СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок вежливости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час " Урок вежливости", класс разделить на группы , время занятия 30-35 мин 

Просмотр содержимого документа
«Урок вежливости»

Урок вежливости

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята и гости ! мы продолжаем наш разговор об этикете Сегодня мы будем говорить о вежливости, о добром отношении к людям. Многие в классе согласятся со мной, что для нас эта тема очень актуальна .

«Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Наверняка , и это выражение вам знакомо Но сами не так часто следим за собой, что мы говорим, как мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем наоборот – испортить человеку день и настроение.

Слайд

Посмотрите на рисунки лиц. Зарисуйте лицо того человека, с кем бы вам хотелось общаться. Поднимите ваши рисунки. Сколько вокруг стало веселых, счастливых лиц) Подарите и вы друг другу улыбку. Начнём день с хорошего настроения.

Давайте вспомним А что обозначает слово ЭТИКЕТ ?

Слайд

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Какие слова близки по значению ? этика, обряд , ритуал , правило

.Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества.

В Средние века появлялись пособия и трактаты о поведении за столом , во время беседы , как принять гостей .

С какими видами этикета мы уже знакомились ? деловой , школьный , военный и т. д

Есть врачебный этикет , педагогический и другие .

На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего : чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:"





Беседа

А сейчас послушайте, « Случай в автобусе»

В автобус вошла группа подростков , очень шумные , громко смеются , рассказывают что- то друг другу , включили музыку . Рядом стоит пожилой человек . Он не выдержал и закричал

- Эй, вы , мелюзга , а ну- ка, прекратите здесь орать

Один подросток ответил:

- Ты, папаша помалкивай , не твоё дело

Пожилой человек продолжил

- Ах, ты сопляк, мерзавец , Я научу тебя как себя вести !

Вопрос : Кто из них поступил неправильно ? Беседа

Вывод : Общение с обеих сторон было грубым . Подобным образом научить вести себя в транспорте и другом общественном месте невозможно . невозможно . Важно быть вежливым в общении .

Основной чертой этикета является вежливость

Слайд

философский словарь по этике так определяет это явление

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими .

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах Ж.Ж.Руссо

Вежливость – это проявление уважения , деликатность , такт .

Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Для начала, проверим, как вы знаете вежливые волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

Медведь медведя в гости звал –

Медком побаловать.

В берлогу дверь открыл, сказал:

- … (Добро пожаловать)

Нужно знать, как дважды два все «волшебные» слова,

В день, пожалуй, раз до ста, говорить…(пожалуйста).

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не … перебивай

Не забудьте, что на прощание нужно всем говорить…(до свидания).

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; diж.
Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Работа в группах « Цветок вежливых слов »

На доске ромашка : приветствия , прощания , извинения , просьба , благодарность

Назвать различные обороты речи , те . какими словами можно поприветствовать взрослых , детей, одноклассников, бабушек и т. д.



История происхождения вежливых слов.
СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:



Жизненные ситуации. Каждой группе разные

Учитель: Представляю на ваш суд следующие ситуации

Ситуация 2

В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает : ……Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

Ситуация 3.

У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности: Что вы скажете гостям ……..

Ситуация 4 Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание по математике . К телефону подходит его бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

Ситуация 5 Ваня просит у одноклассника Коли телефон, поиграть в игру , в которую давно мечтал поиграть. Но Коле самому хочется играть в настоящее время , а Ваня не отстаёт , предлагает в обмен всё что захочешь ( и свой обед, и деньги0 Как поступить .

Ситуация 1Вы едите в полном автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?



Ситуация 6

Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?



«Разговор по телефону»

По очереди каждая команда отвечает на мой вопрос. Если ответ неверный, то право предоставляется другой команде.

  1. Если в вашей квартире раздался звонок, не спрашивайте «Кто это?» Почему?

Ответ: Воспитанный человек, поздоровавшись, сам представится.

  1. Если человек, которого попросили к телефону, отсутствует, а вы взяли трубку, что нужно спросить?

Ответ: «Извините, его нет дома. Позвоните пожалуйста попозже.» или «Не хотите что-то передать?»

  1. Когда вас оторвали от дел ошибочным звонком, что нужно делать?

Ответ: Не надо кричать в трубку, ругаться, надо выслушать извинения и пожелать удачи.

  1. Если вы ошиблись номером, стоит ли спрашивать: «Какой у вас номер?»

Ответ: Нет. Извинитесь и назовите номер, по которому вы звонили.

  1. В начале разговора, после приветствия, какой вопрос нужно задать собеседнику?

Ответ: Удобно ли ему сейчас говорить, если нет, то договориться о другом времени.

  1. Кто должен закончить разговор?

Ответ: Тот, кто звонит.

  1. Если разговор прервался по техническим причинам, кто должен перезвонить?

Ответ: Кто позвонил первым.



«Правила культуры»

1. Никогда не беспокойте другого тем, что ты можешь……………………..

2.Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает ……………………….

  1. Не старайся казаться не тем, кто ты есть………………………………………..

  2. Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться …………………………

  3. Уважай и цени своё и чужое…………………….

  4. Не навязывай свои правила в чужом ………………..

  5. Воспитанный человек говорит о себе в …………….. (последнюю очередь)

  6. Старайся не давать обещаний, если не уверен, что……………… (сможешь их выполнить)











Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили эти правила культуры поведения и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду. Уважайте друг друга и окружающих, будьте всегда вежливы и помните, что все будут относиться к вам и разговаривать с вами так же, как вы с ними.

Помните: Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Спасибо, ребята за поддержку, я рада нашему знакомству. И в память о нашей встрече я дарю вам вот эти памятки.

ПАМЯТКА

1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Правильно вести себя в чужом доме.

3.Быть гостеприимным хозяином.

4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

10.В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

11.Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость.