.

Сценарий урока.

Этапы урока.

Содержание

Слайды презентации

1.Мотивация познавательной деятельности.









2.Актуализация необходимых знаний.






















3.Организация познавательной деятельности.





























































































































4. Подведение итогов.
















5. Рефлексия.

Учитель. В современном мире непостоянства есть островок твердой земли, который всегда остается неизменным – это чувство Родины, которое начинается с родного дома, двора, со знакомой с детства улицы.

С этим чувством человек рождается,

С ним растет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

1 ведущий. «Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина». [6]

2 ведущий. Мы любим свою страну, гордимся подвигами предков, изучаем их традиции и обычаи, но для каждого из нас есть в России место, к которому мы относимся с особой нежностью и лаской. Это наш родной город.

Звучит песня «Город мира! Город славы!» в исполнении ансамбля «Русский вариант».

1 чтец.

Я люблю тебя, город старинный,

Я горжусь, что на свете ты есть.

На Руси ты – как витязь былинный,

В нашей жизни – как совесть и честь.


Сколько раз на тебя нападали

Злые хищники разных мастей.

Но ельчане, как надо, встречали

Обнаглевших незваных гостей.


Не велик ты, наш город, но выше

Этажи поднимаешь свои.

А весенней порою, мы слышим,

Как по скверам поют соловьи.


Городов есть немало хороших,

Но нигде, как Елец, не найти.

Ты для нас и милей и дороже,

Здесь мы в жизнь выбираем пути. [2]


Дети – победители конкурса сочинений читают отрывки из своих работ. (Приложение).

2 чтец.

Камни древних стен

Старину хранят,

Он поэтами воспевается.

Величав, красив, славен и богат.

Этот город Ельцом называется. [2]


Учитель. Понравились ли вам рассказы одноклассников? Что нового вы узнали о родном городе?

( Ответы детей).

1 ведущий. Живописные окрестности, уникальные народные промыслы, великие имена наших земляков И. Бунина, М. Пришвина, Т. Хренникова и многих других, архитектурные ансамбли, здания, построенные в XVIII веке и, конечно, большое количество памятников (в среднем на 1 квадратный километр площади города приходится три памятника, имеющие огромную историческую ценность) – вот чем богат Елец.

2 ведущий. Сегодня мы вспомним о памятных для каждого ельчанина святых местах нашего города.

3 чтец.

Вновь с тобой, земля моя святая,

Тихо плачет осень золотая

По елецким взорванным церквям…

Их не отыскать поводырям.

Их не отыскать, но слышен звон

Из счастливых дедовских времен,

Тот, что у околиц, вдоль окон,

Проплывая, душу брал в полон.

4 чтец.

Ну, а храмы те, что уцелели

Дышат бедолаги еле-еле,

Корчатся порушенные в муках.

Мимо ходят равнодушно внуки.

Искушенье тянет души вниз…

Господи, к России повернись!

Я молю тебя в конце стихов:

Господи, избавь нас от грехов!

На глухих пролейся, светлый звон,

Тот, что у околиц, вдоль окон,

Проплывая, души брал в полон. [3]

Учитель. Мы надеемся, что эти храмы будут восстановлены и опять порадуют нас своим величием и красотой. А теперь совершим экскурсию по уцелевшим или восстановленным усилиями жителей города православным памятникам.

1 ребенок – экскурсовод.

Вознесенский собор, построенный по проекту Архитектора Константина Тона, впечатляет своими размерами: высота 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. В настоящее время он является третьим по величине в России. Собор строили 44 года с 1845 по 1889 год на пожертвования жителей города Ельца. И вот уже боле 120 лет он восхищает жителей и гостей нашего города своей красотой.[4]

2 ребенок-экскурсовод.

Во дворе Вознесенского собора расположена часовня над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 году. Она построена в 1801 году. Своим обликом часовня напоминает древнерусский шлем. На три четверти своей высоты она уходит вглубь земли. [4]

3 ребенок-экскурсовод.

Храм Елецкой Божией Матери построен в XIX веке по проекту архитектора А. С. Каминского. Он создан в память чудесного избавления Руси от нашествия хана Тамерлана в 1395 году. По своим размерам он занимает второе место в городе. Храм знаменателен тем, что является последним из построенных до революции в нашем городе. Его освящение состоялось в 1915 году. [1]

4 ребенок-экскурсовод.

Храм святых князей Тверского и Александра Невского – Великокняжеский сооружен в память посещения в 1989 году города Ельца великим князем Михаилом Александровичем Романовым. Строительством этого храма мы обязаны почетному гражданину города Ельца, купцу и меценату А. Н. Заусайлову. Здание строилось с 1909 по 1911 год по проекту архитектора Вильфарта. [1]

5 ребенок-экскурсовод.

История Знаменского женского монастыря ведет свое начало с 1683 года. Неоднократно монастырь горел, несколько раз его закрывали, а в 1937 году он был полностью разрушен. Восстановление монастыря началось в 1997 году по найденным в архиве города Ельца фотографиям. Главной святыней монастыря является чудотворный образ Пресвятой Богородицы, который остался невредим в пожаре 1768 года. [5]

5 чтец.

Город живописцев и поэтов,

Музыкантов и богатырей,

Край легенд, преданий и заветов,

Сказочных часовен и церквей.

Город кружевниц, каменотесов,

Мукомолов, зодчих, кузнецов…

Под седым холмом звенящим плесом

Речка славит подвиги отцов.

О Ельце Молва гласит по праву:

Древний, как сама святая Русь!

Город трудовой и ратной славы

Я твоей историей горжусь! [3]

Обучающиеся демонстрируют свои проектные работы «Я рисую любимый Елец».


Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня совершили путешествие в прошлое нашего города. Предлагаю вам заглядывать в школьную библиотеку и читать книги о нашем прекрасном городе. Небольшую часть произведений разных авторов вы видите на нашем стенде-выставке.

А теперь вам предстоит высказать свое мнение о нашем уроке при помощи волшебной карты островов, которая находится на классной доске. Подойдите к ней и маркером (фломастером) нарисуйте кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

(Дети заполняют карту эмоциональных островов).

2.Флаг России на фоне русских берез.

























3. Панорама исторической части города Ельца.








4. Милый сердцу город.


























5. Проекты на тему «Моя малая родина»









6. Елец православный.












7. Разрушенные храмы.


























8. Вознесенский собор.









9. Часовня над братской могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом.






10. Храм Елецкой Божией Матери.










11.Великокняжеский храм.










12. Знаменский женский монастырь.











13. Изображение видов города Ельца.










14. Слайд-шоу

о городе Ельце.









15. Карта эмоциональных островов.



Приложение 1.

Отрывки из сочинений обучающихся.

1. «Я живу на улице Мира. Люблю вставать рано утром под звон колоколов Вознесенского собора. В их переливах я слышу: «Доброе утро, Елец! Вставайте жители города! Наступил новый день! Здравствуйте! Здравствуйте!». Я быстро завтракаю, одеваюсь и выбегаю во двор. Смотрю на выходящих с серьезными лицами из своих квартир, спешащих на работу соседей, и говорю им с улыбкой: «Доброе утро!». Пусть они отнесут на предприятия нашего города частичку моего хорошего настроения. Пусть этот день сложится удачно для каждого из них».

2. « Мне нравится ходить вместе с мамой на ежегодный праздник, посвященный Дню города. Чего тут только не увидишь! В центе площади стоит красивая беседка, а в ней сидит за столом у самовара «купеческая семья». По улице ходят люди, одетые в русские костюмы, раздаются звуки гармони и слышатся задорные песни, пляшут девушки и парни, проходят разнообразные соревнования для детей и взрослых. Веселится народ!

А сколько разнообразных товаров в торговых рядах! Вот лапти и детские свистульки, а чуть дальше лоскутные одеяла, плетеная из лозы мебель, картины, глиняные и кованые изделия.

Я люблю смотреть, как работает кузнец. Кладет на наковальню раскаленный кусочек железа, стучит по нему огромным молотом, а потом поднимает щипцами и опускает в ведро с водой выкованное им изделие. Я подхожу ближе, протягиваю руку, и кузнец кладет в мою ладонь еще теплую круглую монетку. Волшебство!».

3. «Мой город знаменит старинными церквями, историческими зданиями, памятниками, музеями. В нем есть много мест, которые могут привлечь внимание. Но больше всего мне нравится тихий дворик дома, в котором я живу.

Летом мы бегаем босиком по его зеленой траве. Осенью он провожает нас в школу шелестом листьев под ногами. Зимой устраивает для нас веселые игры и катание с горки. А весной радует множеством желтых одуванчиков – маленьких солнышек. Я люблю наш двор в любое время года. Мне и моим друзьям здесь очень хорошо».

Приложение 2.









Список литературы.

1.Горлов П. В., Новосельцев А. В. Елец веками строился. Липецкое издательство, 1994г.

2.Елецкая быль. Выпуск четвертый. Поэтический сборник к 850-летию Ельца. Липецкое издательство. 1996г.

3.Ширяев Ю. В. Сказание о Ельце. Книга стихов. Елец, 2005г.

4.Клоков А.Ю., Найденов А.А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец – Липецк, 2006г.

5.Наше наследие. Елец в старинных открытках. Елец, 2007г.

6. Ушинский К. Д.Рассказы. Сборник для младшего школьного возраста. М: Детская литература,1983г.

Ресурсы Интернет.

  1. eletskraeved.ru

  2. www.elets.ru

  3. www.museum/ru/M911

  4. Muztune.com./files/php

  5. Elztm.ru/znameitosti/shiryaev-yu-v/html

  6. Elrost/nfrod.ru/foto/elets.htm

  7. www.vidania.ru/cityelez.html

  8. http://xn....itbanmph

  9. DVD «Елец. Видеоэкскурсия», г. Елец, 2009г.