"Правила вежливости"
![]()
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях, художественная литература, “Словарь русского языка” Ожегов С.И., иллюстрации вежливого поведения, стенды “Так ли мы поступаем” и “Скажи вежливые слова”, таблицы, схемы, два телефона.
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону. 2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых. 3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Подготовительная работа:
заучивание стихотворений о вежливости;
изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
подготовка слайдов к просмотру;
Необходимое оборудование:
мультимедийный проект;
презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
индивидуальные карточки для групповой работы;
плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.
Участники: учащиеся 2-го класса.
Ход урока 1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Прогноз погоды.
Сегодня 15 марта, четверг
Погода ясная.
Осадков нет.
Дует слабый ветер.
Температура воздуха +5 С0.
3.Проверка домашнего задания.
4. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
- Кто, по-вашему, добрый человек?
- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
1-й ученик: Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
2-й ученик: Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
3-й ученик: На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!
4-й ученик: Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!
5. Работа над новой темой урока.
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
1) Образование слова «Вежливость».
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?
Внимание на экран!
(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)
- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:
«ВЕЖЕ» ------------ знаток.
«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.
«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».
«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.
2) Обмен собственным опытом.
- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.
Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
3) Использование в речи «волшебных» слов.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.) (3-й слайд)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.) (4-й слайд)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.) (5-й слайд)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.) (6-й слайд)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.) (7-й слайд)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.) (8-й слайд)
Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.
Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
-Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.)(слайд9)
-В каких случаях мы используем эти слова?(слайд10)
а) здравствуйте ,привет,добрый день,(приветствие)
б)до свидания.пока (прощание)
в)спасибо, благодарю(благодарность)
г)извините ,прстите,(извинения)
д)будьте добры.пожалуйста(просьба)
6.Работа в паре.
Рассмотрите рисунки на стр. 54 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.(слайд11)
После 1-2-мин. подготовки заслушиваются выступления групп.
1.Кого можно приветствовать словом «здравствуйте»?(слайд12)
2.Что обозначает это слово? Мы желаем вам здоровья (здравия).(слайд13)
3.Какими словами можно заменить это слово?
Я другу говорю:«Привет!»(слайд14)
А он в ответ:«Здорово!»
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.
Старшему,если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!»мы говорим.
-------До свидания, пока, до встречи!- Когда и кому говорят эти слова? Что обозначает это выражение? «До свидания» - т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз. Какими словами можно их заменить?(слайд15)
«До свиданья!» - На прощанье(слайд16)
Говорим;О том и речь,
Что ещё нас ждут свиданья,
Много-много новых встреч!
7.Работа с учебником.(с.55)Слайд17)
Вежливые слова нужно не только знать,но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.Иначе произойдёт вот что.
Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 55 учебника. Получился ли разговор вежливым и понятным? Три ученика читают вслух по ролям, затем дети высказывают свое мнение.(слайд18)
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?(слайд19)
Помни! (слайд20) ---Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. -Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. -Не следует говорить слишком долго.
Примерная схема разговораслайд21)
1. «Алло».
2. Приветствие
3. Объяснение цели звонка – собственно разговор.
4. Благодарность
5. Прощание.
----Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
Разыграем ситуации (разговор по телефону)(слайд22)
Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы.
Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике.
Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол».
Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
-Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова,совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».
Прочитаем вслух текст «Странный папа» на стр. 56 учебника.(слайд23)
Как вы объясните «странное» поведение папы?
Что можно сказать о попугае Илье?
Чему бы мальчики могли поучиться у папы Серёжи и Нади?
-Рассмотрите рисунок на стр.57. Что вы можете сказать о поведении мальчиков?
-Что такое культура поведения? Культура поведения – это вежливые поступки.(слайд24)
8) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
(25-й слайд «Правила вежливости».)
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.
(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)(слайды 26-39)
Не спеши первым сесть за стол.
Не разговаривай во время еды.
Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
Не чавкай.
Не рвись первым выскакивать в двери.
Не перебивай говорящего.
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
Не размахивай руками.
Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.
А сейчас мы рассмотрим ситуации и разберём, кто поступает правильно?(слайд40)
9. Работа в группах «Образуй своё правило».
Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
13. Домашнее задание: стр. 54-57,знать правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.
14. Итог урока:
Какого человека называют вежливым?
Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся. Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Дpyжба кpепкая не сломается,
Hе pасклеится от дождей и вьюг.
Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит -
Вот что значит настоящий верный дpyг!
Мы поссоpимся - и помиpимся.
"Hе pазлить водой!" - шyтят все вокpyг.
В полдень или в полночь дpyг пpидет на помощь -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
В полдень или в полночь дpyг пpидет на помощь -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Дpyг всегда меня сможет выpyчить,
Если что-нибyдь пpиключится вдpyг.
Hyжным быть комy-то в тpyднyю минyтy -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Hyжным быть комy-то в тpyднyю минyтy -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.
8