Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности . Орг. момент (психологический настрой) | Из глубокого колодца солнце медленно встаёт, Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся, Новый день оно начнёт. Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу успешной работы. | Создает эмоциональный настрой. Организует беседу. | | Коммуникативн. УУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность |
2.Актуализация знаний. | -Поднимите руку, кто готов трудиться? -Представляю вашему вниманию послушать звуки. -Что это за звуки? (звуки природы) - А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). -Какая бывает природа? (Живая и неживая). - Чем отличается живая природа от неживой? - Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. На доске находятся картинки, распределите их по группам. - На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные). - Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,). - По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений? С помощью карточек обозначим признаки царства растений: Обозначим общие признаки, которые характерны для царства животных: Признаки обозначили. | Направляет деятельность учащихся | Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты. | Познавательн. УУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определять круг своего «не знаю» на этом этапе урока. |
3. Создание проблемной ситуации. | Какие карточки вы не отнесли к этим царствам? К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись? Посмотрите все ли объекты , которые вы отнесли к царству растений обладают признаками растений, которые вы расположили под этим царством? А что изображено на карточках , которые вы убрали? Так к какой группе мы отнесём грибы? Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них отличительные признаки? О чем пойдет речь на уроке? ( О грибах) | Создаёт проблему | Решают проблему, отвечают на вопросы | Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества. Познават.УУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Регулятивные |
4.Введение в тему урока. | - Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока. Учитель читает отрывок из стихотворения П.Синявского «Грибная электричка») | Читает стихотворение | Слушают стихотворение и формулируют тему урока | |
5.Формулирование темы урока | -О чем будем говорить на уроке? - Кто может сформулировать тему урока? Итак, тема нашего урока «В царстве грибов». | | | |
6.Постановка целей урока | - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим? | | Формулируют цели урока | Познават.УУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. |
7. Открытие нового знания. Исследование в парах. | - Для того чтобы определить отличительные признаки грибов проведём исследования в паре .У вас на парте лежат карточки с текстом для изучения. Вам нужно изучить текст и ответить на вопросы. Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа». | Организует работу в параре | Работают в паре | ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты, объединять в группы по существенному признаку; выполнять учебные задачи, имеющие различные варианты решений. РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль. |
8. Физминутка для глаз. | | | | |
Обмен информацией. | Вывод: 1. Имеют шляпку, ножку, грибницу. 2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества. 3. Питаются останками живых существ. 4. Питаются солями из почвы. 5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге. | Проверяет работу | Делают вывод | ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. РУУД: определить план выполнения заданий; ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль |
9.Физкультминутка | Сейчас мы отправимся в лес и будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли.(дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз – грибок, два – грибок (наклоны) Вот и полный кузовок. (показывают руками)
| Показывает упражнения | Выполняют упражнения | |
10.Этап учебно- познавательной деятельности. | А вот писатель Николай Сладков вот так однажды собирал грибы. Постарайтесь запомнить, под какими деревьями, какие грибы находил писатель. (Звучит отрывок из рассказа Сладкова, читает учитель) Приложение 2 Где и какие грибы собирал Сладков? (В дубраве среди дубов – боровик, под осинками – подосиновики, среди сосен – маслята, на пнях опенки.) Подумайте, почему подосиновики растут только под осинками, а подберезовики под березками? Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы. (Дружат с этими деревьями (им хорошо вместе) | Побуждение к мыслительной деятельности. | Слушают, анализируют, запоминают. | ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. РУУД: определить план выполнения заданий; ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль |
11. Включение нового знания в систему знаний и повторение в измененной ситуации. (конструктивной) | Так с кем же дружат грибы? Все вы, наверное, помните загадку: Стоит Антошка на одной ножке, кто не пройдет, всяк поклон отдает. Давайте подумаем, а всякому ли Антошке нужно кланяться? Вот вам лукошко. Соберите в него грибы. Подумайте, каждого ли Антошку нужно забрать в лукошко? А почему это вы не все грибы положили в корзинки? Значит, на какие две группы можно разделить грибы? Обратимся к учебнику и запомним, какие грибы нельзя брать в корзинку. | | Коллективно решают какие грибы они положат в лукошко. | ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты, объединять в группы по существенному признаку; выполнять учебные задачи, имеющие различные варианты решений. РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль |
12.Грибы- двойники | Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники? А кто такие двойники? С некоторыми мы сейчас познакомимся. Посмотрите и найдите отличия. Поэтому при сборе грибов нужно быть внимательными, чтобы не положить себе в лукошко ядовитый гриб. | Показывает презентацию | Смотрят, запоминают | |
13.Составление правил сбора грибов. | - Поднимите руки, кто любит собирать грибы? -С кем вы ходите в лес? -Как вы собираете грибы? Кто знает, как правильно собирать грибы? (Дети отвечают) А сейчас давайте прочитаем в учебнике правила сбора грибов. - Собирай только хорошо знакомые грибы! - Грибы срезай ножом или выкручивай! - Если сомневаешься – гриб в корзину не клади! - Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? - Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных. Итак, мы доказали, что грибы - это царство. -Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы? | Проводит беседу | Отвечают на вопросы | ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты, объединять в группы по существенному признаку; выполнять учебные задачи, имеющие различные варианты решений. РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль |
14. Применение знаний. | -Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю заглянуть в учебник с.112- 113 и дописать предложения в рабочей тетради. (по очереди называют) - Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку? Поэтому, какой вывод можно сделать? Грибы нужно беречь. В настоящее время некоторые виды грибов исчезли или их осталось мало. Ребята, а куда занесены растения и животные, которых мало и которые охраняются государством? (В Красную книгу) А как вы думаете – грибы могут быть занесены в Красную книгу? Давайте посмотрим, какие грибы занесены в Красную книгу | Даёт задание Задаёт вопросы, проводит беседу Показывает презентацию | Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию и запоминают. | |
15.Рефлексия. | -Ребята, подведём итог урока. -Какие цели ставили в начале урока? -А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока. - Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока. - Что полезного узнали на уроке? - Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес? | Организует рефлексию, самооценку деятельности на уроке. | Оценивают работу, делают выводы. | РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. |
16.Домашнее задание. | - с. 116, задание 1. - Найти интересную информацию о грибах. В этом вам поможет и атлас-определитель. -Спросите своих родителей, случались ли с ними или с их знакомыми какие-то интересные истории в лесу, особенно во время сбора грибов. | | | ПУУД: классифицировать объекты, работать со словарями, справочниками, выполнять учебные задачи творческого содержания. |